Александр Алексеевич КУЗНЕЦОВ,
заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Гимназия №13»
1988 год был трудным для нашей школы: у нее появился молодой энергичный директор
Елена Николаевна Качаева, полным ходом шло строительство пристройки, а старое
здание едва вмещало в себя учеников нового жилого массива. Учились в три смены,
классы насчитывали по 45 и более человек, не хватало учебных кабинетов, и тут
еще новая головная боль – музыкально-эстетический центр. А начиналось все с двух
небольших кружков – хорового и хореографического.
За эти четверть века многое забылось. В памяти остались какие-то незначительные
эпизоды, видимо, таким же несущественным был и мой вклад в общее дело. Тогда я
был начинающим организатором внеклассной работы. Многого не знал, не умел, не
понимал. Идеями фонтанировали Ольга Кирилловна Грузинцева и Елена Николаевна Качаева,
я же был простым исполнителем, да и то не всегда толковым, поэтому мне поручали
самую тяжелую работу: вместе с физруком Федором Михайловичем и трудовиком Олегом
Прокопьевичем таскать с первого этажа на третий (и обратно!) пианино. Этот старенький,
но вполне приличный инструмент существовал в школе в единственном экземпляре,
а концерты для родителей проходили чуть ли не каждый месяц и представляли собой
некий отчет о проделанной работе и наглядную рекламу центра – видите, чему научились
ваши детки за столь короткий срок! Родителям концерты приносили удовольствие,
страдали только пианино и сопровождающие его лица.
Трудностей хватало, ведь начиналось все с нуля: не было помещений, реквизита,
инструментов. Сколько высоких инстанций пришлось пройти, чтобы убедить высокое
начальство в необходимости создания в обычной общеобразовательной школе музыкально-эстетического
центра. Повезло, что в ту пору в стране в целом и в педагогике, в частности, в
моде были разнообразные эксперименты. Все говорили о педагогах-новаторах, доживали
последние деньки пионерская и комсомольская организация, создавались ученические
комитеты. Поэтому «добро» на МЭЦ было получено. А вот проводить занятия было негде.
В ДК «Строитель» нас не пустили, зато на время танцоров приютил клуб «Альтаир».
Правда, ненадолго: взбунтовались технички клуба, которым не хотелось убирать за
непрошенными гостями. И тут даже вмешательство представителей райисполкома не
помогло. Благо в рекордные сроки (буквально за три месяца) в 1989 году возвели
пристройку к школе. Стало полегче, и даже Ольга Кирилловна обзавелась своим кабинетом.
Кстати, именно благодаря ее воле и энергии, упорству и где-то упрямству возникли
сначала МЭЦ, а затем и школа искусств «Весна». По сути, Ольга Кирилловна была
в Новосибирске первопроходцем. Позже появилась «Журавушка», всевозможные школы
с художественно-эстетическим уклоном. В то время мы были первыми, причем и в творческом
плане. О. К. Грузинцева была строгим руководителем, не терпела халтуры, «сырых»
номеров, была резка в оценках. Сколько слез было пролито руководителями студий
на просмотрах и генеральных репетициях перед очередным концертом или фестивалем!
Грузинцева могла снять номер в самый последний момент, если он ей не нравился,
не соответствовал той высочайшей планке качества работы, которая была установлена
для каждого коллектива, каждого педагога.
О педагогах «Весны» можно написать отдельную книгу. Мне бы хотелось сказать только
о двух. Веселова Наталья Михайловна и Позднякова Марина Ивановна – именно с этих
людей и начиналась школа искусств. Разных по характеру, по темпераменту их объединяли
фанатичная преданность своему делу, огромный талант, требовательность к себе и
своим воспитанникам. До сих пор вспоминается яркий красочный концерт, посвященный
60-летию школы № 79, основу которого составили номера хореографического ансамбля
«Отблески» и вокально-театральной студии «Палетте».
Детской школе искусств «Весна» согласно официальным документам 20 лет. Это много.
Это богатая история взлетов и трудностей. Это десятки педагогов, внесших свой
вклад в развитие школы искусств. Это десятки тысяч детей, прошедших обучение в
ее коллективах. Но самое главное, все эти годы ДШИ «Весна» была источником добра,
радости и творчества. Надеюсь, этот источник не иссякнет еще многие годы. |