Приобщение детей к этническим ценностям в доступных для них формах и в целостной
системе учебного процесса позволяет создать яркие образы, воспитать вкус, интерес
к жизни и искусству предков. У детей формируется национальное мировоззрение, необыкновенное
чувство любви и уважения к культуре родного края.
Огромную помощь в этом мне оказывает традиционная народная педагогика.
Детский фольклорный ансамбль – это творческое объединение детей, где каждый учится
не только петь, плясать, но и трудиться. Труд – основа жизни. Совершенно однозначно,
что общественное мнение крестьян высоко оценивало трудолюбие как важнейшее качество
человека, которое с малолетства воспитывалось в крестьянской семье. Трудовое воспитание
органично входило в семейную жизнь и хозяйственную деятельность семьи. Дети постоянно
наблюдали за занятиями старших и охотно подражали им.
В народной педагогике складывались и свои приемы воспитания: приучали к работе
с определенного возраста, рассказывали о старших, опытных работниках, поощряли
и хвалили, осуждали лень, неумелое или недобросовестное отношение к труду.
Возвращаясь к традициям наших бабушек и дедушек, совершенно однозначно можно
выделить следующую особенность народной педагогики – воспитание взаимопомощи.
Крестьянская община всегда готова была помочь нуждающимся при особенно неблагоприятных
обстоятельствах – при пожаре, болезни, падеже лошади, вдовам, сиротам. Такая помощь
была совершенно безвозмездной, т.е. без непременного угощения, и по крестьянским
этическим нормам самой обязательной.
![](/img/nv-1278.jpg)
Опыт творческой деятельности каждый ребенок получал в семье, общине, где традиции
способствовали массовости, широте распространения песенного творчества, художественного
мастерства. Это создавало благоприятную среду для творческого раскрытия каждого
ребенка и наиболее ярких индивидуальностей. Взрослые никогда не прогоняли детей
и позволяли участвовать в праздниках, где пели, плясали, показывая мастерство,
удаль, сноровку.
Сегодняшние дети, к огромному сожалению, получают очень маленький опыт именно
творческой деятельности в своей семье. Глубокая традиционность сочеталась с обновлением
на каждом конкретном празднике за счет импровизаций, живого творческого вклада
участников. Ведь крестьянская культура была активной, а не потребительской. Развивая
у детей навыки импровизации, я тем самым подталкиваю их к наиболее яркому проявлению
своей индивидуальности.