Школа искусств
Школа искусств
Школа искусств

Версия для слабовидящих

Гнучева А.А. Народная педагогика, способствующая успешной деятельности детского фольклорного ансамбля и приобщения детей к народным внутрисемейным траициям

 
  
 

А.А. ГнучеваСовершенно очевидно, что современные дети несколько далеки от традиционной народной культуры. Поэтому основная моя деятельность заключена в том, чтобы приобщить юное поколение к народным традициям, а затем вместе с детьми и их родителями изучить и осмыслить некоторые наиболее ценные и важные моменты, касающиеся традиционной русской народной культуры, а также народных традиций родной Новосибирской области.

Приобщение детей к этническим ценностям в доступных для них формах и в целостной системе учебного процесса позволяет создать яркие образы, воспитать вкус, интерес к жизни и искусству предков. У детей формируется национальное мировоззрение, необыкновенное чувство любви и уважения к культуре родного края.
Огромную помощь в этом мне оказывает традиционная народная педагогика.

Детский фольклорный ансамбль – это творческое объединение детей, где каждый учится не только петь, плясать, но и трудиться. Труд – основа жизни. Совершенно однозначно, что общественное мнение крестьян высоко оценивало трудолюбие как важнейшее качество человека, которое с малолетства воспитывалось в крестьянской семье. Трудовое воспитание органично входило в семейную жизнь и хозяйственную деятельность семьи. Дети постоянно наблюдали за занятиями старших и охотно подражали им.

В народной педагогике складывались и свои приемы воспитания: приучали к работе с определенного возраста, рассказывали о старших, опытных работниках, поощряли и хвалили, осуждали лень, неумелое или недобросовестное отношение к труду.

Возвращаясь к традициям наших бабушек и дедушек, совершенно однозначно можно выделить следующую особенность народной педагогики – воспитание взаимопомощи. Крестьянская община всегда готова была помочь нуждающимся при особенно неблагоприятных обстоятельствах – при пожаре, болезни, падеже лошади, вдовам, сиротам. Такая помощь была совершенно безвозмездной, т.е. без непременного угощения, и по крестьянским этическим нормам самой обязательной.
 

Опыт творческой деятельности каждый ребенок получал в семье, общине, где традиции способствовали массовости, широте распространения песенного творчества, художественного мастерства. Это создавало благоприятную среду для творческого раскрытия каждого ребенка и наиболее ярких индивидуальностей. Взрослые никогда не прогоняли детей и позволяли участвовать в праздниках, где пели, плясали, показывая мастерство, удаль, сноровку.
 
 
Сегодняшние дети, к огромному сожалению, получают очень маленький опыт именно творческой деятельности в своей семье. Глубокая традиционность сочеталась с обновлением на каждом конкретном празднике за счет импровизаций, живого творческого вклада участников. Ведь крестьянская культура была активной, а не потребительской. Развивая у детей навыки импровизации, я тем самым подталкиваю их к наиболее яркому проявлению своей индивидуальности. 

 
 
Гнучева Алевтина Александровна
педагог дополнительного образования
ДШИ «Весна», г. Новосибирск
 
 

Яндекс.Метрика