Елена Валерьевна ШУЛЬГИНА,
заместитель директора по учебно – воспитательной работе
(с 2002 – по 2007гг.)
Как много значит педагог в жизни человека! Я начала понимать это только под сорок лет. Оказывается, каждый педагог оставляет
в ребенке след, маленький или большой, хороший, плохой, никакой… и этот след остается
в его характере, убеждениях, а, значит, и Судьбе...
Став взрослым, человек часто не осознает, откуда у него это чувство, мнение,
а если хорошо «покопаться», можно увидеть, что оно пришло из детства, и, в том
числе, от педагога. Как говорила нам, тринадцатилетним подросткам, заместитель
директора ОГМУ им. В.Я. Шебалина Г.Н. Карань: «Дети, вы − податливый пластилин,
и мы из вас людей лепим и специалистов».
Да, теперь я понимаю, мы, педагоги, «лепим» наших детей. Ведь дети, которые пришли
к нам учиться, это тоже НАШИ дети! На тот час, год, наши жизни, усилия, эмоции,
энергии соприкасаются, и ребенок кожей впитывает это. Сегодня я вижу в себе, как
во мне живут, растут и развиваются мысли и взгляды моих учителей. Например, Т.П.
Сорокоумова, преподаватель фортепиано ДШИ №14 г. Омска: «Любой значимый результат
дается в поте лица, ну как ни крути!» Г.С. Макшеев: «Правило КБД (Каждый Божий
День). Система. Систематичность, как это важно! Оказывается!», Л.М. Ливинская:
«Музыка − это колоссальный драйв! Она − живая, она − про нас!», О.Б. Крокушанская:
«Студент − он тоже человек. Только искренние уважение и любовь к каждому ученику...
дает право потребовать с него все, по полной!», С.С. Гончаренко: «Искусство это
Игра, Игра в Биссер», В.В. Мазепус:
«Каковы порядки, закономерности, грамматики, которые действуют в живых Системах?
Что такое «Я»? Осознанность, предельная честность труда, никаких компромиссов
и жалости к себе. Слово − скальпель и оружие. Вначале было Слово...». Да простят
меня мои Учителя за вольно-субъективную-однобокую трактовку их деятельности. Интересно,
да? Вы учили меня гармонии, полифонии, музыкальной литературе, сольфеджио, а научили
меня учиться, жить и строить свою жизнь.
Когда я пришла после окончания вуза работать в ДШИ «Весна»… Да, это было начало
всего, но только в режиме реальной действительности.
Когда я пришла, у меня было ощущение, что меня ударили по голове и поставили
на колени. Это теперь-то я понимаю, что меня «лечили», с меня сбивали гонор и
спесь и многое еще чего. И тут я «на своей шкуре» поняла, как важно уметь адаптироваться
к условиям уже сложившегося коллектива, со своими традициями и порядками! Как
важно уметь уважать и понимать человека, даже если его мнение сильно отличается
от своего собственного. Как жизненно важно уметь извлекать уроки (желательно быстро)
из своих ошибок! Что такое строить отношения в коллективе. Должна признаться,
меня буквально «обтесывали» и «строгали», за что я очень благодарна. Чтобы «выжить»,
я выбрала для себя такую позицию: ничего не бояться, ничего не просить, и служить,
то есть делать все, чтобы людям было хорошо работать, не обращать внимание на
мнение окружающих.
В школе много талантливых, ярких, неординарных личностей, горящих, живущих своим
любимым делом, и болеющих за него, которые просто можно сказать живут в школе,
отдают ей большую часть своего времени, сил и здоровья. Каждый из них − мастер,
сильная личность, артист. Наталья Михайловна и Сергей Николаевич Веселовы, Галина
Васильевна Букина, Наталья Николаевна и Леонид Степанович Карповы, Марина Ивановна
Позднякова, Татьяна Николаевна Козлова, Лиана Михайловна Виноградова, Юлия Ивановна
Александрова, Эльвира Сергеевна Суворова, Тамара Николаевна Лутова, Ирина Алексеевна
Черкасова, Любовь Ивановна Ефремова.
Вспоминаю, как мы с Н.М. Веселовой ездили в Красноярск на фестиваль. Так я увидела
Наталью Михайловну и ее школьную подругу − тоже руководителя хореографического
коллектива. Незадолго до этого я неожиданно наткнулась где-то на слова Ницше (и
немало удивилась!) «Танец − жизнь моя», и вот всю глубину этих слов увидела в
Наталье Михайловне и ее подруге − Танец − это дело всей жизни, здесь все, все
говорится танцем, мыслится движениями. Они могут передать через танец абсолютно
все: мысли, философию, размышления, любовь. И их ученицы идут за ними, и будут
идти. Им есть, что дать, что сказать.
Геннадий Николаевич Губарь − не любил говорить, скромный, молчаливый, на уроках
просто преображался − это огонь, фурия, это Искусство! И при этом, строгий воспитатель
мужчин! Да, по-спартански! Только так!
Татьяна Александровна Козлова. Помню, зашла как-то на репетицию спектакля «А
зори здесь тихие» перед поездкой в Москву, меня поразила ее манера работы: с детьми
− как со взрослыми, она вела себя с ними так, как будто перед ней взрослые настоящие
актеры и дети выкладывались на репетиции, на полную катушку, как профессионалы.
Удивительно, как Т.А. Козлова всегда могла найти суперактуальную тему, которая
«витала в воздухе», в обществе, и донести ее и до детей в доступной форме. Спектакли
всегда получались живые, злободневные, задевающие за живое.
Наталья Николаевна Карпова − вот это чутье, интуиция! На уроках у Натальи Николаевны
я часто забывала, а где собственно учитель? Такое ощущение, что дети все сами
делали, сами организовывали, Наталья Николаевна наравне с ними изобретает что-то,
«копошится» в материале. Только присмотревшись внимательней, я заметила, что Наталья
Николаевна только управляет процессом, вернее направляет его, но издалека, ненавязчиво,
как будто это не она, а они сами, она здесь не причём. Вот такая Мудрость у человека.
Как тому научиться? Думаю никак.
Галина Васильевна Букина. Детство, веселье, баловство, игра. У меня всегда была
мечта, а вот, наступит когда-то день, и я тоже приду сюда в класс, наберу красок,
шишек, палок и начну чудить!
Наталья Алексеевна Юрганова. Всегда поможет, во всем, никогда не бросит, в любое
время дня и ночи, какая преданность школе и делу!
Татьяна Васильевна Зингер. Мудрый Ка из «Маугли», большая «видящая насквозь»
и мудрая, всегда можно обратиться за советом. Мария Владимировна Гончарова. Всегда
все точно, аккуратно. И по делу. Ничего лишнего!
Оксана Витальевна Жукова − конечно, профессиональный и прирожденный руководитель.
И просто очень хороший Человек. За все время, находясь в тесном ежечасном круглосуточном
контакте за 5 лет ни одного грубого слова. Сколько в человеке позитива, юмора,
здорового оптимистического отношения к жизни, смелости принимать все вызовы обстоятельств
с поднятой головой. Чувство такта, чувство момента, умения общаться с людьми,
Доброты и Доброжелательности. Оксана Витальевна всегда много заботилась обо мне
и о каждом педагоге в школе. Умения видеть все лучшее в людях, чутье на талант,
на новое, на инновации. Умение не только увидеть все лучшее, но и создать условия,
чтобы педагогу захотелось развить это. Умение вдохновить педагога, поддержать
его инициативу. Она всегда в постоянном поиске, всегда немного впереди, всегда
видит немного дальше и шире.
Без ДШИ «Весна» я была бы другой, и… немного однобокой. Не видела бы, как это
сложно и трудно организовать, какая это не простая работа − менеджмент, администрирование,
иногда педагогам не видно и не понятно, чем мы занимаемся.
Теперь я не могу критиковать никакую администрацию − фирмы, района, организации.
На мой взгляд, критикует тот, кто ничего не делает, а ты пойди и сделай лучше!
И тут я понимаю, что не факт, что я-то лично смогу лучше.
Низкий поклон вам, дорогие учителя! Вы − мои учителя! Спасибо за ваши уроки!
Я их все старалась выучить, как могла. Вы всегда в моем сердце...
На фото слева направо: Л.В. Мохерова, Ю.М. Перекольский,
Н.Н. Карпова, В.А. Толоконский, М.В. Семина, Т.Г. Пыклик,
И.В. Новохатская, В.А. Федяев, учащиеся, 1996 г.
Фольклорный праздник в Новосибирском
музыкальном училище, 1991 г. Руководитель
фольклорного ансамбля С.В. Мороз, МЭЦ «Весна» |