Школа искусств
Школа искусств
Школа искусств

Версия для слабовидящих

Педагогические проекты. О.В. Стромбская. Игра как принцип обучения младших школьников на занятиях хора

 
 
«Игра как принцип обучения младших школьников на занятиях хора»
 
 
Автор: О.В. Стромбская, педагог дополнительного образования второй квалификационной категории МОУДОД «ДХЭШИ «Весна»
 

Актуальность и целесообразность обучения хоровому пению в системе дополнительного образования велика. Хоровое пение – пожалуй, самый доступный вид деятельности, поскольку уже в самом начале обучения ребёнок может приобщаться посредством совместного музицирования к произведениям классиков и современных композиторов. Хоровое пение способствует привитию общечеловеческих ценностей, норм поведения, развитию эстетических взглядов, воспитанию правильного понимания прекрасного в действительности и потребности участвовать в процессах созидания прекрасного в искусстве и жизни, развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор.
 
 
 

Результат в пении слышен гораздо быстрее, нежели при обучении на музыкальных инструментах, так как пение – самый естественный способ самовыражения. Однако реалии таковы, что большинство детей приходят в школу с низким уровнем музыкальных способностей, мало одарены, имеют дефекты развития артикуляционного аппарата (трудность произношения согласных букв, зажатость или вялость аппарата). Трудностью является также зажатость детей в эмоциональном отношении, т.е. даже разговорная речь невыразительна и малоэмоциональна.

Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что для того, чтобы помочь детям адаптироваться в огромном количестве информации, получаемой на занятиях образовательной школы и школы искусств, преодолеть иногда чрезмерную нагрузку, распределить свои силы, необходимо найти такие формы работы, которые максимально облегчили бы сложный процесс обучения. При условии применения педагогом различных видов игровой деятельности на занятиях хора, усвоение детьми материала теоретического и практического циклов происходит более эффективно. В этом отношении игра – один из наиболее доступных младшим школьникам способов воспитания и обучения.  

Проект предназначен для детей младшего школьного возраста (7-9 лет) и реализуется на протяжении 3-х лет на занятиях хора музыкального отделения «ДХЭШИ «Весна». Работа осуществляется в группах по 10-12 человек: у обучающихся хорового отделения – 3,5 часа в неделю; у обучающихся отделения музыкальных инструментов – 2 часа в неделю. Стоит отметить, что все предметы в учебном плане тесно взаимосвязаны, поэтому занятия хора являются неотъемлемой частью общего учебного процесса. Известно, что любое коллективное исполнительство (в частности, хоровое) является мощным средством мотивации обучения. Условия обучения в школе искусств «Весна» таковы, что наш хоровой коллектив является единственным действующим большим творческим коллективом, объединяющим всех обучающихся на музыкальном отделении (все специализации). Хочется надеяться, что наш хор поможет удержать у детей стойкий интерес к обучению музыке.

Показатели результативности реализации проекта

1. Благодаря предложенным простым игровым формам работы обучающиеся становятся более раскрепощёнными, внимательными, с удовольствием работают на учебном занятии.
2. Активно развивается артикуляционный аппарат в соответствии с особенностями каждого ребёнка, что особо важно на первоначальном этапе обучения.
3. Развивается голосовой аппарат, культура певческого вдоха и выдоха, звучание голоса детей постепенно выравнивается, что позволяет им пользоваться при пении разными регистрами.
4. Исполнение произведений становится более эмоциональным и осознанным, в движениях, сопровождающих пение появляются синхронность, слаженность, развивается пластика.
5. Развивается чувство темпоритма, музыкальный слух, координация слуха и голоса.
6. В работе с хоровыми партиями обучающиеся свободно оперируют полученными теоретическими знаниями, умело и грамотно анализируют новый музыкальный материал.
7. Сценическое выступление приносит детям огромное удовольствие, благодаря приобретенной свободе музыкального «высказывания» с помощью простых игровых приемов, оно становится с каждым новым выступлением более ярким, эмоциональным, улучшаются качественные показатели пения.
8. Повышается культура общения в коллективе, у детей складываются доверительные, дружеские отношения между собой не только в пределах учебной группы, но и между участниками концертного хора, который, как известно, включает в себя обучающихся разных групп.
9. Дети становятся более любознательными, эмоционально отзывчивыми, улучшается сценическая выразительность исполнения.


Яндекс.Метрика