Школа искусств
Школа искусств
Школа искусств

Версия для слабовидящих

Шпилёва И.В. Система работы с одаренными детьми

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
 
Шпилёва Ирина Валерьевна,
методист МБОУДОД ДШИ "Весна"

Проблема одаренности и организации работы с одаренными детьми  вызывает большой интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода времени. В современной системе образования она становится актуальной в связи с происходящими социально-экономическими преобразованиями  в государстве, приоритетностью инновационных форм развития производства, общества, личности. 
Одна из основных целей Новой Концепции развития образования в сфере культуры и искусства РФ на 2008-2015 годы  - выявление художественно одаренных детей, обеспечение соответствующих условий для их образования и раскрытия творческого потенциала.
В 2013 году вступил в силу  закон об Образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ, в котором  предусмотрена реализация в детских школах искусств дополнительных общеразвивающих и дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.
Основная цель данных программ – приобщение детей к искусству, развитие творческих способностей и приобретение  ими начальных профессиональных навыков.
Основными задачами дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств являются формирование грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодежи, а также выявление одаренных детей и подготовка их к возможному продолжению образования в области искусства в средних и высших учебных заведениях соответствующего профиля. 
В Детской школе искусств «Весна» создано образовательно-воспитательное пространство, способное стимулировать творческую активность и художественную одаренность детей, развивать их способности к самостоятельному поиску и расширению социокультурного опыта. В основе жизнедеятельности школы лежит представление о личности ребенка как «созвездии черт», которые складываются в уникальный человеческий тип через проживание радости творчества и «открытия себя» в каком-либо виде искусства.
Занятия искусством способствуют развитию особого художественно-эстетического восприятия мира, созданию уникального мира личности ребенка. Развивающая роль искусства в развитии одаренности связана с обогащением и приращением личностного опыта растущего человека. В частности, с развитием восприятия и фантазии, чувственно-эмоциональной сферы, интеллектуальных и творческих способностей.
В обучении и развитии детей педагогический коллектив школы искусств «Весна» использует такой мощный ресурс развития детской одаренности, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования. К нам часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. В отличие от большинства школьников они мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний. Здесь необходимо соблюдать приоритет содержательных творческих задач, сохраняя за знаниями, умениями, навыками роль средства, не подменяющего собою цель.
В системе дополнительного образования ДШИ «Весна» существуют следующие формы обучения одаренных детей:
1) индивидуальное обучение;
2) обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
3) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества;
4) мастер-классы;
5) творческие лаборатории;
6) система творческих конкурсов и фестивалей.

Первоначальная педагогическая диагностика.

Большинство наших педагогов работают на базе МБОУ Гимназия № 13. Там находится наш основной контингент обучающихся.  Это хоровое отделение, музыкально-театральная студия «Палетте»,  инструментальное отделение (фортепиано).  Отделение изобразительного и декоративно-прикладного искусства представлено творческой лабораторией «Радуга» и студией изобразительного искусства «Палитра», хореографическое отделение – два коллектива образцовый ансамбль «Отблески» и бально-спортивный клуб «Ирис», фольклорный ансамбль «Зоренка».
Ежегодно наши педагоги в два этапа в мае и сентябре, в период набора в гимназию первоклассников проводят первоначальную индивидуальную вступительную диагностику. Это позволяет выявить  индивидуальные особенности и перспективы дальнейшего развития каждого ребенка.  Вследствие проведенной диагностики мы можем рекомендовать тот или иной вид деятельности, а так же отследить особые способности ребенка, задатки артистической, изобразительно-художественной, музыкальной и хореографической одаренности.  Педагоги могут выявить индивидуальные способности ребенка и рекомендовать занятия тем или иным видом деятельности.

Индивидуальная траектория

Учебный план  ДШИ «Весна» позволяет обучающимся  получить опыт как, коллективной так и индивидуальной деятельности.
Предметы, обучение по которым осуществляется индивидуально,  (фортепиано, вокал, гитара, духовые инструменты, аккордеон, подготовка концертных номеров на хореографическом, фольклорном, музыкально-театральном отделениях), позволяют реализовать принцип индивидуализации учебного процесса. 
В рамках индивидуальной работы с одаренными обучающимися,  педагог составляет индивидуальный план и подбирает индивидуальную программу обучения. Одаренные учащиеся получают дополнительный учебный материал к традиционным курсам, который предоставляет им большие возможности развития, более сложное содержание, направленное на увеличение знаний в конкретной области и на развитие определенных навыков и умений.
Наряду с индивидуальными предметами в учебном плане  школы  широко представлен спектр учебных дисциплин, которые позволяют помочь обучающимся  освоить опыт общения в коллективной деятельности (декоративно-прикладное, изобразительное искусство, хореография, фольклор). Важно подчеркнуть, что учебным планом предусмотрено наличие как  индивидуальных, так и коллективных предметов на одном отделении.
Если говорить о коллективной деятельности на отделениях фольклорного искусства, музыкального театра, хореографии, то для более ярких, увлеченных и наделенных талантом детей в вариативной части учебного плана  предусмотрены индивидуальные часы, например подготовка концертных номеров, индивидуальный вокал, мастер-класс.  
Наряду с урочной деятельностью, способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся участие в различных внеклассных мероприятиях: музыкально-тематических вечерах, выставках художественных и творческих работ, творческих отчетах (которые проходят в виде концертов), отчетных концертах по отделениям, конкурсах и фестивалях, как внутри школы, так и за ее пределами (районных, областных, всероссийских, международных).

Дифференцированное обучение.

Принцип дифференциации осуществляется на уровне содержания учебных программ. Так на музыкальном отделении в программе по предмету «Музыкальный инструмент» определены  разные уровни освоения данной образовательной программы (Академическое направление  и инструментальное музицирование).  Однако, принцип дифференциации заложен  в самом  учебном плане, что выражается в наличии в учебном плане инвариантной и вариативной частей. Вариативная часть обеспечивается за счет предмета по выбору и факультативов.  С целью предупреждения перегрузки обучающихся она  реализуется через интеграцию содержания в базовые предметы,  содержание предмета по выбору и предметов по истории искусств.
Благодаря этому для одаренных детей есть возможность дополнительного и более углубленного изучения предмета. Так, зачисление в мастер - класс на музыкальном, художественном и хореографическом отделениях осуществляется по решению руководства школы и с учетом мнения педагогического совета. Прием производится  в  размере не более 20 процентов от  общего  числа  обучающихся выпускного класса, проявивших профессиональную  заинтересованность и склонность к продолжению предложенного образования.
Наряду с нашими желаниями, возможностями  и перспективами, в ДШИ «Весна» есть проблемы. С одной стороны муниципальное задание нам диктует определенное количество обучающихся.  С другой,   введение предпрофессиональных дополнительных общеобразовательных программ,  направленных на  отслеживание и сопровождение одаренных детей в области искусств на усложнение требований и приобретение обучающимися профессионального уровня знаний и умений, достаточного для продолжения учебы в профильных средних и высших учебных заведениях нацелено на мелкогрупповую комплектацию групп или же на индивидуальное обучение.    Поэтому приходится искать компромиссы, проводить в течение обучения психолого-педагогическую диагностику, отслеживать результативность и ставить перед педагогами задачи отслеживания промежуточных внутренних изменений личностных свойств и качеств обучающихся. Обеспечивать специальные условия для творческого роста одаренных обучающихся через включение их различные виды деятельности.
Для этого необходимы следующие условия:
1.Осознание важности этой работы каждым членом коллектива учреждения и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению и творчеству.
2.Создание и постоянное совершенствование методической системы.
Включение в работу с одаренными детьми в первую очередь педагогов, обладающих определенными качествами:
Педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть не директивным;
педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.

Проектная деятельность.  Авторская позиция

Следует отметить также, что основная цель работы с одаренными детьми - это содействие их «превращению» в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса поступательного развития страны и региона. «Школа редких профессий» является тем структурным компонентом, который  органично соотносится с концепцией и основной целью нашей школы. Возможность применить свои неординарные художественные способности, принять участие в проектной деятельности, почувствовать себя успешным и счастливым в творчестве и коллективе - все это  становится возможным на занятиях ювелирным искусством.  Здесь созданы  условия для  самореализации и самопознания личности подростка, здесь талантливым молодым людям оказывается поддержка в профессиональном самоопределении, что является актуальнейшей задачей современного образования. 
В 2014 году был реализован проект Н. Н. и Л. С. Карповых «Ювелирное искусство для одаренных обучающихся в ДШИ «Весна», который принял участие в конкурсе инновационных проектов  «Воспитание талантов – воспитание лидеров Новосибирска: образовательные технологии в работе с одаренными детьми». Проект получил Большую золотую медаль конкурса «Золотая медаль Сибирской Ярмарки»  в рамках работы УчСиб- 2014  ITE «Сибирская ярмарка».
В проекте принимали участие подростки от 14-18 лет, обучающиеся в отделения ДПИ, студенты творческих факультета культуры и искусств НГПУ (в рамках прохождения педагогической практики), творческая мастерская «Ивушка» и «Школа редких профессий». Проект был рассчитан на одаренных обучающихся, ориентированных на дальнейшее продолжение образования в области искусств.  В основу проекта положены: авторская программа, и технология ее реализации «Эскиз-игра», «Эскиз-экспресс», «Эскиз-синтез»,  (занявшая I место в Областном конкурсе авторских программ дополнительного образования) и авторский учебно-методический комплекс «Теория и практика ювелирного дела». Хотелось отметить, что количество человек в группах по ювелирным специализациям составляет 3-5 человек. Это связано не только с использованием специального оборудования, но и прежде индивидуально-личностным подходом и необходимостью работы с каждым обучающимся.
Каждый одаренный ребенок – индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды.
Педагогический опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.
Выявление потенциальной и скрытой одаренности продиктовано, прежде всего, гуманистическими соображениями, желанием привлечь внимание к большему числу детей. При понимании всей теоретической сложности доминирующим является стремление не «упустить» ни одного ребенка, требующего внимания педагога.

 


Яндекс.Метрика