ПО ВОПРОСАМ ЗАПИСИ В ШКОЛУ ИСКУССТВ ОБРАЩАЙТЕСЬ ПО ТЕЛ. 224-89-01
ПО ВОПРОСАМ ПРИОБРЕТЕНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОБРАЩАЙТЕСЬ e-mail: dshi_vesna@edu54.ru
Шпилёва И.В. Система работы с одаренными детьми
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Шпилёва Ирина Валерьевна,
методист МБОУДОД ДШИ "Весна"
Проблема одаренности и организации работы с одаренными детьми вызывает большой
интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода времени. В современной
системе образования она становится актуальной в связи с происходящими социально-экономическими
преобразованиями в государстве, приоритетностью инновационных форм развития производства,
общества, личности.
Одна из основных целей Новой Концепции развития образования в сфере культуры
и искусства РФ на 2008-2015 годы - выявление художественно одаренных детей, обеспечение
соответствующих условий для их образования и раскрытия творческого потенциала.
В 2013 году вступил в силу закон об Образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ,
в котором предусмотрена реализация в детских школах искусств дополнительных общеразвивающих
и дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.
Основная цель данных программ – приобщение детей к искусству, развитие творческих
способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков.
Основными задачами дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ
в области искусств являются формирование грамотной, заинтересованной в общении
с искусством молодежи, а также выявление одаренных детей и подготовка их к возможному
продолжению образования в области искусства в средних и высших учебных заведениях
соответствующего профиля.
В Детской школе искусств «Весна» создано образовательно-воспитательное пространство,
способное стимулировать творческую активность и художественную одаренность детей,
развивать их способности к самостоятельному поиску и расширению социокультурного
опыта. В основе жизнедеятельности школы лежит представление о личности ребенка
как «созвездии черт», которые складываются в уникальный человеческий тип через
проживание радости творчества и «открытия себя» в каком-либо виде искусства.
Занятия искусством способствуют развитию особого художественно-эстетического
восприятия мира, созданию уникального мира личности ребенка. Развивающая роль
искусства в развитии одаренности связана с обогащением и приращением личностного
опыта растущего человека. В частности, с развитием восприятия и фантазии, чувственно-эмоциональной
сферы, интеллектуальных и творческих способностей.
В обучении и развитии детей педагогический коллектив школы искусств «Весна» использует
такой мощный ресурс развития детской одаренности, как единство и взаимодействие
искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования.
К нам часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. В отличие
от большинства школьников они мотивированы на овладение художественно-творческой
деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений
и знаний. Здесь необходимо соблюдать приоритет содержательных творческих задач,
сохраняя за знаниями, умениями, навыками роль средства, не подменяющего собою
цель.
В системе дополнительного образования ДШИ «Весна» существуют следующие формы
обучения одаренных детей:
1) индивидуальное обучение;
2) обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной
области;
3) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества;
4) мастер-классы;
5) творческие лаборатории;
6) система творческих конкурсов и фестивалей.
Первоначальная педагогическая диагностика.
Большинство наших педагогов работают на базе МБОУ Гимназия № 13. Там находится
наш основной контингент обучающихся. Это хоровое отделение, музыкально-театральная
студия «Палетте», инструментальное отделение (фортепиано). Отделение изобразительного
и декоративно-прикладного искусства представлено творческой лабораторией «Радуга»
и студией изобразительного искусства «Палитра», хореографическое отделение – два
коллектива образцовый ансамбль «Отблески» и бально-спортивный клуб «Ирис», фольклорный
ансамбль «Зоренка».
Ежегодно наши педагоги в два этапа в мае и сентябре, в период набора в гимназию
первоклассников проводят первоначальную индивидуальную вступительную диагностику.
Это позволяет выявить индивидуальные особенности и перспективы дальнейшего развития
каждого ребенка. Вследствие проведенной диагностики мы можем рекомендовать тот
или иной вид деятельности, а так же отследить особые способности ребенка, задатки
артистической, изобразительно-художественной, музыкальной и хореографической одаренности.
Педагоги могут выявить индивидуальные способности ребенка и рекомендовать занятия
тем или иным видом деятельности.
Индивидуальная траектория
Учебный план ДШИ «Весна» позволяет обучающимся получить опыт как, коллективной
так и индивидуальной деятельности.
Предметы, обучение по которым осуществляется индивидуально, (фортепиано, вокал,
гитара, духовые инструменты, аккордеон, подготовка концертных номеров на хореографическом,
фольклорном, музыкально-театральном отделениях), позволяют реализовать принцип
индивидуализации учебного процесса.
В рамках индивидуальной работы с одаренными обучающимися, педагог составляет
индивидуальный план и подбирает индивидуальную программу обучения. Одаренные учащиеся
получают дополнительный учебный материал к традиционным курсам, который предоставляет
им большие возможности развития, более сложное содержание, направленное на увеличение
знаний в конкретной области и на развитие определенных навыков и умений.
Наряду с индивидуальными предметами в учебном плане школы широко представлен
спектр учебных дисциплин, которые позволяют помочь обучающимся освоить опыт общения
в коллективной деятельности (декоративно-прикладное, изобразительное искусство,
хореография, фольклор). Важно подчеркнуть, что учебным планом предусмотрено наличие
как индивидуальных, так и коллективных предметов на одном отделении.
Если говорить о коллективной деятельности на отделениях фольклорного искусства,
музыкального театра, хореографии, то для более ярких, увлеченных и наделенных
талантом детей в вариативной части учебного плана предусмотрены индивидуальные
часы, например подготовка концертных номеров, индивидуальный вокал, мастер-класс.
Наряду с урочной деятельностью, способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся
участие в различных внеклассных мероприятиях: музыкально-тематических вечерах,
выставках художественных и творческих работ, творческих отчетах (которые проходят
в виде концертов), отчетных концертах по отделениям, конкурсах и фестивалях, как
внутри школы, так и за ее пределами (районных, областных, всероссийских, международных).
Дифференцированное обучение.
Принцип дифференциации осуществляется на уровне содержания учебных программ.
Так на музыкальном отделении в программе по предмету «Музыкальный инструмент»
определены разные уровни освоения данной образовательной программы (Академическое
направление и инструментальное музицирование). Однако, принцип дифференциации
заложен в самом учебном плане, что выражается в наличии в учебном плане инвариантной
и вариативной частей. Вариативная часть обеспечивается за счет предмета по выбору
и факультативов. С целью предупреждения перегрузки обучающихся она реализуется
через интеграцию содержания в базовые предметы, содержание предмета по выбору
и предметов по истории искусств.
Благодаря этому для одаренных детей есть возможность дополнительного и более
углубленного изучения предмета. Так, зачисление в мастер - класс на музыкальном,
художественном и хореографическом отделениях осуществляется по решению руководства
школы и с учетом мнения педагогического совета. Прием производится в размере
не более 20 процентов от общего числа обучающихся выпускного класса, проявивших
профессиональную заинтересованность и склонность к продолжению предложенного
образования.
Наряду с нашими желаниями, возможностями и перспективами, в ДШИ «Весна» есть
проблемы. С одной стороны муниципальное задание нам диктует определенное количество
обучающихся. С другой, введение предпрофессиональных дополнительных общеобразовательных
программ, направленных на отслеживание и сопровождение одаренных детей в области
искусств на усложнение требований и приобретение обучающимися профессионального
уровня знаний и умений, достаточного для продолжения учебы в профильных средних
и высших учебных заведениях нацелено на мелкогрупповую комплектацию групп или
же на индивидуальное обучение. Поэтому приходится искать компромиссы, проводить
в течение обучения психолого-педагогическую диагностику, отслеживать результативность
и ставить перед педагогами задачи отслеживания промежуточных внутренних изменений
личностных свойств и качеств обучающихся. Обеспечивать специальные условия для
творческого роста одаренных обучающихся через включение их различные виды деятельности.
Для этого необходимы следующие условия: 1.Осознание важности этой работы каждым членом коллектива учреждения и усиление
в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению
и творчеству.
2.Создание и постоянное совершенствование методической системы.
Включение в работу с одаренными детьми в первую очередь педагогов, обладающих
определенными качествами:
Педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на
вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми
более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с одаренным ребенком
должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи,
поддержки, быть не директивным;
педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы.
Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно
ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности
и состоятельности;
педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает
над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием
и саморазвитием.
Проектная деятельность. Авторская позиция
Следует отметить также, что основная цель работы с одаренными детьми - это содействие
их «превращению» в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего
ресурса поступательного развития страны и региона. «Школа редких профессий» является
тем структурным компонентом, который органично соотносится с концепцией и основной
целью нашей школы. Возможность применить свои неординарные художественные способности,
принять участие в проектной деятельности, почувствовать себя успешным и счастливым
в творчестве и коллективе - все это становится возможным на занятиях ювелирным
искусством. Здесь созданы условия для самореализации и самопознания личности
подростка, здесь талантливым молодым людям оказывается поддержка в профессиональном
самоопределении, что является актуальнейшей задачей современного образования.
В 2014 году был реализован проект Н. Н. и Л. С. Карповых «Ювелирное искусство
для одаренных обучающихся в ДШИ «Весна», который принял участие в конкурсе инновационных
проектов «Воспитание талантов – воспитание лидеров Новосибирска: образовательные
технологии в работе с одаренными детьми». Проект получил Большую золотую медаль
конкурса «Золотая медаль Сибирской Ярмарки» в рамках работы УчСиб- 2014 ITE
«Сибирская ярмарка».
В проекте принимали участие подростки от 14-18 лет, обучающиеся в отделения ДПИ,
студенты творческих факультета культуры и искусств НГПУ (в рамках прохождения
педагогической практики), творческая мастерская «Ивушка» и «Школа редких профессий».
Проект был рассчитан на одаренных обучающихся, ориентированных на дальнейшее продолжение
образования в области искусств. В основу проекта положены: авторская программа,
и технология ее реализации «Эскиз-игра», «Эскиз-экспресс», «Эскиз-синтез», (занявшая
I место в Областном конкурсе авторских программ дополнительного образования) и
авторский учебно-методический комплекс «Теория и практика ювелирного дела». Хотелось
отметить, что количество человек в группах по ювелирным специализациям составляет
3-5 человек. Это связано не только с использованием специального оборудования,
но и прежде индивидуально-личностным подходом и необходимостью работы с каждым
обучающимся.
Каждый одаренный ребенок – индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие
реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды.
Педагогический опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная
на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается
важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем
даром, который у него есть.
Выявление потенциальной и скрытой одаренности продиктовано, прежде всего, гуманистическими
соображениями, желанием привлечь внимание к большему числу детей. При понимании
всей теоретической сложности доминирующим является стремление не «упустить» ни
одного ребенка, требующего внимания педагога.