Школа искусств
Школа искусств
Школа искусств

Версия для слабовидящих

Малахова Н.Н. «Не испортить алмаз», или ненавязчивое воспитание растущего человека в системе дополнительного образования

 
 
Малахова Наталья Николаевна
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, заведующая кафедрой педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент, научный руководитель МБОУ ДОД ДШИ «Весна» Центрального района г. Новосибирска
 
 
«Не испортить алмаз», или ненавязчивое воспитание растущего человека в системе
дополнительного образования
 
 
«Нельзя чему-нибудь научить человека, можно только
помочь ему обнаружить это внутри себя»

Галилео Галилей
 

Во все времена, во все эпохи человека интересовал сам человек, бытие которого неизмеримо богаче его социального измерения. Только человек способен открывать и развивать в себе самом удивительные миры, улавливать созвучные состояния другой души, выраженные словами, звуками, красками, движениями. В этом – уникальность личности, открытой миру и новому опыту. Дополнительное образование детей – один из важнейших социальных институтов детства. Сегодня эта сфера становится всё более востребованной, ориентированной не только на интересы детей и их родителей, но и на интересы общества и государства.

Быть самим собой, мыслить самостоятельно, находить верное решение, делать правильный выбор. Это далеко не полный перечень желаемых качеств, которые педагоги, родители, современное российское общество хотят видеть в растущем человеке. Внеурочную деятельность и дополнительное образование ориентируют на социально значимые результаты. Основными акцентами таких результатов выступает получение ребенком положительного социального знания и повседневного опыта через общение, опыт ценностного отношения и самостоятельного общественного действия. Безусловно, только в рамках школьного обучения невозможно полноценно решить столь сложные и многомерные задачи. Тем более что востребован ребенком будет лишь тот опыт и те знания, которые не навязываются, а обретаются им через свой собственный личностный смысл.

Сегодня системой дополнительного образования накоплен значимый опыт и потенциал по многим направлениям воспитательно-созидающего характера. Изменение судеб ребят, оказавшихся на грани социального и асоциального пространства, профилактика безнадзорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма – неоценимый вклад, который вносят педагоги дополнительного образования, тренеры-преподаватели в преображение современного и будущего российского общества. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на «вызовы времени».

Новые социальные требования к системе образования, обновляют и расширяют возможности современного дополнительного образования, учитывая тенденции развития социокультурной ситуации в российском обществе. Ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития дополнительного образования детей задают основные способы и механизмы изменений.

Дополнительное образование сегодня способно влиять на качество жизни, поскольку приобщает детей и подростков к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Дополнительная образовательная среда благоприятна для развития неповторимого «Я» ребенка, поскольку как никакая другая среда, создаёт для растущего человека возможность по-разному проявлять себя. Ведь, как известно, ощутить и познать свою способность быть разным – один из самых действенных и эффективных путей к раскрытию духовного и творческого потенциала становящейся личности.

Картина мира растущего человека складывается из отдельных ощущений, но они объединяются в нерасторжимое целое – образ, в котором объективные физические свойства одухотворяются и осмысляются неповторимым сознанием каждого, уникальностью его личностных свойств. Сложное не сводится к сумме простого, поэтому в каждом образе есть и объективное – черты внешнего мира во всей их чувственной конкретности и субъективное – отражение психической жизни данного человека. По мысли Павла Флоренского «Человек есть сумма Мира, сокращенный конспект его; Мир есть раскрытие Человека, проекция его». Если мы хотим видеть свободного в выборе, творчески инициативного и интеллектуального гражданина своей страны, то и условия, в которых он растёт и развивается должны быть соответствующими.

На наш взгляд, современная система дополнительного образования при активности, творческой заинтересованности, высокой профессиональной компетентности педагогов способна в полной мере быть пространством, отвечающим индивидуальным образовательным и воспитательным потребностям ребенка, обеспечивающим условия для самопознания и самоактуализации личности в современном обществе. Поэтому и хочется верить в то, что развивающаяся российская школа, прирастая системой дополнительного образования, находя пути позитивного и эффективного взаимодействия, не будет местом, где по мысли Ральфа Ингерсолла, «шлифуют булыжники и портят алмазы».
 
 

Яндекс.Метрика