Семейный педагогический проект «Школа редких профессий»
(спецкурс для младших школьников)
Авторы проекта: Карпова Н.Н., Карпов Л.С.
Глобальные перемены в экономике и политике, которые сопровождают развитие демократического
общества, содержат в себе как конструктивные, развивающие, так и разрушительные
моменты, что не может не сказаться на процессе и результатах воспитания. Современная
воспитательная практика породила ряд серьезных проблем.
В настоящее время имеет место отчуждение ребёнка от родителей, что проявляется
в ослаблении воспитательной функции семьи. Крайней формой отчуждения является
бродяжничество, уход ребёнка от семьи, потеря родового единства. Отчуждение ребёнка
от школы влечёт за собой потерю интереса к знаниям, ухудшение психического и физического
здоровья молодого поколения. Отчуждение ребёнка от коллектива сверстников проявляется
в уходе человека в личные проблемы, псевдоинтимности, ослаблении общественной
активности подростков и молодежи. Отчуждение ребёнка от самого себя проявляется
в деформации сознания. Имеет место негативная идентификация молодёжи, различные
формы проявления девиантного и делинквентного поведения.
Для определения категории населения нормой считается употребление спиртных напитков
и наркотиков. Распространённым становится такое опасное явление, как утрата смысла
жизни, что является для человека личной трагедией и влечёт за собой рост суицидальных
настроений.
На данном этапе в теории и практике воспитания и обучения детей и подростков
вырабатываются подходы, создаются педагогические проекты и технологии, направленные
на совершенствование процесса и результатов воспитания.
Одно из конструктивных и эффективных решений создавшихся проблем – деятельностный
подход в воспитании человека, который опирается на включение ребёнка в созидательную,
развивающую деятельность, соответствующую его интересам и потребностям. Культура
и социум существуют благодаря постоянным продуктивным изменениям. Принцип продуктивности
определяет направленность образования на получение реального практического продукта,
имеющего ценность и для личности, и для общества (идеи Френе, Дьюи ГессеЭа).
В представленном проекте смысловой контекст понятий «дом», «семья» понимается
не просто как общность или принадлежность к социальной группе, но приобретает
значение сотворческой, личностно-значимой деятельности и общения единомышленников
(детей и взрослых). Взаимопонимание и межличностное конструктивное взаимодействие
создает уникальную воспитательную среду, способствующую развитию в подростках
эмпатии, альтруизма, способности к свободному выбору, самостоятельному и ответственному
решению.
В рамках проекта решается проблема социальной адаптации воспитанников детских
домов и интернатов в ходе совместной эстетической деятельности, которая способствует
формированию у обучающегося положительных взаимоотношений со сверстниками, умения
сотрудничать, понимать и ценить творчество и мнение других. Школьники старшего
возраста в силу сложившейся в современном обществе ситуации испытывают значительные
трудности при выборе профессии и мотивации такого выбора. Профессиональная ориентация,
предпрофильная подготовка – актуальнейшая проблема образования сегодня.
Авторские программы педагогов проекта предлагают конкретные методики, помогающие
частично решить проблемы отцов и детей, сблизив их через совместную декоративно-прикладную
деятельность, тем самым обогатив эмоциональный и интеллектуальный опыт каждого
участника (даже родителя), заложив основу для формирования положительной коммуникативно-толерантной
базы. Вместе с этим, предлагаемые социально-педагогические способы благоприятно
влияют на эмоциональный фон развития личности, снимая страхи, тревожность, неуверенность,
агрессию и у подростка, и у родителя. Овладеть данными методиками предлагается
социальным педагогам, воспитателям детских домов и интернатов, заведующим по воспитательной
работе, руководителям творческих коллективов и родителям.
Проект предполагает активную просветительскую деятельность по ознакомлению возможно
широкого круга заинтересованных лиц с содержанием авторских методик: работа со
СМИ, составление и распространение методического пособия «Инновационные технологии
в ДПИ и ИЗО. Новое в работе с природным материалом», распространение книги Н.Н.
Карповой «Каждый ребенок талантлив», публикация методик на сайте «ДХЭШИ «Весна»
и открытие там же виртуальной художественной галереи, ежемесячные проведения семинаров-практикумов
и мастер-классов и смена экспозиций в Интернет-галерее по материалам каждого семинара.