Школа искусств
Школа искусств
Школа искусств

Версия для слабовидящих

Заключительный тренинг Работа педагога с родителями

 
 
Работа с родителями представляет собой очень важный, сложный и необходимый участок деятельности психолога в дошкольном учреждении.

Педагогу важно установить психологический контакт со всеми (по возможности) родителями, поскольку именно родители способны повысить эффективность образовательного процесса и успеваемость собственного ребёнка в несколько раз.
Поскольку этот процесс не всегда достаточно «прозрачен», но всегда эффективен.

Характер отношений родителей с детьми можно выявить по средствам проективных методик (рисуночных тестов: «Семья», «Дом-Дерево-Человек», и др.: тест-опросников), проводимых с психологом (Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М: Владос, 1996. – 529. – С. 322).

Мы – педагоги, как и психолог, занимаемся коррекцией детско-родительских отношений, и можем помочь им, охарактеризовав типичные ошибки.
Типичные ошибки родителей
 
1. Негативная оценка деятельности ребёнка. Ребёнку нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать и т.д.». В этом случае ребёнок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе.
2. Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребёнка распространялась на его личность. Это блокирует развитие ребёнка и формирует комплекс неполноценности. Невротическое развитие ребёнка начинается с переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых.(Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М: Владос, 1996. – 529. –  324)
3. Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращённого к ребёнку. Дети раннего и даже дошкольного возраста реагируют не только на содержание высказывания взрослого, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребёнку.
4. Недопустимо сравнивать ребёнка (его дела и поступки) с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять, такие сравнения являются, с одной стороны, психотравмирующими, а с другой они формируют негативизм, эгоизм и зависть.
5. Родители должны создать такую систему взаимоотношений с ребёнком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он сможет нормально реагировать на чужие успехи без снижения самооценки.
6. Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации ребёнка исходила из его возможностей. Родители должны научиться регулировать степень психологической нагрузки на ребёнка, которая не должна превышать его возможностей.
7. В отношениях к ребёнку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию.
 
Каждому педагогу необходимо хорошо разбираться в моделях воспитания, который приводят к нервозности детей:

Первая группа
Ребёнок – как некий «созданный» идеальный образ ребёнка. Родители ожидают от него то, в чём они оказались личностно несостоятельными.
При этом родители болезненно реагируют на несоответствие своих требований и ожиданий, усиливают психологическое давление на детей, прибегая к различным санкциям и наказаниям.

(Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М: Владос, 1996. – 529. –  325)
Вторая группа
«Заорганизованность» наносит непоправимый вред детской непосредственности – как следствие: затруднение в выборе свободной темы для разговора, затруднение поведения в новой ситуации, боязнь сделать «что-то не так, как нужно»
 
Третья группа
Ребёнок не «тот», кто ожидался, кто устраивает, а «тот», кто создаёт проблемы, омрачает существование и мешает профессиональной карьере.

Родители чаще видят «плохое», чем предпочитают искать «хорошее» в ребёнке:
1. Непринятие в отношениях с детьми;
2. Негибкость воспитания (отсутствие альтернатив);
3. Неравномерность воспитания (недостаток эмоционального контакта с детьми в первые годы жизни и избыток в последующие годы);
4. Непоследовательность воспитания (вначале «так», а вдруг потом «эдак»)
5. Несогласованность воспитания (доминирование одного взрослого, или один «хороший», другой «плохой», или один «казнил», а другой сразу «милует»).
 
Четвёртая группа
Недостаток эмоционально-тёплых и непосредственных чувств к детям.
Пятая группа
Гиперзабота («шаг ступить нельзя!»)
Гиперопека (зачастую связана с родительские тревожно-мнительные черты характера)
Чрезмерный контроль (ограничение активности)
Любовь родителем не «реального ребёнка», а «выдуманного» и Любовь только когда ребёнок что-то сделал «правильное», а в другом случае «не любовь»
Раннее обучение и соответствие ребёнка «взрослых стандартов»
Постоянный психологический прессинг – избыток морального давления на детей.
(Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М: Владос, 1996. – 529. –  328)
 
Модели воспитания
 
Первая группа
Ребёнок –  как некий «созданный» идеальный образ

Вторая группа
«Заорганизованный» ребёнок
 
Третья группа
Ребёнок – это «тот», кто создаёт проблемы
 
Четвёртая группа
Ребёнок,  к которому нет эмоционально-тёплых и  непосредственных чувств.

Пятая группа
Ребёнка любим, когда он что-то сделал «хорошее»,  а когда он сделал «плохое» то….
 
 
 

Яндекс.Метрика