Однако то, что видел Олсуфьев у Тургенева во Франции, было не самой картиной
(она уже тогда находилась в Третьяковской галерее), а лишь одним из этюдов к ней.
И вот как этот этюд попал к Тургеневу.
В 1876 году Василий Дмитриевич Поленов вернулся на родину после нескольких лет
заграничного пенсионерства. Он окончил академию вместе с Репиным, вместе с ним
получил золотую медаль и вместе с ним томился заграничным житьем и рвался в Россию.
«Никто более меня не желает вернуться на родину, — писал он из Франции,—чтобы
моим трудом доказать на деле мою горячую любовь к ней и искреннее желание быть,
насколько могу, ей полезным».
Вернувшись, он решил вместе с Репиным и Васнецовым поселиться в Москве, подальше
от академии, от петербургской чинности, от официального надзора.
Однажды, бродя по арбатским переулкам в поисках квартиры, он зашел в один из
домов, на двери которого висела записка: «Сдается», и прямо из окна увидел озаренный
солнцем дворик с прикрытым крышкой колодцем и виднеющейся за сараем церквушкой.
«Я тут же сел и написал его», — вспоминал он впоследствии. Эта строчка красноречиво
свидетельствует о том неотразимом впечатлении, какое захватило художника и так
ясно выразилось в его картине.
«Это тургеневский уголок», — говорил Поленов, и говорил так не потому лишь, что
именно здесь, вблизи Арбата и Девичьего поля, начиналось действие знаменитого
тургеневского романа «Дым». «Тургеневским» было в картине Поленова все, от внешних
примет до самой души, до воздуха, до последнего облачка в небе. «Тургеневским»
был сам взгляд художника, полный умиротворенной любви ко всему родному — пусть
неяркому, неприметному, но родному.
Когда Иван Сергеевич Тургенев приехал из Парижа в Москву на открытие памятника
Пушкину, к нему приходили десятки людей, для которых имя писателя, его романы,
повести и рассказы стали чем-то неизмеримо дорогим и близким. Был среди этих людей
и Поленов. Тогда-то он, в знак любви и признательности, и подарил Тургеневу этюд,
о котором вспоминал Олсуфьев.
И Тургенев увез с собой в Париж драгоценный уголок родной земли, с ее небом,
воздухом, с ее красками и запахами, с ее белоголовыми ребятишками и привычным
теплом родного солнца — со всем тем, что так отзывается в сердце человека, когда
он после долгого отсутствия входит в дом, где прошло его детство, где он
рос и впервые познал душой значение слова «родина». Гаршин не зря назвал живопись
«самым задушевным из пластических искусств».
Думая об этом свойстве живописи, о ее способности отвечать, отзываться самым
глубоким человеческим чувствам, я всегда вспоминаю левитановскую полоску вечернего
луга с луной и стогами в ялтинском доме Чехова и «Московский дворик» у больного
и тоскующего Тургенева в далеком предместье Парижа.
Василий Дмитриевич Поленов был одним из обаятельнейших людей среди своих друзей-современников.
Широко образованный (одновременно с академией он окончил юридический факультет
университета), необычайно трудолюбивый, он в высшей степени обладал необходимейшим
для художника свойством: он был любознателен. Он не замыкался в пределы какого-либо
определенного жанра; его интересовало одновременно все: историческая картина,
портрет, пейзаж, театральная декорация... И во всех этих столь различных видах
искусства он стремился найти что-то новое, что-то свое.
Его картина «Христос и грешница» была запрещена цензурой и снята с выставки передвижников
за то, что он изобразил Христа без сияющего нимба вокруг головы, изобразил попросту
человеком, проповедующим терпимость и милосердие. Но эта картина, при всей ее
человечности и нравственной чистоте, не стала (да и не могла стать) действительным
успехом художника :— так же как и восточные пейзажи, написанные во время поездки
в Египет, Сирию и Палестину. За солнечно-яркими красками этих картин не видно
было того, что покоряет нас в «Московском дворике», где мастерство так естественно
соединилось с чувством.
Как важно и необходимо художнику обрести себя, найти свою ноту, пропеть свою
песню — единственную, ту, что дано пропеть ему и никому более!
Быть может, ни перед чьими картинами не понимаешь этого так ясно, как перед картинами
Поленова, когда среди ярких, красивых, лазурно-бело-бронзовых восточных этюдов
и пейзажей и среди исторических сцен вдруг увидишь «Ранний снег», «Заросший пруд»
или «Бабушкин сад» с их негромкой, но истинной, от сердца к сердцу идущей поэзией.
К слову, о «Бабушкином саде». Для тех, кто любит живопись Поленова и эту картину,
интересно будет узнать, что деревья, видные слева над забором в «Московском дворике»,
— это деревья «бабушкиного сада» — одного из обедневших дворянских гнезд, рассыпанных
тогда по всей России.
Найдя в сердце Москвы этот тихий, как бы отгороженный от всего мира уголок, Поленов
не просто списал его с натуры. Картина заросшего буйной молодой зеленью старого
сада с обветшалым барским домом и фигурами бабушки с внучкой на заглохшей аллее
внятно говорит и об уходящем прошлом, и о вечном, неизбежном обновлении жизни.
Брюллов утверждал, что рисовать надо уметь прежде, чем быть художником. Репин
говорил другое: «Надо быть наперед человеком, настоящим светлым человеком, а уж
потом художником».
Таким «настоящим светлым человеком», человеком прежде всего, и был Поленов. Он
был доброжелателен, отзывчив, верен слову и дружбе. Я уже рассказывал, как настойчиво
он выручал в тяжелую минуту друга художников Мамонтова.
Его честность была честностью художника-гражданина. В 1876 году он поехал добровольцем
на фронт в штаб генерала Черняева, командовавшего сербскими войсками в их освободительной
борьбе против турецкого ига. Там этот высокий темноглазый красавец вскоре стал
известен своим спокойным бесстрашием и получил черногорскую медаль «За храбрость».
А в 1905 году, после Кровавого воскресенья, он вместе с Валентином Александровичем
Серовым написал знаменитое письмо: «В собрание Академии художеств. Мрачно отразились
в сердцах наших страшные события 9 января. Некоторые из нас были свидетелями,
как на улицах Петербурга войска убивали беззащитных людей, и в памяти нашей запечатлена
картина этого кровавого ужаса. Мы, художники, глубоко скорбим, что лицо, имеющее
высшее руководство над этими войсками, пролившими братскую кровь, в то же время
стоит во главе Академии художеств, назначение которой вносить в жизнь идеи гуманности
и высших идеалов. В. Поленов. В. Серов».
Гражданственность издавна была благороднейшей чертой русских художников. Подтрунивая
над Шишкиным, «лесовиком», ничем по-настоящему не интересовавшимся, кроме своих
пейзажей, Репин в молодости насмешливо напевал:
Мы живем среди полей
И лесов дремучих..
Василий Дмитриевич Поленов тоже любил жить среди полей и лесов, но это никогда
не мешало ему думать о людях, о народе.
В 1913 году он писал Шаляпину: «В небольшом кружке близких по духу людей возникла
мысль помочь пробуждающемуся народу в его стремлении к свету, в его жажде чего-то
нового, высокого, в потребности жить не только жизнью материальной, но и духовной...
И вот искусство, по нашему глубокому убеждению, есть одно из самых могучих для
этого средств. Многостороннее и доступнее всего оно проявляется на сцене, на нем
соединяется в одно целое: поэзия, музыка, живопись, пластика и т. д. Поэтому ближайшей
нашей задачей стало: содействие устройству деревенского, фабричного и школьного
театра».
Этому делу Поленов бескорыстно отдал много труда и немало лет жизни. Он ставил
спектакли, где играли рабочие и дети из сиротских домов. Для таких театров он
создал новый тип специальных простых декораций и в виде альбома распространил
его по России. Он тратил на это все, что зарабатывал живописью, картинами.
Поселившись под старость в имении «Борок» под Тарусой, он продолжал свою просветительную
деятельность: построил две школы в ближних деревнях, ставил спектакли для окрестных
жителей.
Тут, на берегах Оки, он и написал «Золотую осень» и «Ранний снег».
Кто побывал хоть раз в этих местах — в деревне Бехово, названной теперь его именем,
в его доме, ставшем теперь музеем, на берегу реки, откуда широко открываются полные
неброской прелести просторы средней России, — тот еще яснее поймет и полюбит Поленова,
«настоящего светлого человека», народного художника в истинном значении этого
слова.
Когда Поленову исполнилось пятьдесят лет, он получил письмо от одного из своих
учеников, заканчивавшееся словами:
«Дай вам бог долго поработать и по-прежнему вносить в искусство непосредственность,
свежесть, правду. Сделанное вами в качестве художника громадно, значительно, но
не менее значительно ваше непосредственное влияние на московское искусство. Я
уверен, что искусство московское не было бы таким, не будь вас».
Звали ученика Исааком Ильичом Левитаном. Ему суждено было продолжить дело, начатое
Саврасовым, Васильевым, Поленовым…