ПО ВОПРОСАМ ЗАПИСИ В ШКОЛУ ИСКУССТВ ОБРАЩАЙТЕСЬ ПО ТЕЛ. 224-89-01
ПО ВОПРОСАМ ПРИОБРЕТЕНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОБРАЩАЙТЕСЬ e-mail: dshi_vesna@edu54.ru
Заключительный тренинг Работа педагога с родителями
Работа с родителями представляет собой очень важный, сложный и необходимый участок
деятельности психолога в дошкольном учреждении.
Педагогу важно установить психологический контакт со всеми (по возможности) родителями,
поскольку именно родители способны повысить эффективность образовательного процесса
и успеваемость собственного ребёнка в несколько раз.
Поскольку этот процесс не всегда достаточно «прозрачен», но всегда эффективен.
Характер отношений родителей с детьми можно выявить по средствам проективных
методик (рисуночных тестов: «Семья», «Дом-Дерево-Человек», и др.: тест-опросников),
проводимых с психологом (Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в
образовании: Учебное пособие. – М: Владос, 1996. – 529. – С. 322).
Мы – педагоги, как и психолог, занимаемся коррекцией детско-родительских отношений,
и можем помочь им, охарактеризовав типичные ошибки.
Типичные ошибки родителей
1. Негативная оценка деятельности ребёнка. Ребёнку нельзя говорить: «Ты не умеешь
строить, рисовать и т.д.». В этом случае ребёнок не может сохранить побуждение
к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе.
2. Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребёнка распространялась
на его личность. Это блокирует развитие ребёнка и формирует комплекс неполноценности.
Невротическое развитие ребёнка начинается с переживания низкой самооценки, вызванной
отношением взрослых.(Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании:
Учебное пособие. – М: Владос, 1996. – 529. – 324)
3. Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращённого к ребёнку.
Дети раннего и даже дошкольного возраста реагируют не только на содержание высказывания
взрослого, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребёнку.
4. Недопустимо сравнивать ребёнка (его дела и поступки) с кем-то другим, его
нельзя никому противопоставлять, такие сравнения являются, с одной стороны, психотравмирующими,
а с другой они формируют негативизм, эгоизм и зависть.
5. Родители должны создать такую систему взаимоотношений с ребёнком, в которой
он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае
он сможет нормально реагировать на чужие успехи без снижения самооценки.
6. Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации
ребёнка исходила из его возможностей. Родители должны научиться регулировать степень
психологической нагрузки на ребёнка, которая не должна превышать его возможностей.
7. В отношениях к ребёнку недопустим резкий переход от только положительных оценок
к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию.
Каждому педагогу необходимо хорошо разбираться в моделях воспитания, который
приводят к нервозности детей:
Первая группа Ребёнок – как некий «созданный» идеальный образ ребёнка. Родители ожидают от
него то, в чём они оказались личностно несостоятельными.
При этом родители болезненно реагируют на несоответствие своих требований и ожиданий,
усиливают психологическое давление на детей, прибегая к различным санкциям и наказаниям.
(Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие.
– М: Владос, 1996. – 529. – 325)
Вторая группа «Заорганизованность» наносит непоправимый вред детской непосредственности – как
следствие: затруднение в выборе свободной темы для разговора, затруднение поведения
в новой ситуации, боязнь сделать «что-то не так, как нужно»
Третья группа Ребёнок не «тот», кто ожидался, кто устраивает, а «тот», кто создаёт проблемы,
омрачает существование и мешает профессиональной карьере.
Родители чаще видят «плохое», чем предпочитают искать «хорошее» в ребёнке:
1. Непринятие в отношениях с детьми;
2. Негибкость воспитания (отсутствие альтернатив);
3. Неравномерность воспитания (недостаток эмоционального контакта с детьми в
первые годы жизни и избыток в последующие годы);
4. Непоследовательность воспитания (вначале «так», а вдруг потом «эдак»)
5. Несогласованность воспитания (доминирование одного взрослого, или один «хороший»,
другой «плохой», или один «казнил», а другой сразу «милует»).
Четвёртая группа
Недостаток эмоционально-тёплых и непосредственных чувств к детям.
Пятая группа Гиперзабота («шаг ступить нельзя!»)
Гиперопека (зачастую связана с родительские тревожно-мнительные черты характера)
Чрезмерный контроль (ограничение активности)
Любовь родителем не «реального ребёнка», а «выдуманного» и Любовь только когда
ребёнок что-то сделал «правильное», а в другом случае «не любовь»
Раннее обучение и соответствие ребёнка «взрослых стандартов»
Постоянный психологический прессинг – избыток морального давления на детей.
(Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие.
– М: Владос, 1996. – 529. – 328)
Модели воспитания
Первая группа
Ребёнок – как некий «созданный» идеальный образ
Вторая группа
«Заорганизованный» ребёнок
Третья группа
Ребёнок – это «тот», кто создаёт проблемы
Четвёртая группа
Ребёнок, к которому нет эмоционально-тёплых и непосредственных чувств.
Пятая группа
Ребёнка любим, когда он что-то сделал «хорошее», а когда он сделал «плохое»
то….