Когда я беру в руки альбомчик, куда моя бабушка вклеивала детские рисунки своей
дочери, будущей художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, я вспоминаю ее рассказы
о детях и их жизни. Рассказы бабушки переплетаются с моими давними впечатлениями.
Многое из того, что окружало в ранние годы мою маму, несмотря на изменившиеся
условия жизни, бытовало и в моем детстве.
Дед по матери, Евгений Александрович Лансере, был скульптором, прекрасным мастером
мелкой пластики. Особенно он любил изображать лошадей. Его искусство, искреннее,
наполненное любовью к человеку и природе, и теперь приносит радость людям. Он
умер рано, в 39 лет, но влияние его личности, взглядов на искусство сказалось
на всех детях, особенно на тех, кто стал художником.
Мать Зинаиды Евгеньевны, Екатерина Николаевна Лансере, тоже любила рисовать и
посещала класс рисунка в Академии художеств, где занималась у знаменитого педагога
П. Чистякова. Помню ее очень хорошие копии с Греза и портреты, написанные маслом.
Выйдя замуж, Екатерина Николаевна оставила регулярные занятия искусством. Но многочисленные
домашние заботы не убили в ней интереса и любви к искусству, и дома она продолжала
рисовать. Овдовев в 36 лет, она сумела вырастить и воспитать двух сыновей и четырех
дочерей. Трое из них стали художниками. Старший сын, Евгений,― живо писцем-монументалистом
и графиком, второй, Николай,― архитектором. Младшая дочь, Зинаида, ― это моя мать,
о которой и идет речь.
Дети росли в атмосфере, благотворно влиявшей на развитие их художественных вкусов.
После смерти мужа Е. Н. Лансере вернулась с ними в отчий дом ― в семью архитектора
Николая Леонтьевича Бенуа. Здесь в это время рос ее младший брат ― Александр.
Разница между сестрой и братом была в 20 лет, и «дядя Шура» стал старшим товарищем
ее сыновьям, так же как и его друзья по гимназии и университету. Среди них многие
потом стали известными художниками и критиками. В доме постоянно бывали люди,
связанные с искусством. Дети вместе со взрослыми были в курсе современной художественной
жизни, посещали выставки, после чего всегда шел живой обмен впечатлениями.
Н. Л. Бенуа любил и ценил искусство. В его квартире в Петербурге висели картины
и гравюры французских и итальянских мастеров, а кабинет был полон книг со множеством
гравюр, которые давались детям для рассматривания, ―так с юных лет, исподволь,
изучалась история искусств, воспитывалось чувство прекрасного. Любовь деда к классической
школе живописи и унаследованная от отца привязанность к натуре создали, мне кажется,
удивительно гармоничный синтез художественных пристрастий Зинаиды Серебряковой.
Жизнь в Петербурге давала возможность посещать музеи и видеть шедевры живописи
в подлинниках. С детства маме были знакомы залы Эрмитажа и Русского музея. Она
ходила туда по многу раз, смотрела, думала и наслаждалась увиденным глубоко и
искренне. В тихих и торжественных залах Эрмитажа Рубенс, Рембрандт, Ван-Дейк,
Тициан, Рафаэль и Леонардо да Винчи производили неизгладимое впечатление, а «маленькие
голландцы» восхищали необычайным мастерством передачи шелка, бархата и кружев,
любовью к простому быту людей.
В Русском музее, кроме огромных полотен Брюллова и Бруни, Сурикова и Репина,
внимание будущей художницы останавливалось на портретах Левицкого, Рокотова, Боровиковского,
на скромных полотнах Федотова. Одним из любимых художников стал Венецианов. Он
был близок ей своим поэтическим, любовным отношением к жизни крестьян и природе
русской деревни.
С ранних лет началось знакомство с литературой. Пушкин до конца жизни остается
любимым поэтом мамы. В ее мастерской всегда висела репродукция с тропининского
портрета Пушкина. Его философия, мир творчества, широта взглядов, требовательность
к себе ― все ей дорого. Когда маме было почти 83 года, она цитировала по памяти
стихотворение «Поэту»:
...Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя
свободный ум,
Усовершенствуя плоды
любимых дум,
Не требуя наград за подвиг
благородный.
Они в самом тебе. Ты сам
свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь
ты свой труд.
Ты им доволен ли,
взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа
его бранит
И плюет на алтарь, где
твой огонь горит...
«Ты сам свой высший суд» ― вот то, что она исповедовала. Будучи до болезненности
скромной и требовательной к себе, она ежедневно работала. Вставала рано, не позднее
7 часов утра, закрывалась в мастерской или уходила на этюды. Мама всегда была
недовольна собой. Так, в одном из писем из Парижа (октябрь 1934 года) она пишет:
«...Мы с Катюшей ходим второй день по утрам рисовать в музей Лувра - рисуемскульптуры
XVII века ― это полезная практика ― все думаю наверстать свою безграмотность рисунка.
Позволяют там рисовать всего с 10 до 1 часа дня, так что ничего не успеваешь сделать...»
Но не только городские впечатления и посещения музеев формировали характер, воспитывали
отношение к жизни и творчеству будущей художницы. На лето семья выезжала в Курскую
губернию, в деревню Нескучное. Здесь девочку окружала прекрасная природа. Большая
аллея серебристых тополей шла от дома к полям, узкая дорожка спускалась к речке
Муромке, а по бокам аллеи были фруктовый сад и пруд. Широкие просторы открывались
глазу за оградой палисадника. Поля, где зеленя чередовались с пашней, лугами,
очень нравились маме, и она много раз писала их ― и в юности, и будучи уже взрослой.
В начале лета стригли овец. Свет в овчарню проникал через открытую дверь и создавал
необычную картину. Сохранились наброски, по которым мама собиралась создать
большое произведение.
Мама часто рисовала нескучненских крестьян. Она ценила красивый склад их фигур,
красоту лиц. Они изображены в картинах «Беленье холста»,«Жатва», «Обед». После
того как мама побывала в Марокко, где рисовала марокканцев на улицах, на базаре,
в домах, она говорила: «Мне арабы напомнили нескучненских крестьян; у них то же
чувство собственного достоинства, та же человеческая гордость и свободолюбие».
Деревенская жизнь, природа, где родилась и росла художница, где научилась видеть
и любить прекрасное, помогли формированию личности и дали любимую тему ее искусству.
Рисовать Зина Лансере начала очень рано. Это не удивительно ― ведь все, кто окружал
ее в доме, рисовали. Это было естественным занятием, которое никто не считал необыкновенным.
Ко дню рождения деда или матери дети готовили подарки: учили тайно от взрослых
стихи, переписывали их на лист бумаги и украшали рисунками ― виньетками и иллюстрациями.
Писали друг другу письма, тоже сопровождая их рисунками. Кроме старших братьев
Жени и Коли, рано начавших занятия искусством, сестра мамы, Маня, тоже любила
рисовать. Сохранились крошечные альбомчики, в которые сестры очень тщательно срисовывали
иллюстрации из детских журналов. Раскрашивались рисунки акварелью. Думаю, что
маленький размер альбомов заставлял особенно внимательно относиться к композиции
и тонкости рисунка.
Вообще крупная работа, размашисто написанная еще неумелым, начинающим художником,
обычно не доводится до конца.
Вспоминаю дивные портреты Гольбейна, Боттичелли, Гирландайо, которые невелики
по размерам, но так крепко сидят в раме, так великолепно прописаны, что, глядя
на репродукцию, воспринимаешь их как большие полотна.
Мастер, чувствующий композицию, всегда может создать крохотную иллюстрацию или
другое произведение, которое будет монументально и впечатлять куда больше огромного
полотна.
Да и рационально ли тратить так много красок? Не слишком ли мы порой бездумно
расходуем бумагу?
Помню, как бережно хранили каждый лист бумаги, как аккуратно обращались с красками
и кистями в нашем доме. Наброски делались на самой дешевой бумаге. Если оставались
где-то начатые листы, их переворачивали и использовали для другого рисунка.
Уже в 11 ―13 лет у юной художницы вырабатывалось свое отношение к окружающему
миру. Вот рисунки и акварели Зины Лансере, помеченные 1895― 1897 годами. Они сделаны
с натуры. Это домашние сценки ― мама что-то шьет, сестра делает уроки, дворник,
прохожий, дама с собачкой и, конечно, впечатления от гимназической жизни ― директриса,
классные дамы, соученицы, скрипач на уроке танцев, священники.
Некоторые работы подписаны самой Зиной с датами и комментариями, на других ―
пометки, сделанные рукой бабушки. На многих Зина пишет «худо» или «очень худо».
Это уже пометки человека, требовательного к себе, свидетельствующие о стремлении
добиваться лучшего. Важно то, что во многих набросках точно подмечены характеры,
детали, движения людей, есть желание передать индивидуальность. Они полны юмора,
иронии, но в каждом присутствует любовь к жизни, к людям.
Вероятно, бабушка оценила эти свойства в работах младшей дочери и собирала ее
рисунки, надеясь, что в будущем они пригодятся. Спасибо ей за это!
С детства мама не расставалась с альбомом и при любой возможности старалась делать
наброски. «Когда делаешь наброски, то запоминаешь увиденное лучше, фиксируешь
все крепче в памяти, и это остается надолго»,― говорила она.
В своих ранних зарисовках она делала пометки цвета на облаках, на воде, на фигурах,
и это, безусловно, лучше помогало запомнить увиденное. Наброски у художников подобны
записным книжкам писателей. В них накапливается багаж, позже они помогают восстановить
в памяти увиденное, использовать в дальнейшей работе.
Есть и еще один альбом. Лето 1897 года. Это наброски, сделанные в 12―13 лет.
Мы видим все, что окружает девочку: «Обед в Шмецке» (так называлось дачное местечко
на берегу Финского залива), купание сестер и то, как они одеваются, отдыхают,
мостки, где стирают белье; хозяйские дети, дом, где они жили; целые сценки, например,
«Катанье на гигантских шагах», где можно узнать бабушку и сестер; и, наконец,
акварель «Автопортрет с яблоком». На этом же листе попытка нарисовать руку. Хотя
автопортрет еще очень неумело сделан, но как легко узнать в нем ту, которая потом
создаст «За туалетом», «Пьеро», «Со свечой», «В белой кофточке».
Не все эти работы являются «автопортретами» в собственном смысле слова, но везде
можно узнать лицо автора. Маме нужна была модель, а разве не самая послушная и
терпеливая модель, которая всегда рядом,― это сама художница?
Уже в детстве воспитывалась наблюдательность, которая всегда помогала в работе
художницы. Некоторые ее рисунки почти карикатурны, но только «почти», так как
не столько шаржируют типы, сколько просто подчеркивают, заостряют их индивидуальные
черты. Девочка схватывает и всегда точно передает основную, главную особенность
изображаемого. В рисунках видно и осмысленное желание сосредоточить внимание на
внутреннем содержании. Ни в одном из рисунков нет лишних деталей, нет внешнего
любования формой. Все они правдивы и очень характерны.
Многое из того, что было свойственно ранним рисункам Зинаиды Серебряковой, получило
развитие в ее дальнейшем творчестве, приобрело завершенность и законченность под
рукой опытного мастера в больших композициях. Детские рисунки и зрелые работы
художницы отличались искренностью и добротой.
Любовь к природе, к людям она сохранила до глубокой старости. Это помогало ей
переносить все трудности, которые неизбежны в жизни каждого человека. Задачей
и смыслом творчества Зинаида Серебрякова считала раскрытие того прекрасного, что
нас окружает и чего многие, к сожалению, часто не замечают.