Школа искусств
Школа искусств
Школа искусств

Версия для слабовидящих

Синягина И.П. Комплексное формирование физических, интеллектуальных и коммуникативных навыков на занятиях по спортивным бальным танцам на примере деятельности танцевального спортивного клуба ИРИС

 
 
КОМПЛЕКСНОЕ   ФОРМИРОВАНИЕ   ФИЗИЧЕСКИХ,  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ   И   КОММУНИКАТИВНЫХ   НАВЫКОВ   НА   ЗАНЯТИЯХ    ПО  СПОРТИВНЫМ   БАЛЬНЫМ    ТАНЦАМ   НА    ПРИМЕРЕ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   ТАНЦЕВАЛЬНОГО   СПОРТИВНОГО   КЛУБА  « ИРИС»
 

И. П. Синягина, педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ДШИ  «Весна», г. Новосибирск

Бурное развитие высоких технологий в современном мире оказывает огромное влияние на фундаментальные основы организации современного общества. Неся неоспоримые блага, расширяя наши возможности, они имеют и побочный отрицательный эффект. Особенно подвержена данному влиянию еще неокрепшая детская психика. Подмена реального мира миром виртуальным отодвигает на второй план классические институты социализации – семью, школу, друзей.

Это приводит к тому, что многие дети  не умеют выстраивать свои отношения со сверстниками и взрослыми людьми,  им  трудно общаться, адаптироваться в  окружающем мире. Наряду с отсутствием коммуникативных навыков ограничиваются и интеллектуальные возможности.  Современное  общество ориентировано на потребление готовых материальных и интеллектуальных ценностей, при этом происходит снижение творческого потенциала детей. Иными словами, то что раньше надо было создавать и творить, сейчас можно получить без особых интеллектуальных затрат в виде  картинки на мониторе  или телеэкране.

 Так же хотелось бы отметить чрезмерную увлеченность подрастающего поколения компьютерными играми и Интернет – пространством, что, несомненно, оказывает негативное влияние на психическое и физическое здоровье детей. Вследствие этого, ребенок становится излишне раздражительным и эмоционально неустойчивым, возникает тревожность, депрессия, нарушение сна. Постоянное нахождение в статичной позе приводит к  нарушению осанки и неправильному развитию внутренних органов. Малая подвижность способствует возникновению лишнего веса и потере мышечной массы.        
 
                                       
Таким образом, можно сделать вывод, что влияние изложенных факторов приводит к недостаточному  развитию физических, интеллектуальных и коммуникативных навыков у детей. Все эти проблемы можно решить путем приобщения ребенка к занятиям спортивными бальными танцами.

В контексте вводимых в России стандартов второго поколения занятия в танцевально - спортивном клубе «Ирис»  направлены на развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия; приобщение его к общечеловеческим ценностям; укрепление психического и физического здоровья ребенка.

Коммуникативные навыки - это навыки общения, умение высказывать свою точку зрения, слушать и слышать собеседника, находить  компромиссное решение, аргументировать и отстаивать свою позицию.
 
Эти навыки формируются на занятиях спортивными бальными танцами по следующим принципам:
  1. Дети, обучающиеся в нашем коллективе, имеют общие интересы и задачи. С первых дней занятий мы стремимся создать комфортную зону общения для всех ребят, ведь попадая в новый коллектив, дети ведут себя по-разному в силу своих психологических особенностей. Быстрее освоиться и познакомиться помогут различные игры-знакомства.
  2. Занимаясь дуэтным танцем, дети получают навык правильного взаимоотношения и общения с противоположным полом. Наряду с равноправным партнерством, роль девочки и мальчика различны. На занятиях объясняется, что мальчик отвечает за тактику в паре: размещение на паркете, порядок исполнения фигур, выход из положения при столкновении с другой парой, берет на себя инициативу, если происходит что-то незапланированное. Девочка отвечает за эстетическую составляющую  – она должна знать, что она является украшением пары, отвечая за свой внешний вид и внешний  вид партнера. Умея следовать за партнером, она должна оставаться активной, готовой помочь партнеру, если ему трудно справиться с ситуацией. При этом каждый обязан знать свою партию и отвечать за себя сам.
  3. Дети, работая в паре в смешанном коллективе (девочки и мальчики), учатся правильно себя идентифицировать, проигрывая роли мужчины и женщины, что особенно важно в современном обществе, где эти грани зачастую стираются. Следует так же отметить, что в других творческих коллективах сделать это несколько проблематично, так как процентное соотношение мальчиков и девочек непропорционально, а характер взаимоотношений и общения в парном танце уникален.
  4. Занимаясь в коллективе, выполняя требования педагога – тренера, ребенок учится выстраивать свое общение с взрослыми людьми. На наших занятиях ребенок не просто слушатель и исполнитель, а активный и равноправный участник процесса. Его точка зрения не отвергается, но  ребенок должен аргументировать ее применение в практике хореографии. Любые вопросы у нас в коллективе приветствуются и проходят под девизом «кто не спрашивает, тот не знает», поэтому дети не боятся высказывать свое мнение, что  так же способствует развитию коммуникативных навыков.
Другой не менее важной функцией занятий бальными спортивными танцами является  развитие интеллектуальных навыков. Познавать, мыслить, анализировать и систематизировать информацию,  творчески относиться к ней, развивать креативное мышление, воплощать свои мысли через пластику тела – вот основные задачи в этом направлении. Эта работа основывается на следующих принципах:
  1. Современный спортивный танец основывается на большом объеме базовых фигур по программе десяти танцев латиноамериканской и европейской программ. В процессе обучения дети получают навыки исполнения основных фигур, они должны знать их название не только на русском языке, но и в английском варианте, а так же уметь составлять их в единую композицию. Обучающимся на занятиях предлагается составить именную хореографию из изученных фигур, что помогает относиться к полученной информации творчески.
  2. На начальных этапах обязательно происходит обучение основам музыкальной грамоты. Ребенок  должен уметь определять темп, знать ритмические особенности, музыкальный размер произведения, слышать сильную долю, уметь выделить синкопированный ритм. В процессе занятий ребенку предлагается при прослушивании  музыкальных композиций прохлопать сильную и слабую доли, различные  длительности. На наших занятиях это происходит в форме игровых упражнений, что способствует хорошему усвоению и интересу детей.
  3. Выходя на выступления и соревнования, ребенок на основе полученных знаний учится быстро реагировать на новую для него ситуацию: ориентироваться в новом пространстве, правильно раскладывать хореографию на паркете, успевать слышать педагога и использовать его замечания в процессе танцевальной программы.
  4. Получая оценку (место) за свое выступление ребенок имеет возможность испытать различные  эмоции, учась правильно реагировать на ситуацию. Всегда приятно быть победителем, но и роль проигравшего это необходимый опыт в жизни ребенка, который учит адекватно оценивать свои достижения и делать правильные выводы (победа – не повод для расслабления, а поражение – повод задуматься, что ты не сделал, для того чтобы победить).

Занимаясь спортивными бальными танцами, обучающийся  запоминает, перерабатывает и анализирует обширный поток информации. Развивая свои интеллектуальные навыки, ребенок имеет возможность использовать полученную информацию и приобретенный опыт в повседневной жизни.

Искусство хореографии позволяют обеспечить физическое развитие ребенка,  сделать его более выносливым, укрепить мышцы, развить гибкость, координацию. Поэтому развитие физических навыков – это повышение результативности функциональных возможностей ребенка.

На занятиях спортивными бальными танцами  именно этому аспекту уделяется большое внимание. Без определенных физических возможностей ребенок не сможет качественно освоить необходимые танцевальные навыки и фигуры и не сможет быть успешным на конкурсных выступлениях. Учитывая, что дети, получают большую нагрузку, организм ребенка должен подготавливаться к этой нагрузке постепенно и планомерно.

Для этого в нашем коллективе используется система, по которой все пять основных физических способностей человека: координация, сила, скорость, выносливость и гибкость тренируются комплексно и сбалансировано, что позволяет создать правильное представление о природе движений, получить необходимые навыки  технического выполнения танцевальных фигур,  сформировать осанку и внутримышечный корсет.

Осуществляется это следующим образом:
  1. Каждое занятие начинается с разминки – разогрева, которая призвана подготовить тело ребенка к дальнейшим нагрузкам и избежать травм. Обязательно разогреваются особенно опасные места: суставы, позвоночник, связки ног.
  2. Периодически проводится общефизическая подготовка, где решаются задачи по развитию и совершенствованию вышеперечисленных  качеств обучающихся. С помощью различных физических упражнений прорабатывается верхняя зона тела (плечи, руки, грудные мышцы, спина), нижняя зона (ноги) и мышцы кора – центральная зона, которая является связующим звеном между верхней и нижней зоной. Центр тела является базой, без укрепления которой не возможно развитие правильных двигательных навыков и исполнения танцевальных движений. В конце проводится заминка, которая состоит из серии упражнений на растяжку.
  3. Используются так же специальные танцевальные тренажи. Наряду с отработкой специфических танцевальных навыков, они тренируют и физические качества, например: детям предлагаются исполнение тренажа в различных темпах – тренируется скорость, добавляются движения рук или меняется ракурс – развивается координация и так далее.
  4. Разучивая новые танцевальные фигуры, а затем, отрабатывая их сольно и в парах, дети так же совершенствуют свои физические навыки. Чтобы правильно исполнить движение в темпе, которое предлагает музыкальное сопровождение, необходимо приложить немалые физические усилия. Поэтому и скорость, и координация, и сила, и гибкость, и выносливость должны быть достаточно развиты.
  5. Если рассматривать собственно исполнение танцевальной программы, то без выше перечисленных качеств это сделать проблематично, будь то прогоны на занятиях, или выступления на соревнованиях. Ведь известно, что одна минута исполнения танца джайв по физическим затратам приравнивается к трехкилометровому кроссу в среднем темпе. Дети же, в зависимости от своего возраста и уровня, на соревнованиях исполняют от двух до восьми  танцев подряд, а так же участвуют в нескольких турах.  И каждый раз ребенок должен приложить максимум усилий, имея  мотивацию быть лучшим. На занятиях и выступлениях постоянно улучшаются физические возможности детей. Тело в танце инструмент, который необходимо совершенствовать для того, чтобы иметь возможность достигать более высоких результатов.

Таким образом, занятия спортивными танцами способствуют развитию у детей физических, интеллектуальных и коммуникативных навыков. Все эти навыки развиваются комплексно, а, следовательно, обеспечивают гармоничное развитие ребенка. Это создает дополнительные возможности для самореализации творческого потенциала ребенка, помогает ему быть успешным, способным творчески подходить к решению любых проблем, уметь общаться на разных уровнях и в разных ситуациях, относится бережно к своему здоровью, то есть быть всесторонне развитой личностью в соответствии с требованиями современного общества.
 

Яндекс.Метрика