Школа искусств
Школа искусств
Школа искусств

Версия для слабовидящих

Педагогические проекты. Букина Ю.В. Выявление и развитие творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста в процессе создания образов народной глиняной игрушки

 
Выявление и развитие творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста
в процессе создания образов народной глиняной игрушки
 

Букина Юлия Владимировна,
педагог дополнительного образования
второй квалификационной категории  ДШИ "Весна"
 
 
Презентация к проекту - скачать 4,2 Мб

 
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
 
В отличии от общего образовании, система ДОД является открытой социально-педагогической системой, не имеющей государственных стандартов, которая развивается по пути свободного и творческого воплощения в педагогическую практику учреждения идей гуманизма и демократии. Произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: «педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал».
Занятие в учреждениях дополнительного образования детей обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу субъектов, по чередованию форм работы, насыщению разными видами деятельности; в отличие от школьного урока, основанного на стандартизованном программном материале, оно носит элемент опережения; имеет другую систему оценивания результатов деятельности обучающихся. Таким образом, занятия в учреждениях дополнительного образования детей направлены на развитие  творческого потенциала обучающихся.

Трудно представить нам жизнь ребенка  без творчества. Творчество – синоним оригинального склада мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. У каждого ребенка – огромные возможности развития. В современном обществе все более реальной становится задача всестороннего развития способностей. Но это не означает, что можно ожидать одинакового высокого развития одних и тех же способностей у всех детей, так как все дети индивидуальны. Педагог ДО ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности, на занятиях осуществляет целостный образовательный процесс (развитие, воспитание, обучение детей и подростков в соответствии с их природными задатками, склонностями, способностями и интересами).  
 
 
 

Развивать ребенка возможно только через деятельность. Ведь именно в процессе творческой деятельности ребенок совершенствует свои способности.  На занятиях в системе дополнительного образования обучающиеся получают  хорошие практические и теоретические знания. Полученную информацию и практический опыт дети используют в дальнейшем. 

Главным направлением инновационной деятельности я считаю вариативность образования. Если раньше педагог был обязан работать только по базовым программам, то теперь все больше появляется возможность работать по  новым, интересным, усовершенствованным программам, созданным талантливыми, неординарными педагогами – теоретиками и педагогами – практиками. Эта возможность выбора и становится тем определяющим фактором для вдохновения, исключающим работу по шаблонному методу, наработанному годами и приводящему, в конце концов, к эмоциональному истощению и потере интереса к работе у самого педагога. Творческая обстановка в коллективе, наличие единомышленников и соратников, использование креативных способов решения педагогических проблем, личное стремление учителя идти на встречу новому, высокая профессиональная компетентность помогает педагогу надолго оставаться «в форме» и успешно заниматься своим главным предназначением – обучать и воспитывать своих учеников.

В настоящее время задача приобщения детей к традициям народной игрушки привлекает к себе внимание все большего числа педагогов, психологов, художников, исследователей детского изобразительного творчества. Народное творчество, безусловно, оказывает благотворное влияние на ребёнка в процессе его воспитания и развития в системе дополнительного образования.
 
Стоит отметить, что  декоративно-прикладное народное искусство по своей наглядно-образной специфике открыто пониманию ребенка, более доступно его восприятию благодаря родству таких свойств как непроизвольность, непосредственность, наивность, простота, живость и богатство воображения, чувство радости, сильно выраженная условность.

Занятия детей в области ДПИ благоприятствуют формированию их национального самосознания и, одновременно, толерантности и уважения к культурно-историческому  наследию народов России.

Цель проекта можно кратко сформулировать так: развитие творческого воображения младших школьников в процессе создания выразительного художественного образа народной глиняной игрушки.

Краткие сведения о проекте. В реализации проекта участвует группа учеников отделения декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Возраст детей на начало реализации проекта 7-10 лет. На окончание реализации проекта 7-10 лет. Общее время реализации проекта 1 год (с сентября 2011 года по май 2012 года включительно). База для реализации проекта – МБОУ гимназия № 13 города Новосибирска.
 
Задачи данного проекта можно обобщить следующим образом.

Воспитательные:
- воспитание эмоционального и бережного отношения к культурно-историческому наследию прошлого;
- воспитание аккуратности и бережного отношения к художественным материалам и инструментам;
- формирование положительных качеств личности (ответственность, трудолюбие, пунктуальность и т.д)
- воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду;
- формировать у детей интерес к данному промыслу и способствовать практическому решению творческих задач;
- формирование национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира.

Развивающие:
- развитие креативности: творческого воображения, творческой активности, творческих способностей;
- развитие эстетического вкуса и художественных потребностей ребенка;
- развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук;
- развитие координированной работы руки со зрительным восприятием;
- развитие пространственного мышления, логики;
- развитие восприятия формы, цветовосприятияю.

Обучающие:
 - познакомить детей с историей развития игрушечных промыслов и изделиями;
 - познакомить с основными глиняными промыслами  России (дымковская, каргопольская, филимоновская, глиняная игрушка Алтая и Новосибирской области и т.д);
- освоить технологию последовательности изготовления игрушек;
- познакомить обучающихся с характерными особенностями каждого глинного игрушечного промысла;
- познакомить детей с характерным колоритом традиционных глиняных игрушек (филимоновская, каргопольская, дымковская);
- освоить особенности  росписи традиционных глиняных игрушек (филимоновская, каргопольская, дымковская);
- разработать педагогические рекомендации для родителей относительно развития музыкальных способностей их детей.
здоровьесберегающие:
-  сформировать у обучающихся навыки бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
 
Основные этапы реализации проекта
 
I этап: ознакомительно-диагностический (рассчитан на период сентябрь 2011г.). Анализ и оценка исходных данных детей отслеживаемой группы. Организация  первоначального диагностического этапа проекта.
II этап: практический (рассчитан на период октябрь 2011г. – апрель 2012г). Осуществление формирующего этапа развития творческих способностей обучающихся. Определение эффективности форм и методов обучающей деятельности. Корректировка условий, обеспечивающих развитие творческих
навыков и умений учеников.
III этап: обобщающий (рассчитан на май 2012г.). Систематизация, анализ и обобщение результатов обучения. Определение перспективных задач на дальнейшую педагогическую деятельность.
 
В процессе реализации всех этапов проекта ведущими условиями являлись:

1. Развитие творческих способностей детей, пришедших обучаться в школу на отделение декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Постижение игровых методов и приемов реализовалось на основе организации обучающей деятельности, осуществляемой в интегрировании разнообразных форм познавательной деятельности – на уроках применялись многочисленные специальные задания для развития практических навыков (такие как вспомнить героев народных сказок, представить во что можно превратить кусок глины и т.д.).
2. Эффективность процесса обучения обеспечивалась за счет создания развивающей среды, где непременным условием являлись:  индивидуальный, личностно-ориентированный, системный, комплексный, творческий подходы.
3. Главные принципы успешного обучения -   системность, целостность, индивидуализация, дифференциация, креативность, охрана здоровья учеников.
4. Результаты обучения отслеживались через учебные занятия, выставки, участие в конкурсах, итоговые контрольные мероприятия.
 
Содержание проекта
 
Для получения необходимого результата, использовались следующие формы  организации учебно-познавательной деятельности:
• фронтальные (занятие, экскурсии в музей, посещение выставок)
• групповые (при решении творческих заданий),
• индивидуальные (выполнение работы по замыслу).

Основные методы и формы обучения:
• Объяснительно – иллюстративный или информационно-рецептивный.
• Репродуктивный.
• Проблемного изложения.
• Частично – поисковый или эвристический.
• Исследовательский

Педагогические принципы, лежащие в основе реализации проекта:
• Принцип воспитывающего обучения.
• Принцип развивающего обучения
• Принцип научности.
• Принцип наглядности.
• Принцип целостности и единства процесса обучения
• Принцип систематичности и последовательности обучения.
• Принцип доступности.
• Принцип сознательности и активности.
• Принцип индивидуального подхода
 
 
Методологическое обеспечение
 
Моим принципом в обучении детей на музыкальном инструменте является понятие, что каждый ребенок способен созидать и творить. Целью своей работы я вижу создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ученика. Для достижения поставленной цели использую наглядные, словесные и практические методы.
 
При этом необходимо учитывать следующие условия:
1. Учитель приходит к ученикам не только с готовыми знаниями, а с идеей.
2. Учитель должен отказаться от практики пассивной передачи знаний, которая только объясняет, вместо того, чтобы заставлять придумывать и открывать вновь.
3. Ученик имеет право на самостоятельное мнение.
4. Учитель и ученик — партнеры, отсюда — доверительно-искренний   характер их взаимоотношений.
 
Таким   образом,   особенностью   моей педагогики  является    способ организации   учебного   процесса,   при   котором   учителю   отводится   роль партнера, направляющего поисковую, творческую деятельность учеников.
 
Для этого необходимо:
1. Создать исходную ситуацию, которая заинтересовала бы учеников, положила бы начало их творческой деятельности.
2. Увлечь обучающихся на более глубокое погружение в создание художественного образа, помочь им сильнее прочувствовать стилевые особенности создаваемого изделия, а так же понять, постичь выбранную автором структуру композиции.
3. Стимулировать обучающихся к постановке как можно большего числа вопросов по проблеме, поиску ответов на поставленные вопросы.
 
Поиск может быть индивидуальным или совместным, в зависимости от темы урока. Главное, чтобы овладение новыми знаниями было связано с творчеством.
Какой должна быть позиция учителя? Учитель в процессе работы на уроке только указы¬вает направление, все задания и вопросы, которые дает учитель, должны подключать вообра¬жение ребенка, вести его по пути поиска и творчества.

Без творческих заданий групповые занятия могут стать для ребенка скучным и соответственно не интересным, эти мысль заставили меня задуматься о формах работы с обучающимися на уроках прикладного творчества, заставили многое пересмотреть, проанализировать и постараться найти  наиболее результативные формы работы с учениками, чтобы в детях росли стремление и радость созидания. Различные творческие задания помогают вызвать живой интерес к декоративному творчеству, пробуждает воображение. Я считаю, что эта форма работы может и должна быть осуществлена с большой пользой.

Часто даю ученикам сочинить сказку или рассказ на народные темы. Такие задания – прекрасная возможность провести занятия весело, увлекательно и продуктивно. И в тоже время воспитываются: слуховое внимание, активность в накоплении образных впечатлений благодаря главным методическим приемам, основа которых  составляют узнавание, сопоставление и усвоение осознанных явлений, воспитание  самоконтроля.
 
В дополнение к сказанному хочется отметить, что мое положительное отношение к заданиям творческого характера не отменяет обязательных знаний, работу над основными приемами, потому что учебный процесс это в первую очередь накопление и приобретение знаний, а не развлечение, просто сам процесс постижения этих «вершин знаний» должен по возможности облегчаться. Я считаю, что слишком сложное отпугивает, отталкивает большую часть детей, а вот сложное, но интересное преумножает положительный результат многократно.
 
Материально-техническое оснащение студии
 
Реализация задач студии начинается с организации занятий на качественном уровне. Занятия лучше всего проводить в специально оборудованном кабинете.
Для занятий в студии требуется просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Помещение должно быть сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемым, с достаточным дневным и вечерним освещением. Вечернее освещение лучше всего обеспечивается люминесцентными лампами, создающими бестеневое освещение, близкое к естественному.

Применение наглядных пособий играет большую   роль   в   усвоении  нового   материала. Средства наглядности позволяют дать учащимся разносторонне понятие о каком-либо образце или выполнении определенного задания, способствуют более прочному усвоению материала. Наглядные   пособия   демонстрируют   при   объяснении   задания или в процессе беседы.

К основным видам наглядных пособий, используемых на занятиях, относятся красочные таблицы, схемы последовательности. Их используют в качестве иллюстраций при объяснении материала и как инструкции. На занятиях широко применяют образцы, выполненные руководителем студии или обучающимися. Они даю точное представление о размере, форме, объеме изделий. Наглядным пособием служит и различные иллюстративные и фотоматериалы, которым обычно сопровождают рассказ или беседу.
С большим успехом при объяснении новой темы может быть использован показ электронного пособия.

В кабинете размещается следующее оборудование: парты (столы для работы), стеллаж для сушки готовых изделий, шкафы для готовых изделий, специальные крутящиеся столики, полки).
При возможности для обжига изделий можно использовать муфельную печь, т.к. после обжига игрушка становится более прочной. В подсобном помещении находится муфельная печь и вытяжка.

Необходимы следующие инструменты: стеки различных видов, кисти для шликера, кисти для побелки, кисти для росписи, баночки для воды, палитра.
Необходимы следующие материалы: глина, тряпочка для глины,  шликер, краски гуашевые, акриловые, водоэмульсионная краска, лак, полотенце для рук.
 
Ожидаемые и планируемые результаты
 
В результате реализации проекта обучающиеся должны знать:
- характерные особенности дымковской, каргопольской, филимоновской игрушек;
- основные и дополнительные приемы лепки;
- свойства глины и приемы лепки;
- технологические особенности лепки животных, людей;
- свойства глины и способности к различным метаморфозам;
- способы изменения свойств глины в процессе лепки;
- способы и приемы лепки для практического решения их замысла;
- основные элементы филимоновского, каргопольского и дымковского орнамента;
- основные законы композиции и цветоведения (симметрии, ритма, контраста) для построения каргопольского, филимоновского и дымковского орнамента;
- способы последовательного соединения элементов для создания орнамента.
 
уметь:
- пользоваться основными и дополнительными приемами лепки в процессе создания выразительного образа;
- пользоваться материалами, инструментами в процессе создания образа;
- использовать имеющийся опыт при решении творческих задач;
- придумывать, фантазировать, воображать;
- ставить перед собой творческую задачу и искать пути ее реализации;
- воплощать свой замысел в практической деятельности;
- самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию для поиска решения;
- рисовать элементы филимоновского, каргопольского, дымковского орнамента и составлять из них орнамент;
- подбирать орнамент в зависимости от формы изделия;
- умело использовать средства выразительности – разнообразные цветовые сочетания, ритмическое построение орнамента.
 
Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса детей к народному творчеству, их участие в мероприятиях и жизнедеятельности студии.
Для организации практической деятельности учащихся используются методы, в основе которых лежит совместная деятельность педагога и детей.
 
Механизм отслеживания результатов

1. Через выполнение творческих работ на итоговых и обобщающих уроках, выставках, конкурсах мастерства.
2. Через анализ подготовки и проведения персональных выставок.
3. Во время участия в выставках прикладного и детского творчества.
4. Через различные методы диагностики (наблюдение, создание экспериментальной ситуации, тесты креативности).
 
Проблемы, возникшие в процессе реализации проекта
 
Проблемы, с которыми я столкнулась в период реализации проекта – отсутствие должного объема помещения и оборудования для занятий декоративно-прикладным искусством, высокая загруженность, и как следствие, быстрая утомляемость обучающихся на уроке.  Положительным фактом моей деятельности является  заинтересованность обучающихся и родителей в посещении занятия по декоративно-прикладному искусству, а также стремление обучающихся  участвовать не только в школьных конкурсах, но регионального и международного уровней. Положительным моментом являлось осознание родителями необходимости развития творческих способностей их детей и желание работать в этом направлении.

Освоение художественных образов народных игрушек – это подготовка к восприятию огромного мира искусства и в тоже время тонкий интимный процесс сотворчества, углубляющий взаимопонимание взрослого и ребёнка. Сотворчество исключает высокомерный взгляд на ребёнка с позиции взрослого опыта, оно требует возвращения свежести детского восприятия. Необходимым условием для развития творческого воображения младших школьников является  создание положительного эмоционального фона и демократического стиля руководства при организации обучения. Именно такая доброжелательная атмосфера заинтересованности в каждом ученике доминирует на всем музыкальном отделении школы, в которой я работаю.

Основное педагогическое кредо нашей школы «Весна» - помочь каждому нашему ребенку стать лучше, добрее, образованнее, дать ему возможность подняться на более высокую интеллектуальную ступеньку, попробовать себя во всем многообразии художественных направлений, представленных большим количеством отделений школы и выбрать наиболее интересные и полюбившиеся.

Яндекс.Метрика