В эпоху многообразия и усложнения социального и культурного развития общества
и инновационных процессов в образовании одной из основных задач современной школы
является подготовка школьников к обоснованному выбору профессии. Особую остроту
эта задача приобретает сегодня в связи с формированием рыночных отношений в сфере
труда, профилизацией общеобразовательных школ. Для учреждений дополнительного
образования вопрос профессиональной ориентации стоит на одном из первых мест.
Именно в УДОд ребенок с раннего возраста познает прекрасный мир творчества: его
впечатления самые яркие, звонкие, чистые … Совсем не обязательно, чтобы ученик
однажды пришедший в изостудию или хореографический зал, стал профессиональным
художником, танцором, дизайнером … Очень важно, чтобы однажды он почувствовал
себя счастливым! В процессе взросления подростку как никогда необходимо чувствовать
себя самодостаточным и успешным особенно в кругу своих сверстников. Именно на
этом этапе развития, мы, педагоги, которые росли творчески вместе с ребенком пять
или более лет, должны помочь с реальным выбором жизненного пути.
Настоящий проект, разработанный педагогом высшей категории Натальей Николаевной
Карповой и педагогом первой категории Леонидом Степановичем Карповыми муниципального
бюджетного образовательного учреждения «Детской школы искусств «Весна» способствует
решению проблемы социальной адаптации, психологического комфорта обучающихся,
а такжеподготовки школьника к обоснованному выбору профессии в условиях рынка.
Настоящий проект направлен также на социальную адаптацию воспитанников
из детского дома, детей из неблагополучных семей района.Проект реализуется
в рамках учебной деятельности школы непосредственно на учебных занятиях отделения
декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Настоящий проект рассчитан
на работу с обучающимися старшего школьного возраста и является усложненным вариантом
разработанного ранее авторами настоящего проекта спецкурса «Школа редких профессий».
Реализация данного проекта осуществляется с сентября по май каждого учебного года
и ориентирован на обучающихся 12-16 лет. Для реализации проекта «ДШИ «Весна»
располагает специально оборудованными кабинетами для занятий с обучающимися
по данным направлениям. Фундаментом проекта является учебно-методический комплекс
«Основы ювелирного дела», авторское электронное пособие.
Сегодня в процессе взросления как никогда необходимо чувствовать себя профессионально
успешным и самодостаточным, особенно в кругу своих сверстников. Поэтому данный
проект направлен на помощь подростку в реальном выборе жизненного пути.
Цель проекта – моделирование, разработка и создание условий для успешного личностного
и профессионального самоопределения, адаптация старших школьников посредством
приобретения навыков основ ювелирного дела.
Цель реализуется в виде следующих задач:
-
социально-адаптивные задачи – способствовать успешной социальной адаптации старших
школьников, обучить их навыкам самостоятельного решения сложных задач через проектную
деятельность, мотивировать подростка на приобретение профессии; создать условия
для успешного развития коммуникативных способностей;
-
обучающие задачи – Привить базовые знания, умения и навыки по специализации «Ювелир-модельер»
дать навыки обращения со специализированным оборудованием в соответствии с техникой
безопасности;
-
развивающие – развивать творческий потенциал обучающихся, повышая самооценку
путём творческого решения поставленных задач;
-
здоровьесберегающие задачи – способствовать развитию бережного отношения к своему
здоровью и здоровью окружающих, создать условия для духовной и эмоциональной безопасности
обучающихся на занятиях.
Исходя из вышеизложенного, можно выделить те основные задачи, которые легли в
основу создания педагогической технологии:
-
определить роль и место декоративно-прикладного творчества в воспитании и развитии
подростка;
-
проследить как влияют занятия ювелирным делом на развитие креативных способностей,
воображения и образного мышления;
-
путем тестирования выявить сильные и слабые стороны творческого процесса, с целью
определения влияния занятий на развитие творческой индивидуальности;
-
создать систему работы по формированию у подростков технических навыков при художественной
обработке металла, умелого пользования оборудованием, ответственного отношения
к технике безопасности.
При выборе образовательных целей опираемся на возрастные особенности учащихся,
их познавательную активность, закономерности обучения, воспитания и развития,
свой творческий и профессиональный опыт.
Проект «Изготовление ювелирных изделий путем моделирования из воска с
последующей заливкой в металле» предусмотрен для обучающихся, окончивших спецкурс
«Школа редких профессий», желающих постичь более тонкие грани ювелирного искусства.
В проекте участвуют обучающиеся не моложе 12 лет, прошедшие предварительный отбор
(собеседование, рисунок). Количество человек в группах по ювелирным специализациям
составляет 3–5 человек. Малая наполняемость групп связана с использованием дорогостоящего
и специального оборудования, а также с необходимостью большой индивидуальной работы
с каждым учеником. На курсах используется следующее специализированное оборудование:
ювелирная бор-машина, набор металлических лобзиков, комплект надфилей, круглогупцы
и бокорезы, ригель, инструменты для пайки, для закрепки, шлифовки и полирования,
муфельная печь, вакуумный насос, модельный воск, гипс, штанген циркуль, набор
полировочных материалов, аэрограф компрессионный.
Работа с колющими, режущими материалами требует особого внимания к обучению подростков
детальноразработанной технике безопасности, повышенного внимания к технике безопасности.
Занятия с обучающимися проводятся два раза в неделю по 3 часа.
Текущий просмотр проводится по итогам каждой четверти; итоговый просмотр (экзаменационный)
осуществляется в конце учебного года.
По окончании какого-либо из трех указанных курсов обучающийся получает соответствующую
специализацию и свидетельство об окончании курса.
Учебный план проекта «Изготовление ювелирных изделий путем моделирования
из воска с последующей заливкой в металле» изначально основан на предметах,
реализующихся на декоративно-прикладном отделении ДШИ «Весна»: «Основы ювелирного
мастерства», «Материаловедение», «Технология обработки металла». Содержание
всех трех предметов модифицировано под задачи данного проекта. Помимо этого, реализуется
выездная практика обучающихся в мастерских известных художников-керамистов, флористов
и ювелиров г. Новосибирска, посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного
искусства.
В проекта широко использованы авторские здоровьесберегающие технологии «Эскиз-игра»,
«Эскиз-синтез», «Эскиз-экспресс» (Карпова Н.Н. Каждый ребенок талантлив. Новосибирск,
2000). В основе данной работы лежит проектный принцип деятельности обучающихся.
Перед каждым обучающимся ставится задача создания собственного проекта, его реализация
и защита. Важной особенностью данного педагогического проекта является активное
введение регионального компонента в содержания программ через изучение культур
сибирских народов, использование сибирских орнаментов и природных материалов.
II. МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Всех обучающихся в коллективе спецкурсов «Школа редких профессий» объединяет
интерес к ювелирному делу. Регулярное проведение «Дней открытых дверей и выставок
дает возможность привлечь внимание своих сверстников не только к себе, но и к
своим работам. После собеседования с обучающимися и прохождения теста по рисунку,
с обучающимися проводится инструктаж по технике безопасности. Занятия строятся
по принципу от простого к сложному, что в данном случае, создает «ситуацию успеха».
Проведение занятий по замыслу и теме, выбранной совместно педагогом и обучающимся,
дает возможность закрепить полученные умения и навыки работы с материалами и обнаружить
креативные способности, которые необходимо развивать.
Методы организации познавательной деятельности обучающихся: наблюдение, обследование
предмета, использование натуры, использование образа, показ способов изображения,
упражнения обучающихся, творческие задания, игровые приемы, анализ работ обучающихся,
объяснения.
Мотивация учебно-познавательной деятельности осуществляется с помощью игровых
приемов. Как известно, игра – это коллективное занятие с момента ролевого поведения.
Именно авторские технологии «Эскиз-игра», «Эскиз-эксперсс», «Эскиз-синтез», основанные
на принципах коллективного творчества, дают возможность подросткам, безболезненно
создавать неповторимые эскизы для своих будущих работ. Также, широко используется
прием проблемной ситуации. Изготовление сувениров к праздникам, также является
мотивацией к творческой деятельности.
Основой методического сопровождения данного проекта является авторская
комплексная программа и учебно-методический комплекс «Основы ювелирного
дела» Карпова Л.С. и Карповой Н.Н. Данная программа отмечена дипломом
лауреата областного этапа Всероссийского конкурса дополнительных образовательных
программ и отмечена подарочным сертификатом (на сумму 12 тысяч рублей)
департаментом образования администрации Новосибирской области. Авторами также
разработана обширная мультимедийная версия учебно-методического пособия
«Теория и практика ювелирного дела», электронное приложение к предмету
«Основы ювелирного мастерства», электронное приложение к предмету «Материаловедение».
Основная форма обучения – учебное занятие. Занятие имеет единую внутреннюю логику,
определяемую дидактическими целями, содержанием, средствами, методами и приемами
обучения. Каждое последующее занятие является продолжением предыдущего, т.к. на
первом занятии создается эскиз, на других – задуманное исполняется в материале.
На различных этапах обучения используются групповые, подгрупповые и индивидуальные
формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
В процессе обучения используются занятия - беседы, лекции, экскурсии в выставочные
залы, в мастерские к художникам-ювелирам г. Новосибирска.