Школа искусств
Школа искусств
Школа искусств

Версия для слабовидящих

Гнучева А.А. Влияние исторически сложившихся особенностей традиционной народной педагогики на формирование личности участников фольклорного ансамбля «Зоренька»

 
 
Гнучева А.А., педагог дополнительного образования первой квалификационной категории ДШИ "Весна", г. Новосибирск
Влияние исторически сложившихся особенностей традиционной народной педагогики на формирование личности участников фольклорного ансамбля «Зоренька»
 

Бережное отношение к традициям национальной культуры является одним из условий преемственности исторического опыта народа, воссоздание нравственных и этических основ национального характера. Освоение наследия народной традиционной культуры, важнейшей составной частью которой является фольклор, служит творческому развитию личности, укреплению естественных связей между поколений.

Приобщение детей к этническим ценностям в доступных для них формах и в целостной системе учебного процесса позволяет создать яркие образы, воспитать вкус, интерес к жизни и искусству предков. У детей формируется национальное мировоззрение, чувство любви и уважения к культуре родного края. В течение многих лет я изучала эти традиции, и сегодня пытаюсь возродить в детях, обучающихся на фольклорном отделении интерес к традиционному народному ансамблевому исполнительству. Именно в народной песне нашла наиболее четкое и красочное выражение система художественного мышления русского крестьянства, даны наиболее полные и разнообразные зарисовки народного быта и мировоззрения, в обобщенных положительных образах воплощен нравственный идеал.

Таким образом, целью своей педагогической деятельности считаю успешную социализацию личности ребенка посредством изучения и популяризации фольклора родного края и создание ситуации успеха для каждого обучающегося ребенка. И огромную помощь в этом мне оказывает традиционная народная педагогика.

Значительный вклад в развитие и обогащение теоретических представлений о народной педагогике внесли научные труды Г.С.Виноградова, Г.Н.Волкова. Они определили принципиальный подход к оценке и использованию педагогического опыта народов России, обосновали идею о необходимости изучения народных традиций воспитания. Остановимся на некоторых исторически сложившихся особенностях народной педагогики, которые, на мой взгляд, наиболее плодотворно позволяют осуществить поставленные цели и задачи в работе с детским фольклорным ансамблем.

Детский певческий коллектив, а в данном случае фольклорный ансамбль, рассматривается нами как инструмент воспитания личности. Однако, он будет выполнять свою функцию только при условии, если у детей сложится эмоционально – положительное отношение к  коллективу и самой певческой деятельности. Детский фольклорный ансамбль – это творческое объединение детей, где каждый учится не только петь, плясать, но и трудиться. Известно, что общественное мнение крестьян высоко оценивало трудолюбие как важнейшее качество человека, которое с малолетства воспитывалось в крестьянской семье. Трудовое воспитание органично входило в семейную жизнь и в ее хозяйственную деятельность. Дети постоянно наблюдали за занятиями старших и охотно подражали им. В народной педагогике складывались и свои приемы воспитания: приучали к работе с определенного возраста, рассказывали о старших, опытных работниках, поощряли и хвалили, осуждали лень, неумелое или недобросовестное отношение к труду. Так, мнение односельчан о девушке как о работнице, непременно учитывающееся при выборе невесты, складывалось не только при наблюдении за ее работой. У всех на виду была ее одежда собственного изготовления, украшенная в праздничные дни сложным рукоделием. Над теми из подростков, кто не овладел мастерством, соответствующим, по местным представлениям, возрасту, начинали насмехаться, давали насмешливые прозвища. Требуя от каждого человека определенных личных деловых качеств, общественное мнение возвышало тех людей, которые приносили пользу не только себе, но и другим.

Воспитание трудолюбия является важнейшей особенностью народной педагогики, которую я использую на практике в работе с детским фольклорным коллективом. Я стараюсь научить детей не только хорошо петь, умело танцевать, быть органичными и артистичными на сцене, но и уметь плодотворно и качественно трудиться во время урока, во время подготовки концертных номеров. Не секрет, что многие дети любят выступать, но не все имеют желание готовиться, репетировать, оттачивать детали, многократно повторяя одно и то же. Во время занятий я стараюсь создать обстановку коллективного труда, где каждый ребенок может проявить сообразительность и ловкость, сноровку и виртуозность в отдельных приемах и выявить определенные результаты деятельности каждого, что существенно для репутации ребенка в ансамбле. У каждого участника фольклорного ансамбля есть свой концертный костюм. Поэтому очень важная задача – это научить маленьких артистов грамотно обращаться с народной одеждой: уметь одевать, носить, приводить в порядок после выступления.

Возвращаясь к традициям наших бабушек и дедушек, совершенно однозначно можно выделить следующую особенность народной педагогики – воспитание взаимопомощи. Крестьянская община всегда готова была помочь нуждающимся при особенно неблагоприятных обстоятельствах – при пожаре, болезни, падеже скота, вдовам, сиротам. Такая помощь была совершенно безвозмездной, т.е. без непременного угощения, и по крестьянским этическим нормам самой обязательной. Вопрос об участии в помощи без исключительных причин  и обстоятельств – в капустках, супрядках, толоках льна и т.д. – для решения срочных хозяйственных задач каждый крестьянин решал для себя и своей семьи сам. Но при этом, как правило, руководствовался тоже сложившимися нормами поведения – считалось большой честью помочь человеку. Исходя из этого, я стараюсь научить детей помогать друг другу в любых ситуациях. Народная одежда достаточно многослойна, поэтому любая девочка может оказать помощь своей соседке и завязать фартушек, расправить ленты на косе, донести костюм до класса. Если в коллектив приходит новый ребенок, более опытные участники должны помочь вместе с педагогом освоить прежний репертуар. И даже поставить стул для занятий не только себе, но и своему соседу – это тоже взаимопомощь, забота о ближнем.

Когда родители приводят детей ко мне в фольклорный ансамбль «Зоренька», то мало кто из них представляет, какие перспективы открывает перед каждым ребенком приобщение к традиционной народной песенной культуре. В данном случае открываются широкие возможности для проявления и развития творческой индивидуальности каждого ребенка. Обратимся к истории народных традиций. Опыт творческой деятельности каждый ребенок получал в семье, общине, где традиции способствовали массовости, широте распространения песенного творчества, художественного мастерства. Это создавало благоприятную среду для творческого раскрытия каждого ребенка и наиболее ярких индивидуальностей. Взрослые никогда не прогоняли детей и позволяли участвовать в праздниках, где пели, плясали, показывая мастерство, удаль, сноровку. Обучение, преемственность в исполнении от мастеров в своей семье, деревне, соседнем селении происходило постоянно и повсеместно, во всех жанрах устного и музыкального творчества. Петь умели почти все, и это помогало выявить творческую индивидуальность каждого, а также одаренных людей, которые в свою очередь, укрепляли и обогащали традицию. Через них она и передавалась в значительной мере.

Сегодняшние дети, к огромному сожалению, получают очень маленький опыт именно творческой деятельности в своей семье. И моя задача как педагога дать детям такую возможность. На мой взгляд, детский фольклорный ансамбль позволяет каждому участнику проявить все свои лучшие качества, выявить индивидуальные творческие способности, связанные с концертной деятельностью коллектива. Именно в моменты переживания радости от успешной концертной деятельности ребенок ощущает свою общественную значимость, нужность своего творчества и огромное желание совершенствовать свое мастерство. Яркую, очень живую, многообразную сторону жизни русских крестьян составляла культура праздника. Глубокая традиционность сочеталась с обновлением на каждом конкретном празднике за счет импровизаций, живого творческого вклада участников. Ведь крестьянская культура была активной, а не потребительской. Развивая у детей навыки импровизации, я тем самым подталкиваю их к наиболее яркому проявлению своей индивидуальности. Ребенок начинает творить, самостоятельно искать различные варианты запевов, движений под песню, по-своему раскрывая эмоциональную сторону фольклорного произведения.
 
 

Яндекс.Метрика