Когда XX век заинтересовался далеким XVIII столетием, вспомнили и Федора Рокотова.
Стали разыскивать и собирать его портреты. Их сохранилось много, но только некоторые
были подписаны мастером. Подняли архивы, прочли исторические документы, мемуары
современников. Найденные сведения были скупы, разрозненны, противоречивы. Канву
жизни художника так и не удалось восстановить полностью.
В шести верстах от Калужской заставы Москвы лежало село Воронцово - имение князя
П. И. Репнина. Здесь в 1732 году в семье крепостного родился Федор Рокотов. Когда
заметили его способности к рисованию, кто указал князю на талантливого мальчика
— неизвестно. Возможно, узнав об этом, Репнин сделал его своим дворовым живописцем.
Тогда это было почти модой. Богатые вельможи хвалились крепостными мастерами,
которые могли все: украсить церковь, написать декорации к домашнему спектаклю,
по требованию помещика взять заказ на портрет. Всем этим явно приходилось заниматься
и Федору Рокотову. Но более всего влекло его портретное искусство. Писал ли он
портреты только для Репнина, или ему делали заказы друзья князя — так или иначе
к 50-м годам о живописце уже знали в Москве. Когда в 1755 году сюда приехал граф
И. И. Шувалов набирать одаренных юношей для Петербургской Академии художеств,
ему рассказали о Рокотове.
В эти годы в России открывались два высших учебных заведения — университет в
Москве и Академия художеств в Петербурге. Способных к наукам и искусствам разыскивали
повсюду: в солдатских ротах и сиротских приютах, в помещичьих усадьбах и среди
истопников. Одних оставляли в Москве, других отсылали в Петербург, куда с группой
первых студентов академии приехал и Рокотов.
Еще не было учителей, не знали, как и чему станут учить, даже здание академии
еще не начали строить, а занятия уже шли. Под классы наскоро сняли дом князя Мещерского
на 7-й линии Васильевского острова. У студентов был разный возраст и неодинаковые
способности: одни, как Рокотов, уже могли писать картины, другие едва держали
карандаш. Пока дожидались приглашенных из Европы учителей, умеющие рисовать и
писать занимались с новичками. Некоторые из них, так и не став студентами, назначались
преподавателями. Федора Рокотова определили руководить натурным классом. Но по
правилам того времени крепостной заниматься преподаванием не мог. Значит, в эти
годы художника выкупили у Репнина.
С легкой ли руки Шувалова или другого покровителя, неожиданно повернулась судьба
молодого живописца. Не прошло и пяти лет, как Рокотов приехал в Петербург, а о
нем уже знали при дворе. Ему поручили написать портрет наследника, будущего императора
Павла I. Такой чести нелегко было добиться даже известным европейским мастерам.
Вскоре последовал более ответственный заказ — исполнить тронный Портрет Екатерины
II. Он так польстил императрице, что та приказала впредь писать ее лицо с оригиналов
Рокотова.
Судьба продолжала благоволить к художнику. Придворные наперебой заказывали ему
портреты. Бывало, в мастерской Рокотова собиралось до сорока начатых холстов.
Занятый еще и в академии, он успевал писать с натуры только лица. Остальное по
указаниям мастера дописывали и ученики.
Художнику едва минуло тридцать два года. Он достиг того, о чем, казалось, даже
мечтать не мог крепостной. Рокотовские портреты украшали салоны и гостиные петербургской
знати. Позировать молодому живописцу считалось честью.
Жизнь испытывала его славой. Но самое серьезное испытание она приберегла на 1765
год. 25 июня этого года Федор Степанович Рокотов был произведен в академики...
Спустя несколько месяцев после академических торжеств он бросил Петербург и уехал
в Москву.
Почему? Причины, очевидно, лежали в его характере. В блистательном официальном
Петербурге художнику душно было от дворцовых церемониалов, лжи, лести и интриг.
Душно становилось и в академии. Приезжих иностранцев лелеяли, угождали их прихотям
и капризам. К русским относились равнодушно, подчас с небрежением. Кто мог — приспосабливался.
Рокотов не мог и не желал. Ему нужна была свобода, чтобы творить.
В первопрестольной, златоглавой Москве дышалось куда вольнее. Сюда стекались
дворяне, недовольные императрицей и ее окружением. Холодную чопорность петербургских
салонов здесь презирали. Любили дружеские компании, тихие беседы за полночь, тонкую
поэзию, изящную музыку.
Центром брожения умов стал Московский университет. Отсюда расходились вольнодумные
журналы. Их издавал в университетской типографии крупнейший просветитель Николай
Иванович Новиков. В этих журналах поднимались наболевшие вопросы времени: в чем
ценность человека, каким ему быть, каковы гражданские добродетели?
Вопросы рождали споры, поиски. Образец человека идеального находили в истории.
Герои Древней Греции и Рима, «доблестные республиканцы», защитники отечества и
прав человека, люди образованные и высоконравственные, были популярными в дворянских
кругах.
В Москве Федор Рокотов по началу нанимал дом, а потом купил свой, на Старой Басманной
улице. Как и в Петербурге, у него появились ученики. Какое-то время мастер повторял
старые портреты и некоторые переписывал, но вскоре начал брать заказы. Перед ним
открылись двери гостиных и загородных усадеб. Восстанавливались знакомства прежние
и заводились новые. Рокотов искал своего героя в дворянских гостиных, и его идеалом
стал человек просвещенный, гуманный. Художника не привлекали энергичные, волевые
натуры. Более всего он тянулся к людям мягким, доброжелательным, нежным.
Многие позировали живописцу. Одних он забывал, едва исполнив заказ, с другими,
как с семьей Воронцовых, отношения сохранялись долго. Картинная галерея их дома
хранила несколько рокотов-ских портретов. Однако самым тонким, самым задушевным
из них был, пожалуй, портрет Марии Артемьевны Воронцовой.
Она изображена немолодой, прожившей уже большую часть жизни. Богатый внутренний
мир этой женщины художник передал в движении лица. Он словно боялся упустить малейшие
оттенки ее настроения и торопился поведать о них цветом. Темно-оливковый фон,
почти черное одеяние, легкая пена старинных кружев, приглушенное мерцание желтой
атласной ленты... Цвет здесь сродни запахам осенних цветов.
Рокотов поддерживал отношения не только с Воронцовыми. Он хорошо был знаком и
с Николаем Еремеевичем Струйским. Этот человек любил театр и литературу, музыку
и живопись. Он верил, что его предназначение — поэзия, и писал стихи, элегии,
оды. Впрочем, печатать его избегали, и тогда богатый помещик завел собственную
типографию. В свое имение Рузаевку он выписал самый совершенный по тому времени
станок, заказал лучшую французскую бумагу, красивый шрифт. Струйский творил и
тут же раздаривал очередной свой опус друзьям и знакомым. Те восхищались... качеством
бумаги и изяществом печати. Оно было столь безукоризненным, что, случалось, Екатерина
II хвасталась перед иностранцами книжицами Струйского.
Любил гостей Струйский. Охотно водил их по дому, показывал типографию, картинную
галерею, библиотеку. Но существовало в рузаевском особняке одно помещение, куда
хозяин никого не пускал. То был его кабинет, который он называл Парнасом. В этом
святилище годами копилась пыль, однако творить она не мешала. Не мешали и крики,
временами доносившиеся снизу, из пыточного подвала. С провинившимися крепостными
Струйский нередко «разбирался» сам. С ними он говаривал языком иным, нежели с
музами.
На рокотовском портрете рузаевский пиит представлен нервным, бледным, с горящими
черными глазами. Он словно готов что-то изречь, на что-то указать, целиком во
вдохновенном движении. Резко повернута голова, откинута правая рука. Веришь в
поэтичность натуры Струйского... пока не начнешь внимательнее разглядывать лицо.
И тогда замечаешь нездоровую напряженность огромных черных глаз, странную полуулыбку
губ, болезненную заостренность лица.
Несомненно, художник знал о двойственности характера Струйского. Но хотел видеть
человека лучшим, чем тот есть на самом деле. Отыскав в нем положительное, хоть
маленькую искру, Рокотов надеялся, что она зажжет огонь и в этом огне сгорит уродливое,
мешающее развиваться благородной личности. Верил портретист и в доброе влияние
людей друг на друга. А вместе со Струйским жило нежное и доброе создание — его
жена Александра Петровна. От этой женщины исходило такое сильное обаяние, что
рядом с ней и сам Струйский казался иным.
Об очаровании Александры Петровны писали современники. Но одно дело слова, и
совсем другое — цвет. А Рокотов умел говорить цветом, выражал им самое сокровенное
— душу... Матово-бледное лицо с нежным девичьим овалом. Высокая пудреная прическа.
Белое платье с пышными рукавами и глубоким вырезом.
Прозрачный желтый шарф на плечах, а на груди — брошь с жемчужной подвеской. Переливы
цвета здесь как переливы жемчужины. Серый перетекает в голубой, розовый — в бледно-желтый.
Переливы мгновенны, неуловимы. Неуловимо и выражение глаз Александры Петровны.
«Ее глаза, как два тумана, полуулыбка, полуплач...». Что скрывают они?
Закончив портреты Струйских, Рокотов окончательно почувствовал: он нашел себя.
Отныне виртуозность и полная раскованность в творчестве. Знаменитый, почитаемый,
вступал художник в последние годы своей жизни.
В 80-е годы голоса просветителей стали звучать тише. Постепенно исчезала уверенность,
что образование и «благородная природа» способны изменить человека, искоренить
его пороки. Мифом оказалась и просвещенность российской императрицы. Все мечты
о либеральных реформах разбились о Пугачевское восстание. Закрывали вольнодумные
журналы, усилилась цензура. О «доблестных республиканцах» вспоминали все реже.
Художник явно ощущал эти перемены. Но ему был дорог свой идеал, и потому, работая
над портретами, Рокотов все-таки старался «мерить» людей прежней меркой. В это
десятилетие он написал много женских портретов. Ему позировали женщины знатные,
близко стоящие ко двору: княгиня Екатерина Николаевна Орлова, графиня Елизавета
Васильевна Санти. Однако далеко не всегда ему удавалось теперь забывать о сословном
барьере. Художник видел лица-маски, заученные улыбки, напряженный взгляд и потому
не пытался уловить на строение, передавать тончайшие состояния души. Он сосредоточивался
на другом. Тщательно выписывал воздушные кружева, увлекался переливами атласных
лент и шелковых платьев, игрой света в украшениях.
Но сдержанность исчезала, когда художник встречал людей открытых, душевных. Такими,
вероятно, были Суровцевы. Кто они — неизвестно. Женщину звали Варварой Николаевной,
имени мужа не сохранилось. Нет у Суровцевой богатых одеяний, нет драгоценных украшений.
Художник написал ее такой, какой, возможно, увидел впервые: в утреннем легком
платье, с розой на груди. Непосредственной, мягкой, доброй.
Можно почти точно назвать время заката славы Федора Рокотова — начало 90-х годов.
Известно очень немногое о его дальнейшей жизни, хотя прожил художник еще около
двадцати лет. Документы сообщают, что он часто менял дома, жил по-прежнему одиноко.
Все так же в работе ему помогали ученики, но заказов получал меньше и за портреты
брал дешево. Случалось, писал и ради заработка: равнодушно, торопливо, небрежно.
С большим трудом узнаешь здесь прежнего Рокотова.
Но есть портреты-прозрения, где былая энергия мастера соединяется с мудростью
и прозорливостью. Приходили мгновения, когда художник вдруг видел человека таким,
каков он есть на самом деле. Таков «Неизвестный в красном кафтане». Натура этого
старика противоречива. Ум и скептицизм, сверлящий взгляд и подобие улыбки, плечи
юноши и голова старца с большим покатым лбом. Рокотов столкнулся с одним из тех,
кто разуверился и в просветительских идеях, и в либеральных реформах, и. может
быть, в самом человеке. Таким людям казалось, что мир распадается, гибнет.
Да, их мир исчезал. Новому поколению, входящему в XIX век, тесно было в загородных
усадьбах, тихих гостиных. Его ждало иное: Аустерлиц, Бородино, Париж, Сенатская
площадь...
Уставший, больной художник не поспевал за временем. С упорством держался за свой
идеал, оберегая его. Он пережил XVIII век на несколько лет, но душой так и остался
в нем.