Школа искусств
Школа искусств
Школа искусств

Версия для слабовидящих

Карпова Н.Н., Карпов Л.С. Изготовление ювелирных изделий путём моделирования из воска с последующей заливкой в металле

 
 
 
Содержание
 
I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  НАСТОЯЩЕГО ПРОЕКТА   
II. МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
III.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА  
IV.ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
V.РЕСУРСЫ (бюджет проекта)
VI.ПРИЛОЖЕНИЯ
Общие сведения о формовке и формовочных материалах 
1.1  Формовка
1.2. Модельная оснастка
1.3. Модели и требования предъявляемые к ним
1.4. Виды моделей
1.5. Модели для пустотелых отливок
1.6. Формовочные инструменты
2. Изготовление литейных форм 
      2.1. Особенности  отливок и форм
2.2. Формовка цепочек
2.3. Способы формовки гипсовой модели
3. Список литературы
4. Приложение 
     4.1. Правила по технике безопасности  при ремонте и изготовлении ювелирных изделий (типовая инструкция)
VII.ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 
 
 
 
Гипсовые модели фантастических животных
 
 
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕГО ПРОЕКТА

В эпоху многообразия и усложнения социального и культурного развития общества и инновационных процессов в образовании одной из основных задач современной школы является подготовка школьников к обоснованному выбору профессии. Особую остроту эта задача приобретает сегодня в связи с формированием рыночных отношений в сфере труда, профилизацией общеобразовательных школ. Для учреждений дополнительного образования вопрос профессиональной ориентации стоит на одном из первых мест. Именно в УДОд ребенок с раннего возраста познает прекрасный мир творчества: его впечатления самые яркие, звонкие, чистые … Совсем не обязательно, чтобы ученик однажды пришедший в изостудию или хореографический зал, стал профессиональным художником, танцором, дизайнером … Очень важно, чтобы однажды он почувствовал себя счастливым! В процессе взросления подростку как никогда необходимо чувствовать себя самодостаточным и успешным особенно в кругу своих сверстников.  Именно на этом этапе развития, мы, педагоги, которые росли творчески вместе с ребенком пять или более лет, должны помочь с реальным выбором жизненного пути.

Настоящий  проект,  разработанный  педагогом высшей категории Натальей Николаевной Карповой и педагогом первой категории  Леонидом Степановичем Карповыми  муниципального  бюджетного образовательного  учреждения  «Детской школы искусств «Весна»  способствует  решению   проблемы  социальной  адаптации,  психологического комфорта обучающихся, а такжеподготовки школьника к обоснованному выбору профессии в условиях рынка. Настоящий  проект направлен  также  на  социальную  адаптацию   воспитанников   из   детского  дома,  детей  из  неблагополучных  семей  района.Проект  реализуется в рамках учебной деятельности школы непосредственно на учебных занятиях отделения декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Настоящий проект рассчитан на работу с обучающимися старшего школьного возраста  и является усложненным вариантом разработанного ранее авторами настоящего проекта спецкурса «Школа редких профессий». Реализация данного проекта осуществляется с сентября по май каждого учебного года и ориентирован на обучающихся 12-16  лет. Для реализации проекта «ДШИ «Весна» располагает специально  оборудованными кабинетами  для занятий с обучающимися по данным направлениям. Фундаментом  проекта  является  учебно-методический  комплекс  «Основы  ювелирного  дела»,  авторское  электронное  пособие.

Сегодня в процессе взросления как никогда необходимо чувствовать себя профессионально успешным и самодостаточным, особенно в кругу своих сверстников. Поэтому данный проект направлен на помощь подростку в реальном выборе жизненного пути.

Цель проекта – моделирование, разработка и создание условий для успешного личностного и профессионального самоопределения, адаптация старших школьников посредством приобретения навыков основ ювелирного дела.

Цель реализуется в виде следующих задач:
  • социально-адаптивные задачи – способствовать успешной социальной адаптации старших школьников, обучить их навыкам самостоятельного решения сложных задач через проектную деятельность, мотивировать подростка на приобретение профессии; создать условия для успешного развития коммуникативных способностей;
  • обучающие задачи – Привить базовые знания, умения и навыки по специализации «Ювелир-модельер» дать навыки обращения со специализированным оборудованием в соответствии с техникой безопасности;
  • развивающие – развивать творческий потенциал обучающихся, повышая самооценку путём творческого решения поставленных задач;
  • здоровьесберегающие задачи – способствовать развитию бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, создать условия для духовной и эмоциональной безопасности обучающихся на занятиях.
Исходя из вышеизложенного, можно выделить те основные задачи, которые легли в основу создания педагогической технологии:
  • определить роль и место декоративно-прикладного творчества в воспитании и развитии подростка;
  • проследить как влияют занятия ювелирным делом на развитие креативных способностей, воображения и образного мышления;
  • путем тестирования выявить сильные и слабые стороны творческого процесса, с целью определения влияния занятий на развитие творческой индивидуальности;
  • создать систему работы по формированию у подростков технических навыков при художественной обработке металла, умелого пользования оборудованием, ответственного отношения к технике безопасности.
При выборе  образовательных целей опираемся на возрастные особенности учащихся, их познавательную активность, закономерности обучения, воспитания и развития, свой творческий и профессиональный опыт.

Проект «Изготовление ювелирных  изделий  путем  моделирования  из  воска  с  последующей  заливкой  в  металле» предусмотрен для обучающихся, окончивших спецкурс «Школа редких профессий», желающих постичь более тонкие грани ювелирного искусства. В проекте участвуют обучающиеся не моложе 12 лет, прошедшие предварительный отбор (собеседование, рисунок). Количество человек в группах по ювелирным специализациям составляет 3–5 человек. Малая наполняемость групп связана с использованием дорогостоящего и специального оборудования, а также с необходимостью большой индивидуальной работы с каждым учеником. На курсах используется следующее специализированное оборудование: ювелирная бор-машина, набор металлических лобзиков, комплект надфилей, круглогупцы и бокорезы, ригель, инструменты для пайки, для закрепки, шлифовки и полирования, муфельная  печь, вакуумный насос,  модельный  воск,  гипс, штанген циркуль, набор  полировочных  материалов, аэрограф компрессионный.

Работа с колющими, режущими материалами требует особого внимания к обучению подростков детальноразработанной технике безопасности, повышенного внимания к технике безопасности.
Занятия с обучающимися проводятся два раза в неделю по 3 часа.

Текущий просмотр проводится по итогам каждой четверти; итоговый просмотр (экзаменационный) осуществляется в конце учебного года.
По окончании какого-либо из трех  указанных курсов обучающийся получает соответствующую специализацию и свидетельство об окончании курса.   

Учебный план проекта «Изготовление ювелирных  изделий  путем  моделирования  из  воска  с  последующей  заливкой  в  металле» изначально основан на предметах, реализующихся на декоративно-прикладном отделении ДШИ «Весна»: «Основы ювелирного  мастерства», «Материаловедение», «Технология  обработки  металла». Содержание всех трех предметов модифицировано под задачи данного проекта. Помимо этого, реализуется выездная практика обучающихся в мастерских известных художников-керамистов, флористов и ювелиров г. Новосибирска, посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

В проекта широко использованы авторские здоровьесберегающие технологии «Эскиз-игра», «Эскиз-синтез», «Эскиз-экспресс» (Карпова Н.Н. Каждый ребенок талантлив. Новосибирск, 2000). В основе данной работы лежит проектный принцип деятельности обучающихся. Перед каждым обучающимся ставится задача создания собственного проекта, его реализация и защита. Важной особенностью данного педагогического проекта является активное введение регионального компонента в содержания программ через изучение культур сибирских народов, использование сибирских орнаментов и природных материалов.
 
 
II. МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Всех обучающихся в коллективе спецкурсов «Школа редких профессий» объединяет интерес к ювелирному делу. Регулярное проведение «Дней открытых дверей и выставок дает возможность привлечь внимание своих сверстников не только к себе, но и к своим работам. После собеседования с обучающимися и прохождения  теста по рисунку, с обучающимися проводится инструктаж по технике безопасности. Занятия строятся по принципу от простого к сложному, что в данном случае, создает «ситуацию успеха». Проведение занятий по замыслу и теме, выбранной совместно педагогом и обучающимся, дает возможность закрепить полученные умения и навыки работы с материалами и обнаружить креативные способности, которые необходимо развивать.
 
Процесс изготовления ювелирного изделия путём моделирования на воске с последующей отливкой в металле
Методы организации познавательной деятельности обучающихся: наблюдение, обследование предмета, использование натуры, использование образа, показ способов изображения, упражнения обучающихся, творческие задания, игровые приемы, анализ работ обучающихся, объяснения.

Мотивация учебно-познавательной деятельности осуществляется с помощью игровых приемов. Как известно, игра – это коллективное занятие с момента ролевого поведения. Именно авторские технологии «Эскиз-игра», «Эскиз-эксперсс», «Эскиз-синтез», основанные на принципах коллективного творчества, дают возможность подросткам,  безболезненно создавать неповторимые эскизы для своих будущих работ. Также, широко используется прием проблемной ситуации. Изготовление сувениров к праздникам, также является мотивацией к творческой деятельности.

Основой  методического  сопровождения  данного  проекта  является  авторская  комплексная  программа  и  учебно-методический  комплекс  «Основы  ювелирного  дела»  Карпова  Л.С. и  Карповой  Н.Н. Данная  программа  отмечена  дипломом  лауреата  областного  этапа  Всероссийского  конкурса дополнительных  образовательных   программ  и  отмечена  подарочным  сертификатом  (на  сумму  12  тысяч  рублей)  департаментом  образования  администрации Новосибирской  области. Авторами  также  разработана  обширная  мультимедийная  версия    учебно-методического  пособия  «Теория  и  практика  ювелирного  дела», электронное  приложение  к предмету  «Основы  ювелирного  мастерства», электронное  приложение  к  предмету  «Материаловедение».  

Основная форма обучения – учебное занятие. Занятие имеет единую внутреннюю логику, определяемую дидактическими целями, содержанием, средствами, методами и приемами обучения. Каждое последующее занятие является продолжением предыдущего, т.к. на первом занятии создается эскиз, на других – задуманное исполняется в материале.

На различных этапах обучения используются групповые, подгрупповые и индивидуальные формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

В процессе обучения используются занятия - беседы, лекции, экскурсии в выставочные залы, в мастерские к художникам-ювелирам г. Новосибирска.
 
 
 
 

Яндекс.Метрика