Школа искусств
Школа искусств
Школа искусств

Версия для слабовидящих

Представляем новую книгу

 
 
«Концепция и методология» - вот те понятия, которые можно начертать не несуществующем пока знамени отечественного музыкознания. Именно они определяли доминирующий вектор её развития в XX столетии, стали средством и формой познания различных сторон музыкальной культуры и определили, таким образом, лицо нашей науки о музыке. Вспаханные на основе концепций и при помощи различного рода методологий глубинные слои музыкальной почвы принесли свои замечательные плоды. Они хорошо известны по многочисленным работам российских ученых.

И всё же размышление над тенденциями современного музыковедения не может не вызывать чувства обеспокоенности. Достигнутым в последние десятилетия концепционным высотам далеко не всегда соответствуют базовые формы музыковедческой деятельности. У нас не развиты источниковедение и историография, отсутствует корректно изданные собрания сочинений композиторов и что самое печальное - композиторов отечественных. Мы практически не уделяем внимания архивной работе. Наша наполненная лакунами справочная литература и немногочисленна и бедна. Если сравнить музыковедение с айсбергом, у которого над поверхностью воды возвышаются блестящие и оригинальные концепции, то вся источниковая, документальная база, весь этот материал, на котором строятся концепции, составляют скрытую часть айсберга. На ней, в сущности, и держится вся его поверхность. Поэтому поддержка паритета в соотношении собственно исследовательского и базового, документального видимого и невидимого представляется едва ли не самой актуальной проблемой современного музыкознания.

В этой ситуации «источникового голодания» каждая работа, транслирующая объективный и выверенный документальный материал не может не привлечь к себе пристальное внимание и безусловный интерес. К таковым следует отнести и книгу «Победители конкурса Ф. Шопена 1927 — 2010: судьбы, хроника, творчество», выпущенную авторами-составителями Виталием и Еленой Колодиными. И дело здесь не только в количественном факторе - увеличении объёма общего музыковедческого справочно - энциклопедического массива, но, прежде всего, в высокой степени реализации конкретной идеи, тщательном и точном выполнении поставленной задачи.

Работа Колодиных удачно вписывается в многожанровую палитру работ о фортепианном искусстве, которое всегда оставалось в сфере интересов музыкальной критики, методики, музыкознания. Особенно активно многообразные аспекты данной области творчества стали обсуждаться после открытия Петербургской консерватории. Деятельность её первого директора - Рубинштейна - способствовала выступлениям в России отечественных и зарубежных пианистов-виртуозов, а в целом - развитию концертной жизни.

XX век заметно трансформировал пианистическое искусство. Многократно расширились его образовательные и исполнительские возможности. Практически безграничным стало его влияние на слушательскую аудиторию, чему в немалой степени способствовало возникновение звукозаписи. Сформировались новые исследовательские направления. Отечественное музыкознание, занимающееся вопросами фортепианно-исполнительского творчества, накопило мощный пласт исследований, от небольших статей, до монографий. Фортепианное искусство стало отдельным музыкально-художественным направлением.
 
Один из разделов практически безграничного фортепианного мира представлен художественными состязаниями музыкантов. Первый в истории регулярный международный конкурс был учреждён опять - таки по инициативе Рубинштейна и был проведен в 1890 г. в Петербурге. Значительное развитие этот вид соревнований получил после Первой мировой войны. Так, в 1927 г. состоялся первый конкурс имени Шопена. Он и стал объектом внимания авторов книги.

Крупнейшее европейское состязание рассматривается в ней в хронологии следования пятилетий и вместе с тем в фиксации персоналий. Так авторы выстраивают удачный симбиоз общего и частного. В панораме конкурса вычленяются как его крупные разделы, так и отдельные фигуры. В детализированном подходе к тому или иному исполнителю, как правило, раскрывается личность музыканта-творца, будь то элементы биографии или прямо или опосредованно влияющие на творчество национально-конфессиональные оттенки.

Важным компонентом работы являются обобщающие разделы, где в своеобразном миксте публицистики и исследования авторы выстраивают логичную цепочку варшавского состязания, а также формируют этапы его проведения по историко-стилевому принципу. Обращает на себя внимание то, что издание содержит краткие обзорные анализы интерпретаций, а также то, что оно оснащено аудио и видео приложениями, что делает его одним из интереснейших в этом жанре.
 

Б. А. Шиндин, профессор Новосибирской консерватории, доктор искусствоведения, член-корреспондент Сибирской академии высшей школы, заслуженный деятель искусств Российской Федерации
 

[04.06.2013]

Детская школа искусств "Весна"
г. Новосибирск



Яндекс.Метрика