Поленова Елена Дмитриевна (1850-1898), русская художница, мастер декоративного дизайна, одна из основоположниц
стиля модерн в русском искусстве.
Родилась в Петербурге 15 (27) ноября 1850. Младшая сестра художника В.Д. Поленова.
Училась в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (ОПХ; с 1864) у И.Н.
Крамского, затем в парижской школе-студии Ш.Шаплена (1869-1870), частной мастерской
П.П. Чистякова (1870-1877) и снова в петербургской школе ОПХ (1878-1880).
В 1880 работала в мастерской керамиста А.Е. Егорова в Париже. Участвовала на
выставках "Товарищества передвижников" и "Мира искусства". С 1882 жила преимущественно
в Москве.
Л. Румянцева
Сказочный мир Елены Поленовой
Знаете ли вы, ребята, кто был одним из первых иллюстраторов сказок в России?
С чьим именем связано создание детской книги? Это прекрасная художница Елена Дмитриевна
ПОЛЕНОВА (1850—1898), человек редкой душевной чистоты и таланта. С молодых лет
она приобщилась к искусству, училась у П. П. Чистякова, И. Н. Крамского, у своего
брата, всем вам хорошо известного художника В. Д. Поленова. Народное творчество
и ремесла были ее любовью. Именно Елена Дмитриевна возродила почти забытое искусство
резьбы по дереву. А каким она была певцом среднерусской природы, историческим
живописцем!
В библиотеке музея-заповедника «Абрамцево» хранится серия детских книжек, иллюстрированных
художницей Еленой Дмитриевной Поленовой. Возникает ощущение, что они дошли до
нас из далеких времен - поблекшие тона бумаги, приглушенный колорит иллюстраций,
буквы, выписанные с разным нажимом. Сказки Поленовой особенные. Это не литературно
обработанные тексты, а народные, крестьянские сказы. В одном из ее писем упоминается
бабушка Федосья - мастерица придумывать веселые небыли. Они очень нравились самой
художнице. С ее именем связано создание русской детской книги.
Изучение крестьянского быта и работа над иллюстрациями к сказкам - наиболее
важные сферы творчества Елены Дмитриевны. Она считала, что «между ними существует
положительное сродство, то и другое (сказки и деревянные резные вещи) основано
главным образом на том, что я зачерпнула из народного творчества».
Есть у Поленовой неопубликованная сказка «О Маше и Ване». Ее сочинила, или пересказала,
мать художницы. Иллюстрации и обрамляющий их узор русской вышивки выполнены от
руки на 24 листах. В нашем воображении встает вечерний полумрак уютной старинной
детской, где каждый эпизод рассказа переживется детьми. Но и в изданиях, отпечатанных
типографским способом, предназначенных для широкого круга читателей, художница
сохраняет столь драгоценное ощущение рукотворности. Кажется, что книга любовно
сделана только для тебя, а не для многих людей.
Действие происходит не в сказочном царстве, а в русской деревне, на фоне природы.
Художница часто писала пейзажи, небольшие по размерам, лиричные, в них особая
открытость душевная проникновенность. В природе художницу интересовали обжитые
уголки. Чаще сего ее работы исполнены в «лягушачьей» перспективе. Это мир леса,
увиденный снизу вверх - словно ребенком, для которого он чуть-чуть таинствен,
и в нем легко может родиться сказка.
Цветы-купальницы разрослись как неведомые заросли, где недолго и заблудиться.
Основное в пейзажах Поленовой - внимание к «мелочам», к «неглавным» обитателям
леса: травам, цветам, грибам, насекомым. Они и становятся героями эскизов Поленовой.
Одна из ее любимых сказок «Война грибов». Ее она слышала от бабушки в раннем
детстве, когда они проезжали по лесу в дорожной карете. Поленова писала, что постаралась
«перенестись в то далекое детство, когда, слушая этот рассказ, я представляла
себе в лесу миниатюрные монастыри и города, выстроенные, так сказать, в грибном
масштабе, в котором живут и действуют эти удивительные существа, так как в детском
разумении гриб - это существо совсем живое и очень привлекательное». Действие
художница переносит в хорошо ей знакомую абрамцевскую рощу. Образы грибов разнообразны
и причудливы: здесь и «грузди - ребятушки дружны», «рыжички - богатые мужички»,
«белянки - столбовые дворянки», «волнушки - монастырские служки» и, наконец, «царь
- грибной боровик, всем грибам полковник». Они даны на заставке книжки в таком
виде, в каком попадают в лукошко грибнику и при этом незаметно оборачиваются фантастично
разодетым, сказочным народцем. Художница словно приоткрывает таинственную завесу
в этот малый мир. Пейзаж, терема и хоромы в древнерусском стиле не то изображены
в уменьшенном масштабе, не то грибы и теремки вырастают до огромных размеров.
Ее герои согреты симпатией и теплотой. Хорошо зная деревенский быт, художница
любовалась им в иллюстрациях - «ищем вдохновения и образцов, ходя по избам и приглядываясь
к тому, что составляет предметы их обихода». В сказке «Избушка на курьих ножках»
интерьер избы дан очень достоверно. Зловещая дочка Бабы Яги (сказка «Сынко-Филипко»)
щеголяет в расшитой русской рубахе, ее ступа расписана цветами. А вот Филипко
приближается к острову, откуда зовет его Баба Яга, и в лодке - огромный красочный
берестяной туесок.
Художница писала: «Завтра мы в той же художественной компании собираемся на Грибной
рынок. Я набираюсь русского духа для сказок. Очень интересный этот Грибной рынок,
кое-что зачертила и накупила курьезных глиняных животных, думаю, что некоторые
из них пригодятся для сказок». Звери в иллюстрациях Поленовой походили на игрушечные;
а игрушки - первое окружение ребенка - это подобие большого мира. Игрушечные животные
всегда безопасны и добродушны. У детства свой непреложный закон, где добро сильнее
зла.
Душевная теплота художницы отозвалась в творчестве. У нее был замысел написать
картину «Детская» и создать образ русской няни. Через всю ее жизнь проходит преклонение
перед домашним очагом.
Сказочный мир иллюстраций привел Поленову к мысли воссоздать театрализованный,
полусказочный быт и в жизни. При содействии Е. Г. Мамонтовой, жены основателя
Абрамцевского художественного кружка, организуется мастерская для обучения крестьянских
детей столярному ремеслу. Главное ее назначение - возрождение народного промысла
с сохранением приемов резьбы, обеспечение крестьян твердым заработком. Мебель,
созданная по эскизам Поленовой, продавалась в Москве в специальном магазине и
имела большой успех. В одном из ее писем читаем: «Наши вещи... идут хорошо, я
полагаю исключительно благодаря новизне, оригинальности и стильности модели».
Для создания предметов быта Поленова изучала малоизвестные памятники. Предпринимались
целые походы в соседние деревни. Много зарисовок сделала она и во время поездок
по России. Эскизы мебели создавались в большом количестве, чаще всего - подвесных
шкафчиков, вешалок, полочек. И ни один не повторяет другого.
Резьбу художница часто раскрашивала или покрывала позолотой, стараясь сделать
изделия нарядными. Уточняла размеры, указывала, что гвоздики должны быть золочеными,
а дерево - темно-мореным дубом. В шкафах было много удобных выдвижных ящичков,
иногда закрывающихся на крохотные, словно из игрушечной мебели, задвижки. И в
мебели Поленовой, как и в ее иллюстрациях и станковых работах, мы видим то же
любование «мелочами».
В русской резьбе, вдохновившей художницу, широко встречаются мотивы, навеянные
впечатлениями природы: цветы, плоды, животные, птицы. В своих орнаментах она чаще
всего воспроизводит формы полевых цветов: чертополоха, одуванчика, ромашки. Располагает
их в ритмической последовательности, стилизует - развертывает на плоскости таким
образом, чтобы получился красивый узор. Во всем виден элемент веселой игры, фантазии.
Художница не просто разрисовывала мебель цветами, а создавала образ - «шкапчик-луг»,
«шкапчик-сад». Так же, как в сказке «Война грибов», где гриб - это воин, так и
шкаф Поленовой оборачивается то лугом, то садом, то избой. Будничный предмет начинает
соотноситься со сказочным миром, где сияет солнце, светит месяц со звездами, а
кот сидит на печурке и тут же сова с совятами. Вещи, созданные художницей, заставляют
вспомнить русскую старину, торжественную обрядность древнего жизненного уклада.
Про одну из работ критик В. Стасов писал, что «это сочинил какой-то неизвестный
древний мастер нашей Руси».
В последние годы жизни художница исполнила множество набросков орнаментов. Они
были использованы в дальнейшей ее работе над прикладными вещами. Изображения фантастических
растений мало похожи на настоящие. Ей часто снились их причудливые сочетания,
и, проснувшись, она спешила занести сновидения на бумагу.
В позднем творчестве соединились между собой два искусства: живопись и музыка.
Художница обладала «цветным слухом», и много орнаментов родилось во время исполнения
музыки. Та словно воплощалась в хрупкие растительные формы.
Абрамцево, где работала Поленова, значило для нее очень много. Атмосфера мамонтовского
театра, насыщенная артистизмом и кипучей энергией актеров и художников, вдохновила
на создание костюмов для постановок. А любовь к русской истории, чему поклонялись
обитатели Абрамцева, проходит через всю ее жизнь. Одновременно с художником М.
Нестеровым она начала работать над эскизом к картине «Отрок Варфоломей». Ей принадлежат
замысел полотна о юности Сергия Радонежского - основателя Троице-Сергиевской лавры,
видного общественного деятеля Руси; картины «Борис и Глеб»; полотна, связанные
с началом Невской битвы. Она исполнила такие историко-бытовые холсты, как «Иконописная
мастерская XVI века», «Боярский двор». Интерес к истории своего народа вызвал
изучение древнерусской архитектуры, ремесел - всего того, что составляет фундамент
русской культуры.
В прекрасных акварельных работах Елены Дмитриевны Поленовой, в иллюстрациях,
изделиях прикладного искусства, многообразных занятиях - уходе за ранеными в госпитале,
в просветительской и художественной деятельности видна ее талантливость, цельный
характер, верный высокому общественному призванию.
«Юный художник», № 4, 1983 г. Стр. 37-41