Именно личность педагога определяет качество образования. Весь учебный процесс
держится на порой хрупких плечах педагогов. В работе психологической службы учреждения
основные силы направлены на здоровьесберегающие технологии, которые способствуют
наиболее продуктивной работе каждого из педагогов.
Работа с педагогами ярко прослеживается в такой форме взаимодействия как психологическое
консультирование, являющееся универсальной формой организации сотрудничества педагогов
в решении проблем разного значения и профессиональных задач самого педагога. Оно
основано на следующих принципах:
• Равноправное взаимодействие психолога и педагога;
• Формирование у педагогов установки на самостоятельное решение возникших проблем;
• Принятие участниками консультирования ответственности за совместные решения;
• Распределение профессиональных функций между педагогом и психологом.
Помимо официальных форм взаимодействия психолога с педагогами учреждения существует
образованная в 2007 году «Гостиная психолога» – как нестандартная форма общения,
позволяющая объединить разрозненные по местоположению структурные подразделения
(отделения) в один общий, мотивированный, положительно-настроенный коллектив.
Основной формой работы гостиной стало проведение тренингов.
Тренинги являются одним из самых действенных способов передачи необходимой информации
для педагогов. Они позволяют найти новые формы взаимодействия между психологом
и педагогом, педагогом и администрацией. Поскольку в процессе тренинговой работы
используются нестандартные способы организации (деловые игры, упражнения, творческие
игры, сочинение сказок, элементы релаксации и др.), процесс общения становится
менее напряженным, наиболее доверительный, интересный.
Благоприятный климат в коллективе, для педагога – это возможность найти ответы
на свои профессиональные вопросы, творчески реализоваться, выполнить поставленные
цели и задачи, возможность пообщаться с коллегами, овладеть новыми способами саморазвития,
саморефлексии, самоактуализации, необходимых для дальнейшего творческого самосовершенствования.
Существует множество психологических методов исследования психологического климата
в коллективе, но, на мой взгляд, существует всего один единственный критерий его
оценки – это желания самого человека, каждое утро идти на работу, а вечером с
огромным удовлетворением возвращаться домой.