ПО ВОПРОСАМ ЗАПИСИ В ШКОЛУ ИСКУССТВ ОБРАЩАЙТЕСЬ ПО ТЕЛ. 224-89-01
ПО ВОПРОСАМ ПРИОБРЕТЕНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОБРАЩАЙТЕСЬ e-mail: dshi_vesna@edu54.ru
Электронная газета ЗЕРКАЛО. Рубрика ВОПРОС - ОТВЕТ
Нередко родители задают педагогам и психологам вопросы относительно воспитания
и развития детей. От того, на сколько профессионально оказана консультативная
помощь родителям, зависит психическое и физическое здоровье их детей.
Дети растут и развиваются, что бесспорно радует и «усложняет» жизнь родителей.
Найти ответы на самые актуальные вопросы поможет наша рубрика «Вопрос-ответ».
Вопрос: В какой последовательности развивается речь малыша? По каким причинам может
произойти задержка речевого развития ребенка?
Ответ: Речь младенца развивается следующим образом: «комплекс оживления» (2 – 2,5 мес.),
гуление (2 – 4 мес.), лепет, подражание (5 – 6 мес.), фонемам родного языка;
понимание некоторых слов и понимание речевой ситуации в целом (к 8 мес.), произнесение
первых слов к 1 году.
Причинами задержки речевого развития могут быть: недостатки развития анализаторных
систем слуха и зрения, речедвигательного анализатора; боязнь ребёнка, вызванная
тем, что своевременно не был создан положительный эмоциональный фон; отсутствие
достаточного речевого общения взрослого с ребенком.
В: Мише очень нравится выбрасывать игрушки из кровати или манежа. Продевая игрушки
в отверстия сетки кроватки или просовывая их между стойками манежа, Миша выпускает
их из рук: падают колечки, утёнок, погремушка и т.д. Мама постоянно поднимает
игрушки и кладёт их в кроватку, или манеж, а сын достаёт их и снова бросает на
пол. Как маме вести себя в данной ситуации.
О: Мама должна предоставить Мише возможность передвигаться на довольно большом
пространстве, лучше на полу или ковре. В таком случае ребенок сам берёт нужные
ему предметы, активно познает их свойства, что способствует развитию у него наглядно
действенного мышления.
В: Мише (1 год 3 мес.) еще трудно даются слова, и он часто прибегает к жестам.
Мать, поняв, что он хочет. Тут же выполняет его желания. «Влияет ли быстрое удовлетворение
потребностей ребенка на развитие его речи?»
О: Быстрое удовлетворение потребности быть понятым без произношения слов может
затормозить развитие речи ребенка.
Взрослый должен побуждать ребенка называть свои желания словами для того, чтобы
у малыша правильно формировалась собственная активная речь.
В: Миша (2 г.2мес.) ни на минуты не сидит на месте, дашь ему карандаш и бумагу
он немного порисует и бросит под стол, схватит машинку, повозит её и тоже бросает.
Побегав по комнате, он тут же карабкается на стул, затем на диван и т.д. «Чем
объяснить быструю смену действий Миши?».
О: Быструю смену действий Миши можно объяснить преобладанием у него процесса возбуждения
над торможением. Но это может быть связано и с тем, что мальчика еще не приучили
сосредоточенно действовать с одним предметом, раскрывая его особенности.
Маме надо приучать Мишу в совместных с нею действиях целенаправленно заниматься
одним делом довольно длительное время, объясняя при этом свойства отдельных предметов.
В: Павлик (2 г. 4 мес.) пытается сам одеваться. Кряхтя, он натягивает колготки.
Ничего не получается. Вмешивается его мама со своей помощью.
– Я сам! – протестует ребенок.
– Сиди спокойно, ничего у тебя не получается.
– Я хочу сам! – опять заявляет малыш.
«Можно ли считать поведение Павлика упрямством или это проявление развивающей
личности?»
О: Считать Павлика упрямым нельзя. В его поведении проявляются первые элементы
самосознания, заметно стремление к самостоятельности. Взрослый поощряет только
разумную самостоятельность ребенка. В данном варианте поведение ребенка – проявление
его развивающейся личности.
В: Среди некоторых родителей бытует мнение, что недостатки их детей: лень, непослушание,
упрямство, нежелание заниматься – предопределены наследственностью.
О: При таком взгляде на воспитание нетрудно прийти к выводу, что ребенок развивается
независимо от наших усилий. Достаточно вырастить его здоровым – все остальное
произойдет само собой.
Живучесть среди родителей теории наследственности связана с их низким уровнем
психолого-педагогической грамотности. Кроме того, многие родители, не желая заниматься
воспитанием своих детей, считают, что они сами вырастут, сформируются. Если же
что-то родителям в детях не нравится, то они оправдывают свою бездеятельность
наследственными факторами. Можно сослаться при неуспехе в воспитании ребёнка на
его неблагоприятную наследственность. Легче сказать: «Он такой уродился», «Ему
медведь на ухо наступил» – и тем самым снять с себя ответственность за воспитание
ребенка.
В: Известно, что в развитии ребенка большую роль играет пример родителей, которым
дети подражают.
Почему иногда у трудолюбивых родителей вырастают ленивые и пассивные дети?
О: Положительный пример играет определённую роль в воспитании. Но надо помнить,
что умения навыки и даже такие качества личности как трудолюбие, настойчивость
формируются только в деятельности. Родители, у которых «золотые руки» могут слишком
подавлять детей, требовать высокого качества выполнения.
А так как дети не могут выполнить задание на таком же высоком уровне, то они
вообще перестают что-то делать. Иногда родители участие детей в чем-либо воспринимают
только как действенную помощь в достижении практического результата. Они не осознают,
что деятельность ребенка необходима для его развития.
Важная и совместная деятельность ребенка, чтобы дошкольник видел и вместе с взрослым
преодолевал встречающиеся трудности. В совместной деятельности рождается взаимопонимание
родителей и детей. Чаще всего именно в совместной деятельности родители становятся
примером для своего ребенка.
В: Мама мальчика (4 г. 7 мес.) обратилась к воспитателю за советом: как быть с
сыном, который становится всё упрямее? Она сказала, что отец и дед мальчика упрямые
«Может быть, это наследственное» – спросила мама.
О: Волнения мамы небезосновательны, но в суждениях она не права. На возникновение
упрямства как немотивированной настойчивости влияет не наследственность, а неправильное
воспитание. У детей упрямство может быть формой протеста, выражением недовольства
необоснованным подавлением развивающейся самостоятельности, инициативы ребенка.
В: Чем объяснить, что дети, несмотря на то, что у них есть строительные материалы
и конструкторы разных видов и типов, мало занимаются конструктивной деятельностью?
О: Можно назвать несколько причин. Среди них наиболее важные следующие:
Отсутствие соответствующей мотивации деятельности;
Отсутствие или неправильное обучение со стороны взрослого (детей не знакомили
со свойствами деталей конструкторов, с особенностями их использования; не организовали
их конструктивную деятельность).
В: Почему родители не должны обрушивать на ребенка реплики типа: «Ты не сможешь
этого сделать»; «ты не знаешь этого»; «У тебя ничего не получиться»; «Не мешай
мне пустыми вопросами» и т.д.
О: При подобном общении с родителями у ребенка может выработаться комплекс неполноценности
– один из труднейших моральных недостатков человека, затрудняющих его общение
с другими людьми и создающих тяжелое внутреннее самочувствие.
Пример: Мишу (5 лет) с раннего детства окружали бабушка, дедушка и еще одна бабушка
– сестра дедушки. Они предупреждали малейшее его желание, каждый шаг, каждый помысел.
Наблюдая со стороны, трудно было определить: какой характер у этого мальчика,
что он любит? Что его раздражает? Что вызывает интерес? Кто он?
Миша был идеально послушен. Скажу «иди» – идет, скажу «садись» – садиться. А
не скажут ничего, так и будет стоять столбом. Бабушек и дедушку это не тревожило.
Наоборот, именно от кукольности мальчика они были в восторге. Их беспокоило только
одно: Миша заикался. Иногда слегка, а иногда очень заметно.
Мамы в Мишиной жизни не было. Со своим сыном она общалась по воскресеньям. Бабушки
решили освободить молодую женщину от излишних хлопот. Хорошо бы давать Мише больше
самостоятельности – предложили соседи. Например, он уже может гулять один во дворе
под окном, конечно.
– Что вы! – ужаснулась троица нянек.
– Но ему скоро в школу.
– Ну и что? Его маму и в школу, и в институт водили за ручку.
Комментарии: В данной ситуации не задействованы такие важные факторы психического развития
ребенка, как активность и социальная среда (детское сообщество). Такая гиперопека
порождает и умножает детские страхи. Ограждая ребенка от опасности, взрослые сеют
в нем страхи. Окружающий мир превращается для ребенка в ужасный: собака кусает,
машина давит… Подобный кошмарный мир для психики ребенка, просто непосилен.
У гиперопеки есть и более отдаленные, негативные последствия: ранний брак – лишь
бы поскорее уйти из-под родительского крыла; «остаётся до старости ребенком»,
обречённым на рабскую зависимость, сперва от родителей, потом от жены или мужа.
Пример: Мама Оли (4 года) старается во всём помогать своей дочери, заранее выбирает
для нее игрушки, одежду, еду и др. Ей кажется, что она лучше знает, что в каждом
конкретном случае необходимо её дочери. Например: «Вот тебе, – говорит мама, –
новая игрушка, она хорошая и тебе понравится».
Мама Нины (4 г. 5 мес.) старается создать ситуации, где бы дочь её могла сама
себе выбирать игрушки, еду, одежду. Например: она говорит дочери: «Сегодня можно
надеть яркое, красивое платье, но оно будет быстро пачкаться. А можно надеть другое
не очень нарядное, но не маркое». Каждый раз они (мать и дочь) вместе, в каждом
случае определяют преимущества и недостатки той или иной вещи, той или иной ситуации.
Комментарии: В воспитании у 1-й мамы нет противоречивых ситуаций. Она всё сама решает за
ребенка.
2-я мама старается создавать такие ситуации, что бы дочери пришлось самой разрешать
эти противоречия. А противоречие является источником самодвижения и развития объективного
мира и познания, а умение с ними «работать» – важнейшая составляющая творческого
мышления.
Мама учит Нину выявлять противоречивые свойства предметов и явлений окружающего
мира. А это шаг к решению конкретной проблемы. Мама Оли в своём воспитании щадит
психику дочери, уводит её от противоречий. Это грубая ошибка.
В: Родители часто жалуются: «Говорю, говорю ребенку – и всё без толку…» «Почему
так происходит, в чем причина?».
О: Эта закономерность связана с тем, что самые правильные слова остаются словами,
проходящими мимо сознания адресата.
Слушать и слышать понятия разные! Услышанное слово должно быть не только понятно,
но и принято ребёнком. А это может произойти, когда родители собственным примером
убедят его в необходимости данного действия. Не забывайте при этом поощрять ребенка.
Пример: Петя (6 лет) играл с мячом в комнате и разбил вазу. Когда мама вечером стала
спрашивать, кто это сделал, Петя сказал, что это сделал Саша, его младший брат.
Мама стала укорять сына, говорить, что он лжет.
Комментарии: ложь ребенка начинает развиваться в том случае, если не сформирована потребность
в правдивом отношении к другим людям. В ситуации «двойной мотивации», чтобы быть
признанным взрослым, ребенок прибегает ко лжи. Ложь наблюдается как побочное следствие
развития потребности познания, как компенсация недостаточности волевого поведения:
ребенок не может совершить поступок, который способствовал бы его признанию, поэтому
и прибегает ко лжи.
Мама должна доверять ребенку, выражая уверенность в том, что он впредь не будет
унижать себя ложью. Важно развить волю ребенка, формировать потребность поступать
честно. Для этого необходимо упражнять его в честных поступках.
Железобетонные плиты перекрытия dom-gbi.ru, доставка по МО.