Сначала в новое заведение решили принимать только дочерей богатых дворянских
фамилий. Но вскоре положение изменилось. Жесткие условия жизни, определенные Екатериной
II, — строгая изоляция от внешнего мира, обязательность двенадцатилетней непрерывной
разлуки детей с родными — расхолаживали богатых родителей. Зато неимущих дворянских
семей, мечтавших отдать девочек в новое училище, оказалось много. Для них благотворительный
характер заведения (содержание на полном государственном обеспечении) выглядел
особенно заманчивым. Вскоре пятьдесят девочек в возрасте от четырех до шести лет
были зачислены в Смольный институт.
Учиться им предстояло многому. Девочки изучали «правила воспитания, благонравия,
обхождения и чистоты, российский и четыре иностранных языка, рисование, арифметику,
танцевание, а также надлежащие особливо женскому полу упражнения и рукоделия».
Затем прибавились история, география, физика, архитектура, токарное ремесло и
«приучение к домостроительству». Девушки должны были стать самыми образованными
людьми среди современниц.
Дни были похожи один на другой. Как большого праздника девочки ждали «собраний»:
в те дни к ним приезжали именитые гости и даже иностранцы, чтобы взглянуть, как
воспитываются будущие «первые дамы» России. Эти «собрания» устраивались для того,
чтобы «придать девицам надлежащую и приличную смелость в поведении». А потом «собрания»
стали еще интереснее: в такие вечера давались концерты и спектакли.
«Виновником» таких развлечений оказался... Вольтер. Переписываясь с Екатериной,
он давал ей различные советы, среди них о том, как лучше просвещать народ. Здесь
важную роль он отводил сценическому искусству.
Тогда в Смольном монастыре стали появляться новые люди — одним из первых оказался
здесь Иван Афанасьевич Дмитревский, руководитель и актер первого русского публичного
театра, талантливый театральный педагог.
О его артистических успехах за границей, куда он был направлен, чтобы набрать
актеров для французской труппы в Петербурге, ходили легенды.
— Слышали, как Иван-то Афанасьич в Лондоне самого великого Гаррика победил? —
шептались воспитанницы. — Говорят, будто однажды на обеде у знаменитого английского
артиста речь зашла о сценическом притворчестве: сам-то Гаррик мог краснеть и бледнеть
по желанию, а то вдруг, во время смеха, залиться обильными слезами. Дмитревский
сидел, слушал, да вдруг как задрожит, залепечет какие-то слова невнятные, да и
упади бледный, как покойник, в глубокое кресло. Все, конечно, вскочили, кинулись
помогать, кто с водой тянется, кто с нюхательной солью, а Иван Афанасьич поднялся,
как ни в чем не бывало, засмеялся и весело уселся за стол!
— А сказывали, как он Дмитрия Самозванца играет или в «Мизантропе» господина
Мольера! Чудо!..
Одним словом, девочек обучал первый в России учитель сценической игры. И хоть
самим-то воспитанницам предстояло играть на французском языке, они все же воспринимали
у Дмитревского русскую школу сценического искусства: их воспитатель был соратником
Федора Волкова, учителем плеяды первых русских артистов. Пышные спектакли готовились
воспитанницами в 1772 — 1773 годах — первые питомицы Смольного монастыря подросли.
Французские комедии и комические оперы ставились на широкую ногу. Роли из музыкальных
спектаклей репетировал с девочками Пьетро Чезарио, танцам обучали лучшие балетмейстеры
столичных трупп, костюмы шились придворного театра портным Жераром, даже театральный
парикмахер Иозеф Жервье трогал ловкой гребенкой девичьи волосы.
В большом двухсветном зале готовили сцену.
И вот начался спектакль — комическая опера Киампи «Капризы любви, или Нинетта
при дворе». Нинетта — воспитанница Хованская, ее возлюбленный Кола — воспитанница
Хрущева.
После представления Екатерина II подозвала к себе художника Левицкого.
— Дмитрий Григорьевич, понравились тебе наши воспитанницы?
— Они превосходные артистки, — ответил Левицкий с поклоном. Он чувствовал,
что вопрос задан неспроста.
— Нам бы хотелось, — продолжала Екатерина, — чтобы ты сделал портреты лучших
из них, которые особенно преуспели в танцах и пении. Список отмеченных нами воспитанниц
передаст Иван Иванович Бецкой.
И художник приступил к работе.
Незадолго перед этими событиями Дмитрий Григорьевич Левицкий удостоился звания
академика — за исполненный им портрет Александра Филипповича Кокоринова, видного
русского архитектора, ректора Академии художеств, руководителя ее архитектурного
класса. Портрет этот вместе со «смолянками» находится в зале Русского музея, посвященном
Левицкому. Современники вспоминают о Кокоринове как о добром, просвещенном и гуманном
человеке. Правой рукой Кокоринов указывает на лежащий на столе план Академии художеств,
на лучший свой проект. В лице героя портрета нет официальности, скорее — усталость
и задумчивость.
Смолянок Левицкий видел и прежде чем побывал на их спектаклях — в Эрмитаже, куда
они приезжали по Неве на шлюпках. Девушки судили о картинах с несомненным пониманием
искусства. Художник встречал их и в Летнем саду во время прогулки, когда они,
охотно отвечая на вопросы гуляющих дам и господ, толковали об установленной в
саду скульптуре, о мифологии. Началом серии портретов смолянок надо считать портрет
Ф. Ржевской и А. Давыдовой, написанный в 1771 — 1772 годах. Девочки изображены
не в театральных, а в форменных платьях. Это еще не театральная сюита художника
— только как бы пробный портрет.
Через год после создания этого первого портрета он получил список девушек, наиболее
преуспевших в танцах, пении, прочих занятиях, и начал писать их. Левицкий мог,
как поступали иные из его предшественников, ограничить свою задачу внешним сходством,
передачей лиц и костюмов. Он стремился достичь и достиг большего: показал девушек
в движении. в действии, глубоко им свойственном, в характерной для них обстановке.
Живописец пошел дальше: в чертах девушек видны характеры, элементы личности и
то незримое, тонкое, неуловимое качество человека, которое мы зовем обаянием.
С картин-портретов Левицкого говорит эпоха.
Девушек обучали «танцеванию», драматической игре, изящным манерам. Все это запечатлено
художником в портрете Екатерины Нелидовой. Современники утверждают, что Нелидова
была яркой, талантливой танцовщицей, а в жизни — обаятельной, остроумной девушкой.
Именно такой и предстает она на портрете. Жизнерадостность, кокетливая веселость
придают портрету особенное очарование.
Е. Хованская и Е. Хрущева разыгрывают комическую пастораль. Хрущева запечатлена
в мужской роли — девушка славилась среди подруг умением перевоплощаться в мужское
обличье. Художник не скрывает ее некрасивых черт, некоторой скованности и робости
Хованской, но портрет пленителен свежестью запечатленной в нем юности.
Глафира Алымова уверенно играет на арфе. Она улыбается. Позируя, она не думала
о том, что ее улыбка перешагнет века и встретится с нашими взглядами. Кажется,
будто звучит старинная музыка Рамо, потрескивают свечи в серебряных подсвечниках
и дамы в пышных кринолинах вступают в медленное течение танца. Алымова улыбается.
И руки ее, едва прикасаясь к струнам, замерли в своем неторопливом взлете.
На другом портрете — Екатерина Молчанова. Левицкий написал девушку в кресле с
книгой в руках, а перед ней — физические приборы. Молчанова чувствует себя среди
них уверенно и спокойно. Она читает их сигналы, робкие послания еще не раскрытой
науки будущего. Горделивое ощущение знаний сквозит в ее улыбке.
Современница Кулибина, читательница Ломоносова, эта девушка могла бы — кто знает?
— еще двести лет назад явиться предшественницей Софьи Ковалевской. Но Молчанова
не стала ученым: ее готовили во фрейлины. Физические приборы остаются на портрете
в тени. Художник запечатлел одну из ласточек Смольного монастыря, которая еще
не знает, как невысок будет ее жизненный полет.
Девушки на полотнах Левицкого танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах,
обращаются к зрителям или просто улыбаются, радуясь своей весне. Художник виртуозно
передает ткань и шитье платьев, воздушный передничек Хованской. С удивительным
искусством воспроизведен на холсте костюм Нелидовой. Художник владеет богатейшей
гаммой зеленого цвета и его оттенков: изумрудного, серо-зеленоватого, зеленовато-палевого.
Портретисту дороги в картине не только каждая черточка лица, поворот фигуры, но
и любая мелочь, свет и тени, переливы тканей, различимые на заднем плане наивные
театральные декорации. Все это слагается в изобразительную оду красоте, юности,
свежести, человеческой весне.
Левицкий писал портреты смолянок около пяти лет. Сегодня они — драгоценнейшие
полотна Русского музея.
До революции портреты смолянок находились в Большом Петергофском дворце. Здесь
в самом начале нашего века увидела их недавняя выпускница Академии художеств Анна
Остроумова-Лебедева. Прежде она знала эти картины лишь в репродукциях — они были
малодоступны даже для профессиональных художников, широкая же публика не могла
их видеть совсем.
Первое знакомство с Левицким потрясло молодую художницу. Она даже начала писать
портрет своей сестры Лили, во всем следуя великому живописцу. Сестра мужественно
и долго позировала, подражая танцующей смолянке... Остроумова-Лебедева считала
работу неудавшейся и никогда не выставляла ее. Но впечатление от встречи с великим
мастером восемнадцатого века сохранилось на всю жизнь.
В 1905 году в Петербурге открылась выставка русского портрета, и полотнами Левицкого
восхищенно любовался Валентин Александрович Серов. Он долго стоял перед «смолянками»,
пораженный, взволнованный. «Ни перед одним произведением не испытывал я такого
потрясения, — сказал Серов. — Это лучшие русские портреты, для нас, художников,
— откровение...».
Понадобилось сто тридцать лет, чтобы полотна Левицкого встретились с подлинными
ценителями — художниками. И полтора столетия — чтобы радость встречи с картинами
могли испытать миллионы зрителей.