Школа искусств
Школа искусств
Школа искусств

Версия для слабовидящих

Педагогические проекты. Колодин В.В. Оптимизация творческих способностей через формирование кругозора у обучающихся музыкального отделения детской школы искусств при помощи интеграции различных видов искусств


Оптимизация творческих способностей  через формирование кругозора у обучающихся музыкального отделения детской школы искусств
при помощи интеграции различных видов искусств
 
 
Автор проекта: Колодин Виталий Владимирович, педагог дополнительного образования второй квалификационной категории
 
 
 
 
 
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕГО ПРОЕКТА
 
Музыкально-эстетическое образование в школе искусств нацелено на гармоничное развитие личности в духовно-нравственном плане, на создание условий для раскрытия всех его дарований и на формирование системы дальнейшего за пределами школы духовного самораскрытия, что невозможно без творческого потенциала. Поэтому создание условий для максимальной оптимизации творческих способностей обучающихся – одна из важнейших задач музыкально-эстетического воспитания. Чувство прекрасного целесообразно развивать не только в пассивных формах объяснения и слушания музыки, но и более активных доступных для детей формах музицирования и собственного музыкального творчества. Большие перспективы в этом направлении открывает интеграция различных видов искусства, способствующая единому процессу постижения окружающего мира (отражается в мире искусства) в его целостности.
 
Обучающиеся должны постигать предметы искусства в их взаимосвязи, понимать специфику процесса художественного отображения мира (внешнего и внутреннего). Такой комплексный подход к образованию создает условия для формирования универсальных способностей, важных для любых сфер деятельности, и является мощным стимулом развития ассоциативного мышления. В итоге урок слушания музыки может стать искусством постижения жизни во всем ее многообразии.
 
Настоящий проект базируется на принципах целостности и комплексности музыкально-эстетического образования. Достоинством проекта является связь теории с практикой музицирования, нацеленность на духовно-нравственные аспекты воспитания, а также – единство знания, ассоциативного мышления, творческой деятельности. Идеи и материалы могут быть использованы для учебного процесса, для внеклассных и домашних занятий.

Настоящий  проект,  разработан  методистом, педагогом дополнительного образования Колодиным Виталием Владимировичем на основе созданного им авторского курса «Слушаем музыку» для 1,2,3 классов общеобразовательных, музыкальных школ и школ искусств с аудио, видеоприложениями, тетрадями для домашних заданий.   Курс «Слушаем музыку» был защищен в Новосибирской государственной консерватории им.М.И.Глинки на кафедре методики и педпрактики в 1997 году. В 1998 году курс получил «Золотую медаль» на Сибирской ярмарке, 2011 году - Большую медаль им. М.Н. Мельникова на региональном конкурсе педагогических проектов на VIII региональном  конкурсе «Через прошлое к будущему» в рамках  XIX Международной образовательной выставки «УЧСИБ – 2011».    
 
Данный курс прошел апробацию и успешно реализуется  в дальнейшем в музыкальных школах Сибирского региона и за рубежом.
 

При разработке курса авторами была заимствована  тематика некоторых уроков и  использован ряд оригинальных методических приемов, внедренных В.Кузиным и Э.Кубышкиной в учебнике по изобразительному искусству (В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина, Изобразительное искусство, 1-2 класс, М., «Дрофа», 1995 г.). Консультант - Робустова Л.П.  кандидат искусствоведения, доцент ;Рецензент - Шиндин Б.А. доктор искусствоведения, профессор.
 
Настоящий проект способствует  решению   проблемы  интеграция различных видов искусства на уроках слушания музыки и музыкальной литературы, комплексного восприятия обучающимися всех видов искусства,  всестороннему  развитию обучающегося и  коррекции  развития   детей с ограниченными возможностями.  Настоящий  проект направлен  также  на  социальную  адаптацию   воспитанников   из   детского  дома,  детей  из  неблагополучных  семей  района.

Проект  реализуется в рамках учебной деятельности школы непосредственно на учебных занятиях музыкального отделения. Настоящий проект рассчитан на обучающихся младшего и среднего школьного возраста. Реализация данного проекта осуществляется с сентября  первого года обучения по май третьего года. Для реализации проекта «ДШИ «Весна» располагает специально  оборудованными кабинетами  для занятиями с детьми изобразительной деятельностью, музыкальными занятиями.
 
Цель проекта – всестороннее развитие личности  ребёнка с помощью пробуждения  интереса к музыке, накопления слушательского опыта, расширением музыкального кругозора, а также  - подготовка  к курсу музыкальной литературы.
 
Для  достижения  поставленной  цели  необходимо  решение  следующих задач:
 
  • развитие высших психических функций, соотношение которых меняется в разные возрастные периоды (память,  мышление, воображение и др.);
  • снятие страхов, тревожности и неуверенности перед возможными ошибками через реализацию принципов игры, скоростной импровизации и коллективного сотворчества;
  • моделирование атмосферы духовно-эмоциональной безопасности и комфорта для эффективной художественно-эстетической реабилитации детей  с  проблемами  здоровья;
  • формирование  художественно-эстетического  вкуса; 
  • развитие  слуховой памяти;
  • активизация  умственной  деятельности;
  • формирование начального представления о музыкальных инструментах, формах и направлениях искусства в целом;
  • формирование основных навыков и знаний в овладении языком искусства на основе получения музыкально-теоретических знаний и навыков, постижение взаимосвязи смежных видов искусства;
  • повышение  собственной  самооценки,  адекватности коммуникативных  проявлений.
 
Для  решения  данных  задач  сформированы  три  этапа  проектной деятельности:

Общий или ознакомительный этап (1 год обучения).  Данный  этап  объединяет в себе уроки, направленные на раскрытие изобразительных свойств музыки и движется в следующем порядке:
  • от   з в у к о п о д р а ж а н и я , уроки №№ 1, 5, 7  ( «Звуки природы», «Предметы и явления», «Экскурсия в зоопарк») и д.р.
  • через музыкальную и з о б р а з и т е л ь н ос т ь , уроки №№ 9, 13 («О чужих краях...», «Времена года») и д.р.
  • к музыкальной в ы р а з и т е л ь н о с т и , уроки второго полугодия. 
           

Общие принципы построения учебного материала

1. Звучанию музыки отводится не менее 1/3 учебного времени (т.е.не менее 15-ти минут каждого урока). Это позволяет учащимся накапливать муз. впечатления, планомерно стимулируя свою познавательную деятельность.           
2. Музыкальные отрывки непродолжительны по звучанию (в основном от 1 до 3-х минут), что продиктовано возрастными особенностями учащихся.
3. Используемый музыкальный материал широк по стилистике и представлен произведениями 16-го  -  20-го  веков. Знакомство детей со старинной и современной музыкой (Каччини, Веноза, Перголези; Барток, Стравинский, Шнитке)  является одним из условий для воспитания хорошего музыкального вкуса.
4. В качестве вспомогательного материала на большинстве занятий предполагается использование образцов живописи и видеофильмов. 
Наряду  с  этим, разработаны  уникальные   здоровьесберегающие  методы опроса,  принципиальное  действие  которых   заключается   в снятии страхов, тревожности и неуверенности перед возможными ошибками в ответах, что даёт возможность безболезненного исправления их в творческой импровизации. 
 

Этап начального знакомства с   музыкальными инструментами и Симфоническим оркестром
(2 год обучения)
 
Все уроки составлены в виде занимательных рассказов и историй, в которых в увлекательной и ненавязчивой форме даны сведения о композиторах, фактах их биографий, произведениях и многом другом. Важнейшей методической составляющей данного этапа является сюжетная цепляемость занятий, обусловленная переходом из урока в урок одних и тех же персонажей - оркестра Дирижерского и его музыкантов  (эта линия продолжена и на заключительном этапе проекта для третьего года обучения, в котором изучаются музыкальные жанры и формы). Это способствует не только повышению интереса к занятиям, но и обусловливает более естественное, легкое восприятие сложного фактологического и музыкального материала детьми.

Задействованный музыкальный материал занятий, как и на первом этапе реализации проекта, разнообразен и интересен. Кроме разнообразной старинной музыки, появление которой обусловлено тематикой уроков №№1 - 7, широко используется инструментальная музыка всех других жанров и стилей. В сфере симфонической музыки главная опора сделана на фигурах Малера, Шостаковича, Берлиоза, Равеля.

С целью  снятия страхов, тревожности и неуверенности перед возможными ошибками в ответах разработаны тетради для домашних заданий, предназначенные учащимся для самостоятельной работы. Кроме уже апробированных в аналогичных тетрадях к первому году обучения  типов заданий (ребус, кроссворд, раскраска, рисунок), в тетрадях второго года появляются новые задания, связанные с привлечением учащихся к письменной работе, происходит поэтапное освоение жанров эссе и рецензии.
 
На третьем  этапе реализации проекта (3 год обучения) происходит знакомство с музыкальными жанрами и формами.

Как и на предыдущих этапах, предлагаемый музыкальный материал данного проекта широк по стилистике (от Дюфаи и Палестрины до Шнитке и Артёмова), он предложен в форме занимательных рассказов о Дирижерском и его оркестре, что продолжает сюжетную линию, начатую ранее. Однако стилистика рассказов несколько меняется в сторону большей информативности и серьёзности, что продиктовано взрослением потенциальных слушателей курса.

На заключительных занятиях (уроки №№24 - 30) происходит закрепление основного материала по жанрам, формам (а также стилям) через разучивание учащимися партий ударно-шумовых инструментов в «Детской симфонии» Артема Клементьева, специально написанной для данной программы.
 
На уроке "Слушаем музыку". 3 год обучения
 
 
II. МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
 
Проект объединяет занятия, направленные на раскрытие изобразительных свойств музыки и движется в следующем порядке:
  • от   з в у к о п о д р а ж а н и я , №№ 1, 5, 7  ( «Звуки природы», «Предметы и явления», «Экскурсия в зоопарк») и д.р.
  • через музыкальную и з о б р а з и т е л ь н ос т ь , №№ 9, 13 («О чужих краях...», «Времена года») и д.р.
  • к музыкальной в ы р а з и т е л ь н о с т и.
В целенаправленном виде занятия на звукоподражание и музыкальную выразительность полностью занимают объём первой и   четвёртой четверти.  Остальные занятия комплексно интегрируют различные тематические направления. Некоторые из них включают в себя все три - занятия №№6, 12 («Картинки природы», «Время суток») и д.р.

В занятиях №№1 - 23 сделана опора на программную музыку, имеющую ярко-жанровую основу. Данные занятия делятся на два типа :

1.  Урок - тема. Занятие состоит из «пестрого» музыкального материала различных авторов. Музыкальные отрывки свободно скомпонованы по принципу образно - тематического родства. Функция данных занятий больше у ч е б н а я . чем игровая , они являются главными «центрами информации» курса. Таковы №№ 1 («Мир звуков»), № 2 («Три кита»), № 8 («Исполнитель и слушатель») и др.
2.  Урок  -  сказка. Занятие составлено, как правило, из одного   произведения одного автора. В большинстве своем это сюиты, авторская последовательность  частей в которых  часто не соблюдается, т.к.  она подчинена смысловому  «стержню» урока. Функция таких занятий более  и г р о в а я ,  чем учебная. Таковы № 9 («О чужих краях и людях»),  № 11 («Игрушки принца»),  № 7 («Экскурсия в Зоопарк») и др.

Занятия №№ 24 - 30 направлены на развитие абстрактного мышления ребенка. Намеченная цель достигается путем с и н е с т е з и и –перевода  «языка музыки»  в  «язык цвета».  Средства музыкальной выразительности  находят свои параллели  в приемах живописи - выборе цвета, характере мазков и линий, общем колорите и др.

В   построении занятия используются синестезийные методы. Задействованный музыкальный материал - произведения  современных композиторов: Лютославского, Берга, Шилклопера, Шнитке, Канчели, Рахманинова, Стравинского, Равеля, Шостаковича.      Важной учебной задачей является так же знакомство с музыкальными жанрами - песней, танцем, маршем (занятие №2). Для закрепления учащимися данного материала, используя методы игротерапии, в конце каждого занятия проводится фронтальный  опрос класса, выясняя «узнанных китов» пройденного занятия. Своеобразная  «Охота на Китов»  должна способствовать усвоению жанрового материала в игровой форме.

В качестве домашнего задания рекомендованы как самые простые,  развлекательные его формы (выполнение рисунков, поиск стихов),  так и задания на запоминание определенной информации (название произведения, имя автора).

Важной составной частью проекта являются разработанные «Учебные тетради». В них собраны задания различной степени сложности. Это позволяет более дифференцированно подойти к распределению материала для самостоятельного освоения. «Учебная тетрадь» содержит различные формы работы - от развлекательных  (дорисовка и раскраска сюжетных картинок, выполнение рисунков на свободные темы - задания №2 и №3) до более сложных, познавательных (кроссворд, ребус, загадка - задания №4, №5, №6). Базой для выполнения данных работ является знакомство с рассказом (задание №1), представляющим собой стилистически обработанный и сокращенный вариант занятия, прослушанного в классе.

Функцию итоговых и проверочных занятия могут выполнять викторины и занятия, объединяющие самые яркие музыкальные отрывки из одного или различных занятий. Формирование материала итоговых занятий происходит по принципу адаптированных заданий, т.е. при составлении педагог ориентируется на уровень подготовки класса.
 
Тематический план первого года обучения
 
Первая четверть                     
УРОК №1.  Звуки природы и музыки. (пр-я. Берлиоза, Губайдулиной, Новикова и др.)
УРОК №2.  Три кита в музыке. (пр-я Моцарта, Штрауса, Шумана, Мендельсона)
УРОК №3.  Наша Родина - Россия. (пр-я Бородина, Рахманинова, Шостаковича
УРОК №4.  Любовь и доброта. (пр-я Перголези, Каччини, Джезуальдо, Шуберта
УРОК №5.  Предметы и явления. (пр-я  Гаврилина, Лядова, Стравинскоко и
УРОК №6.  Картинки природы. (пр-я  Грига, Шумана, Мусоргского, Дербен
УРОК №7.  Экскурсия в Зоопарк. (Сен-Санс, «Карнавал животных»),
УРОК №8.  Композитор, исполнитель, слушатель. (пр-я Майкапара, Яхин
Вторая четверть.
УРОК №9.  О чужих краях и людях(Шуман, «Детские сцены»)
УРОК №10.О песнях и танцах. (Чайковский - Богданов, «Детский альбом
УРОК №11.Игрушки Принца. (Кошкин, «Игрушки Принца»),
УРОК №12.Время суток. (пр-я Прокофьева, Дебюсси, Шумана, Мусоргского),
УРОК №13.Четыре времени года. (Вивальди, «Времена года»),
УРОК №14.Двенадцать месяцев /первое занятие/. (Чайковский, «Времена года»,орк. Гаука),
УРОК №15.Двенадцать месяцев /второе занятие/. (Чайковский, «Времена года»,орк. Гаука),
Третья четверть
УРОК №16. Подражать или выражать? (пр-я Скрябина, Сен-Санса, Равеля и др
УРОК №17.В лесу и на море. (Чюрленис, сиф. поэмы «Море»,  «В лесу»)
УРОК №18.О чувствах и настроениях. (пр-я Бетховена, Глазунова, Шостаковича и др.),
УРОК №19.Характер в музыке. (пр-я Баха, Марчелло, Кошкина, Прокофьева и др.),
УРОК №20.Принц путешествует. (Аренский, «Силуэты»),
УРОК №21.Туфельки с бриллиантовыми пряжками. (Бабин, «Вальсы»),
УРОК №22.Музыка цветов. (пр-я Рахманинова, Делиба, Шассона, Чайковского),
УРОК №23.Какого цвета звук? (пр-я Стравинского, Дебюсси

Четвертая четверть. Заключительный блок уроков «Рисуем музыку».
УРОК №24.Цветная музыка. (пр-я Бетховена, Дебюсси, Стравинского, Шнитке),
УРОК №25.Громко - тихо. (пр-я Стравинского, Канчели),
УРОК №26.Мелодия. (пр-я Дебюсси, Рахманинова),
УРОК №27.Аккорды. (пр-я Стравинского, Берга, Шостаковича), 
УРОК №28.Разнохарактерные рисунки. (пр-я Штрауса, Лютославского, Стравинского),
УРОК №29.Разнохарактерные рисунки. (пр-я Шилклопера, Шостаковича),
УРОК №30.Большой рису нок. (Равель, симф. поэма «Вальс»).

На втором этапе  реализации проекта (2 год обучения) происходит знакомство с музыкальными инструментами и Симфоническим оркестром.
I четверть, (занятия№№ 1 - 7) - инструменты, не входящие в состав Симфонического оркестра /народные инструменты (баян, аккордеон, балалайка, домра), старинные инструменты (клавесин, виола д*Амур, лютня), фортепьяно, гитара, орган/;
II четверть, (занятия №№8 - 15) - инструменты Симфонического оркестра /их сольные качества/;
III четверть, (занятия №№16 - 23) - группы Симфонического оркестра /инструменты рассматриваются сквозь призму их специфических выразительных возможностей в составе оркестра/;
 IV четверть, (занятия №№24 - 30) - пройденный материал закрепляется через знакомство с анимационным фильмом У. Диснея «Фантазия».

Тексты всех занятий составлены в виде занимательных рассказов и историй, в которых в увлекательной и ненавязчивой форме даны сведения о композиторах, фактах их биографий, произведениях и многом другом. Важнейшей методической составляющей предлагаемого курса является сюжетная цепляемость занятий, обусловленная переходом из урока в урок одних и тех же персонажей - оркестра Дирижерского и его музыкантов  (эта линия продолжена и на заключительном этапе проекта (третий год обучения), в котором изучаются музыкальные жанры и формы. Это способствует не только повышению интереса к занятиям, но и обусловливает более естественное, легкое восприятие сложного фактологического и музыкального материала детьми.

Задействованный музыкальный материал занятий, как и в курсе для первого класса, разнообразен и интересен. Кроме разнообразной старинной музыки, появление которой обусловлено тематикой уроков №№1 - 7, широко используется инструментальная музыка всех других жанров и стилей. В сфере симфонической музыки главная опора сделана на фигурах Малера, Шостаковича, Берлиоза, Равеля. В месте с тем, не менее значимая роль отводится  произведениям венских классиков и сочинениям русских композиторов.

Изучаемый материал снабжается всеми, упомянутыми в нём,  фонограммами и видеозаписями. Как и в предыдущем году, разработаны тетради для домашних заданий, предназначенные учащимся для самостоятельной работы. Кроме уже апробированных в аналогичных тетрадях к первому классу  типов заданий (ребус, кроссворд, раскраска, рисунок), в тетрадях второго года появляются новые задания, связанные с привлечением учащихся к письменной работе, происходит поэтапное освоение жанров эссе и рецензии.
 
Тематический план на второй год обучения
 
Первая четверть.
УРОК №1. По всем программам - музыка (Оркестры и ансамбли),
УРОК №2. Разговор на чердаке (Баян и аккордеон),
УРОК №3. Подружки - спорщицы (Балалайка и домра),
УРОК №4. Концерт мушкетеров (Старинные инструменты),
УРОК №5. Три заезжих гастролера (Гитара),
УРОК №6.Великий маэстро (Орган),
УРОК №7. Встреча в швейцарском кафе (Фортепьяно),        
          
Вторая четверть. «ОРКЕСТР  ЖОРЖА  ДИРИЖЕРСКОГО».
УРОК №8. История ПЕРВАЯ. (Струнная группа), в которой музыканты успокаивают своего дирижера Жоржа и устраивают для него концерт.
УРОК  №9.  История ВТОРАЯ. (Флейта), о «Распрекрасном пекаре»  и «маленьком Моцарте» Ивана Ивановича.
УРОК  №10. История ТРЕТЬЯ. (Кларнет),о скороспелом барбарисе и «самом родном» инструменте Фимы.
УРОК  №11.История ЧЕТВЕРТАЯ (Гобой), в которой выясняется, кто из композиторов носил парик, а также почему «минус» лучше, чем «плюс».
УРОК  №12.История ПЯТАЯ. (Фагот), про Баха в Бразилии и «Дитэрементос» с «Навуходоносором».
УРОК  №13.  История ШЕСТАЯ. (Валторна, саксофон, труба), в которой Фима играет на арфе, а Смычанский узнает о разных Глазуновых.
УРОК  №14.История СЕДЬМАЯ  (Тромбон и туба), о неожиданных спортивных перспективах Фимы и «юбилейном» погружении в пруд.
УРОК  №15.История ВОСЬМАЯ.  (Ударные и арфа), в которой Фима соревнуется с барабаном, ксилофоном и литаврами.

Третья четверть. «ОРКЕСТР РЕПЕТИРУЕТ».
УРОК №16. История ПЕРВАЯ. (Струнные), история, в которой Фима соревнуется со струнниками, а Ивану Ивановичу понравилась опера.
УРОК №17. История ВТОРАЯ (Флейты и кларнеты), история, в которой Иван Иванович влюбляется в музыку Шостаковича, а Леша исполняет серенаду чужой принцессе. 
УРОК  №18.  История ТРЕТЬЯ  (Гобой, фагот), рассказ, в котором оркестранты узнают о Капризном Духе, живущем в Вахтанговой тубе.
УРОК №19. История ЧЕТВЕРТАЯ (Трубы, тромбоны), рассказ о «пятых» симфониях, Егоровской «катавасии» и любимом мотиве Водолаза.
УРОК №20. История ПЯТАЯ. (Валторна, саксофон, туба), в которой Синицын-самый старший рассказывает о своём прадеде, а Егор собирается в монастырь. 
УРОК №21. История ШЕСТАЯ. (Арфа, ударные), рассказ о кошке Инфанте и шмелях самого разного возраста.
УРОК №22.  История СЕДЬМАЯ. (Сюита. Равель, «Матушка гусыня»), в которой Фима объясняет, почему не следует целоваться с Чудовищами.
УРОК №23.История ВОСЬМАЯ. (Симфония. Берлиоз, «Фантастическая симфония»), в которой Стеша и Егор становятся романтическими героями, а Вахтанг - злым Колдуном.

Четвёртая четверть. «ДИРИЖЕРСКИЙ И ФЛОМАСТЕРОВ».
УРОК №24. ДЮКА, «Ученик чародея»,
УРОК №25. БЕТХОВЕН, симфония №6, «Пасторальная», 1-я и 2-я части,
УРОК №26. БЕТХОВЕН, симфония №6, «Пасторальная», 3-я, 4-я и 5-я части,
УРОК №27. СТРАВИНСКИЙ, «Весна священная», (первое занятие),
УРОК №28. СТРАВИНСКИЙ,  «Весна священная», (второе занятие),
УРОК №29. МУСОРГСКИЙ, «Ночь на лысой горе», ШУБЕРТ, «Аве Мария»,
УРОК №30. БАХ,  токката и фуга ре-минор, (оркестровое переложение).
 
Третий этап проекта включает в себя цикл занятий, в которых  происходит знакомство с музыкальными жанрами и формами.

В первом полугодии (занятия №№ 1 - 15) происходит освоение основных музыкальных жанров - мессы, реквиема, кантаты, оратории, оперы, балета, квартета, концерта, сюиты, симфонии. Как и предыдущих разработках, предлагаемый музыкальный материал данного учебника широк по стилистике (от Дюфаи и Палестрины до Шнитке и Артёмова), он предложен в форме занимательных рассказов о Дирижерском и его оркестре, что продолжает сюжетную линию, начатую на 2-ом году обучения. Однако стилистика рассказов несколько меняется в сторону большей информативности и серьёзности, что продиктовано взрослением потенциальных слушателей курса.

На занятиях 3-й четверти происходит знакомство с основными музыкальными формами - миниатюрой, 3-х частной формой, рондо, вариациями, сонатной формой. Подача дополнительной информации по тональным планам (как общепринятым, так и конкретным в каждом отдельном произведении), а также привлечение к работе нотного материала вполне возможна по усмотрению педагога.

На заключительных занятиях (занятия №№24 - 30) происходит закрепление основного материала по жанрам, формам (а также стилям) через разучивание обучающимися партий ударно-шумовых инструментов в «Детской симфонии» Артема Клементьева, специально написанной для данной программы.

Кроме применяемых на протяжении всех трех этапов аудиозаписей, в проект включены также видеоприложения, с целью облегчения восприятия обучающимися некоторых музыкальных эпизодов, развития творческого воображения и привлечения внимания к художественным образам.  
В среди контрольно-диагностических мероприятий  можно также выделить разработанные и включенные в общий план итогово - проверочные занятия, основой которых является «Викторина с подсказками» - прослушивание  самых ярких фрагментов с параллельным коллективным их обсуждением и повторением пройденного материала. Это позволяет обучающимся в игровой форме  закрепить освоенный музыкальный материал, а педагогу  создать впечатление об уровне освоения материала.
 
Тематический план на третий год обучения
 
Первая четверть. «ОРКЕСТР ЖОРЖА В МИРОВОМ ТУРНЕ» /жанры/
УРОК №1. МЕССА В ПОДНЕБЕСЬЕ (месса, реквием).
УРОК №2. ИСТОРИЯ, КОТОРОЙ ДВЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ (пассионы).
УРОК №3. НЕПОНЯТНАЯ И ГРАНДИОЗНАЯ (оратория и кантата).
УРОК №4. ПРОВЕРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО УРОКАМ №№1,2,3.
УРОК №5. ЧТО У ОПЕРЫ ВНУТРИ? (оперная структура).
УРОК №6. АЛЛИЛУЙЯ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ ПАРЕ (опера).
УРОК №7. «ЖАР ПТИЦА» СТРАВИНСКОГО (балет).
УРОК №8. ПРОВЕРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО УРОКАМ №5,6,7.      
             
Вторая четверть. 
УРОК  №9.   КВАРТЕТ - ЭТО СКУЧНО? (квартет).
УРОК  №10. НА СТАДИОН ИЛИ В КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ? (инструм. концерт).
УРОК  №11. УЧИМСЯ ТАНЦЕВАТЬ (сюита).
УРОК  №12. ПРОВЕРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО УРОКАМ №№9,10,11.
УРОК  №13. ЧТО ТАКОЕ «СИМФОНИЯ»?  (строение симфонии).
УРОК  №14. СИМФОНИЯ О СОГЛАСИИ (симфония).
УРОК  №15. ПРОВЕРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО УРОКАМ №№13,14.

Третья четверть. «МУЗЫКОВЕД БОРИС БОРИСЫЧ». /формы/
УРОК  №16. МИНИАТЮРА И ТРЕХЧАСТНАЯ ФОРМА.
УРОК  №17. ФОРМА  РОНДО.  
УРОК  №18. ВАРИАЦИОННАЯ  ФОРМА.
УРОК  №19. ПРОВЕРОЧНОЕ  ЗАНЯТИЕ ПО УРОКАМ №№16,17,18.
УРОК  №20. СОНАТНАЯ  ФОРМА (первое занятие).
УРОК  №21. СОНАТНАЯ  ФОРМА (второе занятие).
УРОК  №22.  ПРОВЕРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО УРОКАМ №№20,21.
УРОК  №23.  Итогово - проверочное занятие по материалу 1,2 и 3 четверти.

Четвёртая четверть. ИГРАЕМ СИМФОНИЮ.
УРОКИ  № № 24 - 30. Разучивание учащимися партий ударно-шумовых инструментов в «Детской симфонии» Артёма Клементьева и исполнение произведения.
 
 
III. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА

В результате реализации настоящего  проекта  ожидаются  следующие  позитивные  изменения,  среди  которых:
  • развитие высших психических функций, соотношение которых меняется в разные возрастные периоды (память,  мышление, воображение и др.);
  • формирование представлений жанрово-стилевом особенностях музыкального искусства;
  • формирование начального представления о музыкальных инструментах, формах и направлениях искусства в целом;
  • снятие страхов, тревожности и неуверенности перед возможными ошибками через импровизацию и коллективное сотворчество;
  • формирование  музыкального  вкуса; 
  • развитие  слуховой памяти;
  • формирование и развитие слушательского опыта;
  • активизация интеллектуальной  деятельности, чувств,  эмоций;
  • создание  атмосферы духовно-эмоциональной безопасности и комфорта для эффективной художественно-эстетической реабилитации детей  с  проблемами  здоровья;
  • гармоничное  развитие  личности  посредством  активизации чувств  и  эмоций;
  • повышение  собственной  самооценки,  адекватности коммуникативных  проявлений.
  • развитие  мотивационно-потребностной  сферы ребенка;
  • преодоление  познавательного  и  эмоционального  эгоцентризма.
 
Все  вышеперечисленные  моменты  способствуют развитию у обучающихся понимания особенностей классической музыки, и как следствие повышение  интереса  к академической музыке. Создание атмосферы духовно-эмоциональной безопасности и комфорта обеспечивают возможность успешной социальной  адаптации   как одаренным детям, так и детям, попавших в трудную жизненную ситуацию.
 
IV. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Оценивание качества реализации проекта, осуществляется на основе разработанной системы психолого-педагогической диагностики «Развитости и воспитанности» по трех бальной системе (три уровня). В результате, проводимой психолого-педагогической деятельности в рамках проекта, обозначилась динамика развития по выделенным нами критериям:
  • развитие интереса к занятиям музыкальной деятельностью;
  • накопление слушательского опыта;
  • расширение кругозора;
  • развитие воображения;
  • активная творческая позиция
  • самостоятельность;
  • умение решать творческие задачи;
  • полнота реализации своего творческого замысла;
  • коммуникативные способности.
Разработанная совместно с педагогом-психологом система диагностики обучающихся  осуществляется путем проведения вводной, текущей и итоговой  диагностики.  Используемые  диагностические формы: беседы, наблюдения, индивидуальные консультации, тестовые методики на протяжении учебного года, проводимые самим педагогом и педагогом-психологом, не противоречат установке психологического комфорта обучающихся, участвующих в проекте. 

Динамика, приведенная   в приложении «Диагностические материалы»,  подтверждает эффективность использования направлений,  перечисленных в разделе «Общие положения реализации настоящего проекта»,  которые способствуют дальнейшей успешной социализации и адаптации личности обучающихся в социуме.

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Образец занятия I этапа реализации проекта.

УРОК № 5                                                                                         
ИНТЕРЕСНОЕ  ВОКРУГ  НАС. ПРЕДМЕТЫ  И ЯВЛЕНИЯ.

(Проверка домашнего  задания).
Красоту окружающего нас мира - цветов,  природы,  предметов быта  стремились передать в своих  произведениях  композиторы. Оглянись вокруг,  и ты увидишь и услышишь много интересного. Вот,  к примеру,  часы в твоей комнате.  Ты не думал,  что у каждых часов свой характер? 
Старые и большие часы на стене очень важные.  У них медленно раскачивается маятник,  а их бой слышен по всей квартире.  Часы у композитора Гаврилина тикают совсем с другим настроением:
---// ФОНОГР.1,  Гаврилин, «Часики», исп. Полонские; 2:40 //.
 (Вопрос: расскажите,  какой характер у этих часиков? ). 
Что ещё есть в твоей комнате?  Наверное,  шкатулка или коробочка,  в которой ты хранишь самые дорогие для тебя вещи.
Раньше в таких шкатулках нередко хранили табак,  поэтому они назывались табакерками.  Откроешь такую табакерку и зазвучит  музыка:  вращаются колесики и  ударяют по маленьким колокольчикам. Послушайте пьесу Лядова,  которая так и называется - «Музыкальная табакерка» :
---// ФОНОГР. 2,  Лядов, «Музыкальная табакерка», исп. Ерохина, домра; 2:22 //.
Помните сказку  «Спящая красавица»?  Принцесса уколола палец и уснула.  А уколола она его веретеном - маленькой юлой на которую наматывается нить. Закрутишь веретено,  точь-в-точь, как юлу, и оно кружится,  наматывает нить и жужжит.
Послушайте пьесу  Мендельсона  «Прялка»,  и вы услышите это мелодичное и ровное жужжание: 
---// ФОНОГР. 3,  Мендельсон,  «Прялка», исп. Рахманинов; 1:43 //.
 
 
Образец занятия II этапа реализации проекта.

УРОК №3.    ПОДРУЖКИ - СПОРЩИЦЫ ( Балалайка и домра)
 
Проверка домашнего задания
 
Встретились как-то две подружки-спорщицы,  Балалайка и Домра, и стали выяснять, кто из них лучше, у кого голос звонче и на ком играть приятней. Спорили до вечера, охрипли, устали и сели на лавочку передохнуть. Думала Балалайка, думала, да и говорит:
-Я смогу сыграть даже музыку великого Моцарта. К примеру, «Турецкий марш»!
-Ну, «турецкий» и я смогу, блям-блям - и готово, - ответила Домра.
-Не «блям-блям», а классика! - разозлилась Балалайка.
-А почему тогда «турецкий»? - не унималась Домра. - Моцарт его в Турции написал, что ли, или для турков, чтобы они под него маршировали?
-Темнота! - воскликнула Балалайка. - Не был Моцарт в Турции ни разу, да и маршировать под него не очень-то удобно. Вот послушай сама, - и Балалайка потянула за рукав проходящую мимо Гитару, показала ей какие-то ноты, и они начали играть.
---//ФОНОГР.1, Моцарт, Турецкий марш, исп. Гитлин;  3:20 //.
(Вопрос: на какой из маршей он больше похож - военный, кукольный, спортивный?).
-Да подумаешь там! - воскликнула Домра. - Зато я запросто смогу изобразить птенцов. Пойдем к моему знакомому Роялю, мы вам покажем! - и она потащила Балалайку с Гитарой в подъезд дома, где жил Рояль.
-Здравствуй, Рояльчик! - Домра бросилась на шею сонного хозяина квартиры. - Давай поиграем «птенчиков», чтобы показать вот им, - Домра указала на Балалайку с Гитарой, - что мы тоже кое-что можем.
Заспанный Рояль недовольно похлопал пюпитром, но, ничего не сказав, стал аккомпанировать Домре.
---//ФОНОГР.2,  Мусоргский, «Балет птенцов», исп. Ерохина;  1:22 //.
(Вопросы: 1.Что это за пьеса? 2.Кто её автор? 3.Для какого инструмента она написана
 

Образец занятия III этапа реализации проекта

УРОК № 2.   ИСТОРИЯ,КОТОРОЙ  ДВЕ  ТЫСЯЧИ  ЛЕТ  (Пассионы - Страсти)

Музыкальный материал урока:
«Страсти по Иоанну» (фрагменты) И.С.Баха,
«Страсти по Луке» (фрагменты) Пендерецкого.

Внимание! Предлагаемый авторами библейский текст является его свободной транскрипцией, наиболее доступной, по мнению авторов, для детского восприятия. Для желающих познакомить детей с оригинальным текстом, указываются главы и строки Библии. 

Ох уж эти гастроли! Волнения, репетиции, выступления, и аплодисменты с цветами и криками «браво!». Но ничего этого не было у Жоржа на первом его концерте. То есть, волнения и репетиции, конечно, были, а вот аплодисментов оркестранты не дождались. И совсем не потому, что играли плохо, напротив - все местные газеты поместили восторженные отзывы о первом концерте оркестра из России, а в некоторых были даже фотографии музыкантов.

Дело в том, что концерт проходил не в концертном зале, а в старом соборе, месте, где даже разговаривать полагается только вполголоса, какие уж тут аплодисменты!
На первом своём выступлении оркестр Жоржа исполнил «ПАССИОНЫ». Пассионы, как и месса, старинный церковный жанр, и их так же исполняют оркестр, хор и солисты. Но пассионы, (или, в переводе с итальянского, «Страсти») отличаются от мессы. В мессе человек обращается к Богу, он славит его, просит у него прощенья, говорит, что хранит ему веру. (Опрос класса по названию и содержанию частей мессы).

В «Страстях» же рассказывается о жизни и смерти Иисуса Христа, повествуется древняя история о том, как, сначала Иисуса выдал римским стражникам  Иуда, как от него отрекся его ученик Петр, как вели Христа на казнь на гору Голгофу... Но, стоп. Всё по порядку.

Если даже вы  не читали Библию, и не знаете всех подробностей этой великой истории, то гастроли оркестра Жоржа помогут в ней разобраться.    
На обложке одного из авторитетных музыкальных журналов красовался фотопортрет Дирижерского, а далее следовал подробный отчет о первом выступлении оркестра. Давайте пролистаем его страницы...
«Все, кто пришел вчера в городской собор, получили истинное удовольствие от великолепного выступления русских музыкантов. Перед нами вновь ожили древние страницы Библии. Вот исполняется вступление к Пассионам композитора И.С.Баха - ещё ничего не произошло, но в музыке слышна тревога, слушатель находится накануне великих событий. Скоро, совсем скоро разыграется трагедия - Иисуса Христа предадут его собственные ученики, и он будет казнен на глазах сотен людей.  ФОНОГР.1,Бах, «Страсти по Иоанну», оркестровое вступление;  1:42.
 


Приложение к разделу «Оценка качества реализации проекта»

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТОСТИ  И ВОСПИТАННОСТИ
 
РАЗВИТОСТЬ
1. Умение решать творческие задачи.
Высокий уровень  обладает творческим подходом и фантазией и способен самостоятельно выполнять творческие задания, способен к рождению новых художественных идей и воплощению их в реальность.
Средний уровень – способен проявлять фантазию и воображение, но творческий подход обнаруживает не во всех видах деятельности
Низкий уровень – при выполнении творческих задач, проявляет не достаточное «включение» самостоятельного творческого мышления, решение творческих задач происходит при активном участии взрослого.
2. Полнота реализации своего творческого замысла
Высокий уровень – при реализации собственного творческого замысла, максимально включает свои творческие возможности, решение подобных задач происходит чаще всего самостоятельно.
Средний уровень  обладает творческим подходом и фантазией, но не всегда способен самостоятельно реализовывать творческие задачи.
Низкий уровень  не обладает творческим подходом и фантазией, способен выполнять творческие задачи только с помощью педагога.
3. Самостоятельность в разработке и реализации своих проектов, умение самостоятельно решать сложные вопросы в любой жизненной ситуации;
Высокий уровень  может осуществить весь свой проект сам на всех этапах.
Средний уровень  может осуществить один или несколько этапов проекта самостоятельно, но в остальных – требуется подсказка педагога.
Низкий уровень  может работать только при постоянном присутствии и поддержке педагога.
 
ВОСПИТАННОСТЬ

1. Коммуникативные способности.
Высокий уровень - умеет работать в коллективе, сотрудничать с коллегами, умеет сработаться, вписаться в новый коллектив.
Средний уровень - не всегда получается находить конструктивный, созидательный контакт со сверстниками.
Низкий уровень - сложно вписывается в коллектив, с трудом находит взаимопонимание у коллег и не стремится к этому.
2. Отношение к своему здоровью.
Высокий уровень - понимает и бережно, разумно использует индивидуальные ресурсы своего организма, умеет сам оценивать и регулировать свою нагрузку в соответствии со своими возможностями.
Средний уровень - не всегда понимает и бережно использует индивидуальные ресурсы своего организма, временами забывает оценивать свою нагрузку в соответствии со своими возможностями.
Низкий уровень - не понимает индивидуальные ресурсы своего организма, даже, несмотря на советы педагога, потребительски относится к своему здоровью.
Низкий уровень – 1 балл
Средний уровень – 2 балла
Высокий уровень – 3 балла
 

Яндекс.Метрика