Школа искусств
Школа искусств
Школа искусств

Версия для слабовидящих

Заикина Т.Г. Интеграция общего и дополнительного образования в условиях перехода на ФГОС

 
 
Интеграция общего и дополнительного образования в условиях перехода на ФГОС
 
 
Т.Г. Заикина, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДШИ  «Весна», г. Новосибирск
 
 
 
Требования к современной системе образования направлены на  формирование  высокообразованной, интеллектуально развитой личности с  целостным  представлением картины  мира. За всю свою историю человечеством накоплен огромный опыт в области культуры и цивилизации. Образование дает возможность постигать человеку этот опыт, через призму новых идей и открытий, расширять свои представления о мире.

В настоящее время резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной. Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют истинно культурное образование.

 Существуют проблемы в том, что обучающиеся не видят взаимосвязь, многомерность нашего мира, не умеют переносить знания на практику. Знания, которые получают дети в школе, должны пригодиться им в жизни, они должны уметь их применять.

Содержание образовательного стандарта второго поколения гласят «От образования на всю жизнь к образованию для жизни». Современный этап развития нашего общества требует качественно нового подхода к организации образования подрастающего поколения, а, следовательно, возрастает и ответственность образования за подготовку человека, способного жить в новых условиях.

Интеграция общего и дополнительного образования позволяет:
  • обогатить содержание и формы учебной деятельности;
  • сблизить процессы воспитания, обучения и развития;
  • предоставить обучающимся реальную возможность выбора своего индивидуального маршрута путем включения в занятия по интересам;
  • создать условия для достижения обучающимися успеха в соответствии с их способностями;
  • решить проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

Педагогическая наука и практика свидетельствуют, что воспитание и дополнительное образование расширяют границы базового школьного образования наиболее эффективно при условии их интеграции, которая является необходимым фактором создания условий для самоопределения личности, способной принимать решения в ситуациях выбора и нести ответственность перед собой, своей страной и человечеством в целом. Интеграция означает творческое сотрудничество, общепризнанное объединение педагогов образовательного учреждения и учреждений дополнительного образования в качестве участников совместной деятельности по достижению общей цели развития личности ребенка, подростка, юноши, как субъекта собственной жизнедеятельности.

Интеграция общего и дополнительного образования реализуется через:
  • использование часов базисного учебного плана (компонент ОУ), часов кружковой работы и часов учреждений дополнительного образования для углубленного изучения отдельных учебных предметов в рамках элективных курсов и курсов по выбору с целью предпрофильной подготовки;
  • проведение на базе образовательного учреждения и учреждений дополнительного образования (социальных партнеров) мастер-классов с приглашением преподавателей вузов;
  • создание базы интегрированных образовательных программ (в рамках предпрофильного и профильного обучения) и программ дополнительного образования, направленных на формирование ключевых компетенций обучающихся;
  • организацию совместно с учреждениями дополнительного образования – социальными партнерами работы в рамках научного общества учащихся.
Рассматривая дополнительное образование как важнейшее средство гармоничного развития личности на всех этапах обучения, я считаю, что оно должно обогащать основное (базовое) образование и компенсировать его недостатки. Являясь элементом общего образования, содержание дополнительного образования предполагает целостное развитие личности каждого школьника: духовно-нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и физическое. Занятия музыкой и хореографией, театром и изобразительным искусством заметно обогащают жизнь всего школьного коллектива. Они делают ее яркой, эмоциональной, насыщенной большим содержанием. При этом мы считаем, что дополнительное образование детей должно осуществляться только на профессиональной основе.

На всех этапах обучения инновационное развитие школы должно быть обусловлено расширением ее культурно-образовательных связей, деятельностью по разработке механизмов влияния культурно-образовательной среды на личность учащегося, совершенствованием работы с талантливыми детьми, организацией концертной деятельности обучающихся в школе, районе, городе, на всероссийском и международном уровнях, дальнейшей интеграции образовательных факторов: школы, семьи, микро - и макросоциума.

Включение большого числа ребят в концертную деятельность способствует повышению их творческой активности и эстетической культуры. Эти ребята более воспитаны в нравственном отношении. Они лучше адаптированы к различным условиям среды, выходят на более высокий социальный уровень.

В качестве подтверждения своих слов могу привести пример из личного педагогического опыта: 17 лет являюсь автором и организатором фестиваля самодеятельного творчества школьников «Я – Автор!», который ежегодно проводится на базе МБОУ города Новосибирская «Гимназия №13». Этот проект является моделью досуговых мероприятий в рамках гимназии. Он предоставляет возможность детям с разной социальной адаптацией, успешностью в учебе и жизненной позицией принять участие во внутришкольной жизни, раскрыть свои лучшие человеческие качества, занимаясь творчеством, увидеть своего сверстника как многогранную личность и полноценно заняться досуговой деятельностью в стенах гимназии. Вы спросите: «А где здесь интеграция дополнительного образования?». 90 % участников фестиваля составляют учащиеся ДШИ «Весна». Осваивая основы пения, хореографии, изобразительной деятельности, прикладного творчества ребята демонстрируют на фестивале свое умение, обучают своих одноклассников, готовят свои новые концертные номера, базируясь на знаниях и умениях, полученных в системе дополнительного образования.

 Интеграция общего и дополнительного образования активно реализуется на уроках искусства и истории. Например, в учебном плане начальной школы есть тема «Музыка моего народа» и, как здорово, когда учащиеся, посещающие фольклорную студию «Зоренька», являются активными участниками и иллюстраторами этой темы, исполняя частушки, песни, потешки и пляски русского народа.  Дети, обучающиеся игре на разных инструментах, прекрасно помогают учителю, исполняя произведения выученные в ДШИ  «Весна». 

Тема «Музыкальные инструменты» вообще не обходится без участия детей, посещающих занятия в учреждениях дополнительного образования, и умеющих играть на разных инструментах.

Тема интеграции основного и дополнительного образования отнюдь не нова. Она существует много лет, но в рамках новых требований ФГОС ее актуальность не утрачивается.  Интеграция предметов в системе образования позволяет решать задачи поставленные в настоящее время перед школой, учреждениями дополнительного образования и обществом в целом.
 
 

Яндекс.Метрика