«Концепция и методология» - вот те понятия, которые можно начертать не несуществующем
пока знамени отечественного музыкознания. Именно они определяли доминирующий вектор
её развития в XX столетии, стали средством и формой познания различных сторон
музыкальной культуры и определили, таким образом, лицо нашей науки о музыке. Вспаханные
на основе концепций и при помощи различного рода методологий глубинные слои музыкальной
почвы принесли свои замечательные плоды. Они хорошо известны по многочисленным
работам российских ученых.
И всё же размышление над тенденциями современного музыковедения не может не вызывать
чувства обеспокоенности. Достигнутым в последние десятилетия концепционным высотам
далеко не всегда соответствуют базовые формы музыковедческой деятельности. У нас
не развиты источниковедение и историография, отсутствует корректно изданные собрания
сочинений композиторов и что самое печальное - композиторов отечественных. Мы
практически не уделяем внимания архивной работе. Наша наполненная лакунами справочная
литература и немногочисленна и бедна. Если сравнить музыковедение с айсбергом,
у которого над поверхностью воды возвышаются блестящие и оригинальные концепции,
то вся источниковая, документальная база, весь этот материал, на котором строятся
концепции, составляют скрытую часть айсберга. На ней, в сущности, и держится вся
его поверхность. Поэтому поддержка паритета в соотношении собственно исследовательского
и базового, документального видимого и невидимого представляется едва ли не самой
актуальной проблемой современного музыкознания.
В этой ситуации «источникового голодания» каждая работа, транслирующая объективный
и выверенный документальный материал не может не привлечь к себе пристальное внимание
и безусловный интерес. К таковым следует отнести и книгу «Победители конкурса Ф. Шопена 1927 — 2010: судьбы, хроника, творчество», выпущенную авторами-составителями Виталием и Еленой Колодиными. И дело здесь не только в количественном факторе - увеличении объёма общего музыковедческого
справочно - энциклопедического массива, но, прежде всего, в высокой степени реализации
конкретной идеи, тщательном и точном выполнении поставленной задачи.
Работа Колодиных удачно вписывается в многожанровую палитру работ о фортепианном
искусстве, которое всегда оставалось в сфере интересов музыкальной критики, методики,
музыкознания. Особенно активно многообразные аспекты данной области творчества
стали обсуждаться после открытия Петербургской консерватории. Деятельность её
первого директора - Рубинштейна - способствовала выступлениям в России отечественных
и зарубежных пианистов-виртуозов, а в целом - развитию концертной жизни.
XX век заметно трансформировал пианистическое искусство. Многократно расширились
его образовательные и исполнительские возможности. Практически безграничным стало
его влияние на слушательскую аудиторию, чему в немалой степени способствовало
возникновение звукозаписи. Сформировались новые исследовательские направления.
Отечественное музыкознание, занимающееся вопросами фортепианно-исполнительского
творчества, накопило мощный пласт исследований, от небольших статей, до монографий.
Фортепианное искусство стало отдельным музыкально-художественным направлением.
Один из разделов практически безграничного фортепианного мира представлен художественными
состязаниями музыкантов. Первый в истории регулярный международный конкурс был
учреждён опять - таки по инициативе Рубинштейна и был проведен в 1890 г. в Петербурге.
Значительное развитие этот вид соревнований получил после Первой мировой войны.
Так, в 1927 г. состоялся первый конкурс имени Шопена. Он и стал объектом внимания
авторов книги.
Крупнейшее европейское состязание рассматривается в ней в хронологии следования
пятилетий и вместе с тем в фиксации персоналий. Так авторы выстраивают удачный
симбиоз общего и частного. В панораме конкурса вычленяются как его крупные разделы,
так и отдельные фигуры. В детализированном подходе к тому или иному исполнителю,
как правило, раскрывается личность музыканта-творца, будь то элементы биографии
или прямо или опосредованно влияющие на творчество национально-конфессиональные
оттенки.
Важным компонентом работы являются обобщающие разделы, где в своеобразном миксте
публицистики и исследования авторы выстраивают логичную цепочку варшавского состязания,
а также формируют этапы его проведения по историко-стилевому принципу. Обращает
на себя внимание то, что издание содержит краткие обзорные анализы интерпретаций,
а также то, что оно оснащено аудио и видео приложениями, что делает его одним
из интереснейших в этом жанре.
Б. А. Шиндин, профессор Новосибирской консерватории, доктор искусствоведения, член-корреспондент
Сибирской академии высшей школы, заслуженный деятель искусств Российской Федерации
[04.06.2013]
|