Школа искусств
Школа искусств
Школа искусств

Версия для слабовидящих

Черкасова И.А. Особенности повышения педагогической компетенции в области занятий с детьми дошкольного возраста

 
Особенности повышения педагогической компетенции
в области занятий с детьми дошкольного возраста

В сфере современного дошкольного образования происходит большой творческий подъём. Создаются различные программы и технологии, а соответственно, и новые подходы в обеспечении единого образовательного пространства и обновления содержания образования.

В стратегии модернизации содержания общего образования, компетентностный подход назван одним из оснований обновления образования. При этом, в понятие компетентностного подхода заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»). Государственные образовательные стандарты профессионального образования первого и второго поколений были ориентированы на информационно-знаниевую модель профессионального образования, в которой основной акцент делался на формировании перечня дисциплин, их объемов и содержания, а не на требованиях к уровню освоения учебного материала.     

Сегодня, компетенция определяется как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области».

Компетенция педагога – особая область профессиональной подготовки, так как педагогическое образование является системообразующим ядром единого образовательного пространства. В центре непрерывного образовательного процесса всегда стоял и стоит Учитель, Педагог. От его профессиональной подготовки зависит качество как образования отдельных обучающихся, так и образования в целом.

Педагог, имеющий дело с развивающейся и неповторимой личностью ребёнка при решении задач в конкретных условиях педагогического общения не может действовать по алгоритму, отбирать решение из набора готовых, как это может сделать, например, медсестра, выполняя назначения врача, или мастер, действуя по указанию инженера.
С детьми дошкольного возраста требуется особое внимание.  Среди взрослых и детей, педагогу-дошкольнику отводится важная роль. Дети довольно быстро выделяют его как главную фигуру в организации их совместных действий. Даже их родители, главные их кудесники, с интересом внимают его словам и его действиям. Поэтому дети, не упуская его из виду, участвуя в выполнении заданий, начинают доверять ему всё больше и больше. Приходит время, и малыш самостоятельно направляется к педагогу и усаживается к нему на колени, чтобы выполнить очередную учебную задачу. Ребёнок оказывается напротив всей группы, так, дети постепенно «обнаруживают» друг друга и начинают участвовать в совместных действиях. Педагог такое сотрудничество рассматривает как самый главный элемент в своей работе.

Для этого, каждый раз, независимо от уровня профессионального образования, педагог сталкивается с необходимостью анализа конкретной ситуации и самостоятельного принятия решения, нахождения новых способов выполнения педагогической задачи, то есть имеет дело с классом сложных диагностических или творческих задач.

Считаю, профессию педагога необычайно ответственной, и думаю, что педагог никогда не должен останавливаться в своём развитии (как в профессиональном, так и в личностном). Так, для меня, педагог – это, прежде всего, высокий профессионализм, с хорошим знанием возрастной психологии; большой интерес и заинтересованность своим делом; стремление постоянно совершенствоваться, не останавливаться на достигнутом. Плюс ко всему, желательно наличие следующих человеческих качеств: открытость, жизнерадостность, умение раскрепостить ребёнка ( а иногда и родителя), создать атмосферу тепла, которая позволит всем раскрыться творчески, вызовет желание действовать, получая радость от этого. Необходимо работать над собой, культивируя в себе эти качества, следить за речью, интонацией, чтобы неосторожным выражением, взглядом не спугнуть первые, робкие творческие проявления малыша. 

Так, в течение ряда лет, участие в городских, международных  Орф-семинарах позволяет осмыслить многое. Каждый раз, попадая на семинар, не перестаю удивляться!  То, что всегда воспринималось как «сила личности педагога», «мудрость опыта», «педагогическое чутьё», т.е. почти интуитивные качества конкретного педагога, возможно «потрогать», как технологию работы с детьми. Обсудить, понять, научиться, попробовать, порадоваться самому действию и результату!

Всё становится на места, когда педагог овладевает принципами подачи материала, мотивационных приёмов, организации учебного процесса в режиме творческих игр.
Попадаешь на семинар – понимаешь, что тебя заставляют стать ребёнком, участвовать во всех детских играх. Сначала – это сложно! За плечами ощущается груз возраста, логики, социального статуса, неловкость, неуверенность. Внутренний голос ноет: «А можно я посижу и запишу, а то всё забудется,… со стороны интереснее смотреть…». Потом включаешься  в процесс, и происходит чудо! Сморщенный, маленький каштан….ОКАЗЫВАЕТСЯ – они все разные на ощупь!..А звук можно нарисовать пушистым. И подурачиться так весело! Но внезапно из этого винегрета рождается песенка с танцем, с аккомпанементом – так легко, как будто она знакома всем участникам с детства.

Через какое-то время, походив на семинары, осознавая логику процесса, понимаешь: какая глубина заложена в этом подходе! Уважение к каждому ребёнку, к его особенностям и темпу развития; обучение в игре, весёлой и интересной; возможность использовать музыку, танцы, стихи из любой культуры; и самое основное – педагог всегда может подходить к занятиям творчески, заряжаясь радостью взаимодействия с детьми. Каждый урок становится удивительным и неповторимым путешествием в мир движения, звуков, красок…

Нашей Школе Раннего Развития «Веснушки» уже 6 лет, где занимаются малыши в возрасте от 1 года до 6 лет. Всю деятельность в группе стараюсь строить по принципам элементарного музицирования  К. Орфа.  Несмотря на столь маленький возраст детей, с огромным желанием и успехом применяю на музыкальных занятиях всё то новое, что узнаю на семинарах-практикумах по этой системе. В своей работе руководствуюсь замечательным высказыванием  Карла Орфа: «Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок – музыкантом или врачом, учёным или рабочим, задача педагога – воспитывать в нём творческое начало, творческое мышление».
 
 
Черкасова Ирина Алексеевна
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
 
 

Яндекс.Метрика