Школа искусств
Школа искусств
Школа искусств

Версия для слабовидящих

Гнучева А.А. Некоторые особенности традиционной народной педагогики


НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ,
СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО  ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ
 
 
Дополнительное образование детей, как никакая другая образовательная система, располагает большими возможностями в нахождении ребенком своей индивидуальности, поскольку базируется на его познавательных, творческих интересах и потребностях. Дополнительное образование представляет собой тип образования, объединяющий воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребенка, способствующих самореализации личности и опирающихся на свободный выбор ребенком видов деятельности. И самое важное условие – это создание ситуации выбора и успеха для каждого ребенка.

Главная задача художественно-эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения на современном этапе – повернуться лицом к традиционной народной культуре. В ДШИ «Весна» я работаю четвертый год на фольклорном отделении, где преподаю следующие предметы: фольклорный ансамбль, народная хореография, народное творчество, индивидуальный вокал.

Совершенно очевидно, что современные дети несколько далеки от традиционной народной культуры. Поэтому основная моя деятельность заключена в том, чтобы приобщить юное поколение к народным традициям, а затем вместе с детьми изучить и осмыслить некоторые наиболее ценные и важные моменты, касающиеся традиционной русской народной культуры, а также народных традиций родной Новосибирской области.

Приобщение детей к этническим ценностям в доступных для них формах и в целостной системе учебного процесса позволяет создать яркие образы, воспитать вкус, интерес к жизни и искусству предков. У детей формируется национальное мировоззрение, необыкновенное чувство любви и уважения к культуре родного края. В данном случае я, как профессионал долгое время изучающий народные традиции родного края, пытаюсь возродить в детях, обучающихся на фольклорном отделении, интерес к традиционному народному ансамблевому исполнительству. Именно в народной песне нашла наиболее четкое и красочное выражение система художественного мышления русского крестьянства, даны наиболее полные и разнообразные зарисовки народного быта и мировоззрения, в обобщенных положительных образах воплощен нравственный идеал.

Таким образом, целью своей педагогической деятельности считаю успешную социализацию личности ребенка посредством изучения и популяризации фольклора родного края и создание ситуации успеха для каждого обучающегося ребенка. И огромную помощь в этом мне оказывает традиционная народная педагогика. Значительный вклад в развитие и обогащение теоретических представлений о народной педагогике внесли научные труды Г.С.Виноградова, Г.Н.Волкова. Они определили принципиальный подход к оценке и использованию педагогического опыта народов России, обосновали идею о необходимости изучения народных традиций воспитания. Остановимся на некоторых особенностях народной педагогики, которые, на мой взгляд, наиболее плодотворно позволяют осуществить поставленные цели и задачи в работе с детским фольклорным ансамблем.

Детский певческий коллектив, а в данном случае фольклорный ансамбль, рассматривается нами как инструмент воспитания личности. Однако, он будет выполнять свою функцию только при условии, если у детей сложится эмоционально- положительное отношение к  коллективу и самой певческой деятельности.
Детский фольклорный ансамбль – это творческое объединение детей, где каждый учится не только петь, плясать, но и трудиться. Труд – основа жизни. Совершенно однозначно, что общественное мнение крестьян высоко оценивало трудолюбие как важнейшее качество человека, которое с малолетства воспитывалось в крестьянской семье. Трудовое воспитание органично входило в семейную жизнь и хозяйственную деятельность семьи. Дети постоянно наблюдали за занятиями старших и охотно подражали им.

В народной педагогике складывались и свои приемы воспитания: приучали к работе с определенного возраста, рассказывали о старших, опытных работниках, поощряли и хвалили, осуждали лень, неумелое или недобросовестное отношение к труду. Так, мнение односельчан о девушке как о работнице, непременно учитывающееся при выборе невесты, складывалось не только при наблюдении за ее работой. У всех на виду была ее одежда собственного изготовления, украшенная в праздничные дни сложным рукоделием. Над теми из подростков, кто не овладел мастерством, соответствующим, по местным представлениям, возрасту, начинали насмехаться, давали насмешливые прозвища. Требуя от каждого человека определенных личных деловых качеств, общественное мнение возвышало тех людей, которые приносили пользу не только себе, но и другим.

Воспитание трудолюбия является важнейшей особенностью народной педагогики, которую я использую на практике в работе с детским фольклорным коллективом. Я стараюсь научить детей не только хорошо петь, умело танцевать, быть органичными и артистичными на сцене, но и уметь плодотворно и качественно трудиться во время урока, во время подготовки концертных номеров. Не секрет, что многие дети любят выступать, но не все имеют желание готовиться, репетировать, оттачивать детали, многократно повторяя одно и то же. Во время занятий я стараюсь создать обстановку коллективного труда, где каждый ребенок может проявить сообразительность и ловкость, сноровку и виртуозность в отдельных приемах и выявить определенные результаты деятельности каждого, что существенно для репутации ребенка в ансамбле. У каждого участника фольклорного ансамбля есть свой концертный костюм. Поэтому очень важная задача – это научить маленьких артистов грамотно обращаться с народной одеждой: уметь одевать, носить, приводить в порядок после выступления.

Возвращаясь к традициям наших бабушек и дедушек, совершенно однозначно можно выделить следующую особенность народной педагогики – воспитание взаимопомощи. Крестьянская община всегда готова была помочь нуждающимся при особенно неблагоприятных обстоятельствах – при пожаре, болезни, падеже лошади, вдовам, сиротам. Такая помощь была совершенно безвозмездной, т.е. без непременного угощения, и по крестьянским этическим нормам самой обязательной. Вопрос об участии в помощи без исключительных причин  и обстоятельств – в капустках, супрядках, толоках льна и т.д. – для решения срочных хозяйственных задач каждый крестьянин решал для себя и своей семьи сам. Но при этом, как правило, руководствовался тоже сложившимися нормами поведения – считалось большой честью помочь человеку. Исходя из этого, я стараюсь научить детей помогать друг другу в любых ситуациях. Народная одежда достаточно многослойна, поэтому любая девочка может оказать помощь своей соседке и завязать фартушек, расправить ленты на косе, донести костюм до класса. Если в коллектив приходит новый ребенок, более опытные участники должны помочь вместе с педагогом освоить прежний репертуар. И даже поставить стул для занятий не только себе, но и своему соседу – это тоже взаимопомощь, забота о ближнем.

Воспитание взаимопомощи и трудолюбия является очень важным фактором успешной деятельности детского фольклорного ансамбля, потому что:
  • правильно организует всех участников коллектива,
  • выявляет индивидуальные творческие способности каждого,
  • позволяет любому ребенку почувствовать себя нужным и успешным.
Чувство удовлетворения от сознания собственной полезности порождает желание добиться еще больших успехов в овладении исполнительским мастерством, формирует потребность трудиться, настойчиво и целеустремленно добиваться успехов в учебе, преодолевать трудности, что связано с формированием и проявлением волевого начала, самостоятельности, творческой активности.

Когда родители приводят детей ко мне в фольклорный ансамбль «Зоренька», то мало кто из них представляет, какие перспективы открывает перед каждым ребенком приобщение к традиционной народной песенной культуре. В данном случае открываются широкие возможности для проявления и развития творческой индивидуальности каждого ребенка. Поэтому  определим следующую особенность народной педагогики, способствующую успешной деятельности детского фольклорного ансамбля – развитие творческой индивидуальности. А выявить творческую индивидуальность можно в результате получения опыта творческой деятельности, который призван  обеспечить готовность каждого ребенка к самостоятельному поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности, формированию творческого мышления.

 Обратимся к истории народных традиций. Опыт творческой деятельности каждый ребенок получал в семье, общине, где традиции способствовали массовости, широте распространения песенного творчества, художественного мастерства. Это создавало благоприятную среду для творческого раскрытия каждого ребенка и наиболее ярких индивидуальностей. Взрослые никогда не прогоняли детей и позволяли участвовать в праздниках, где пели, плясали, показывая мастерство, удаль, сноровку. Обучение, преемственность в исполнении от мастеров в своей семье, деревне, соседнем селении происходило постоянно и повсеместно, во всех жанрах устного и музыкального творчества. Петь умели почти все, и это помогало выявить творческую индивидуальность каждого, а также одаренных людей, которые в свою очередь, укрепляли и обогащали традицию. Через них она и передавалась в значительной мере.

Сегодняшние дети, к огромному сожалению, получают очень маленький опыт именно творческой деятельности в своей семье. И моя задача как педагога дать детям такую возможность. На мой взгляд, детский фольклорный ансамбль позволяет каждому участнику проявить все свои лучшие качества, выявить индивидуальные творческие способности, связанные с концертной деятельностью коллектива. Именно в моменты переживания радости от успешной концертной деятельности ребенок ощущает свою общественную значимость, нужность своего творчества и огромное желание совершенствовать свое мастерство. Яркую, очень живую, многообразную сторону жизни русских крестьян составляла культура праздника. Глубокая традиционность сочеталась с обновлением на каждом конкретном празднике за счет импровизаций, живого творческого вклада участников. Ведь крестьянская культура была активной, а не потребительской. Развивая у детей навыки импровизации, я тем самым подталкиваю их к наиболее яркому проявлению своей индивидуальности. 
Ребенок начинает творить, самостоятельно искать различные варианты запевов, движений под песню, по-своему раскрывая эмоциональную сторону фольклорного произведения.

Знакомство с народным календарем помогает решить целый ряд сложнейших педагогических задач, связанных с системным погружением современных детей в контекст национальной культуры. Дает возможность изучения и освоения трудовой и обрядовой жизни человека по «программе», задаваемой природой. А самое главное то, что народный календарь является той самой благодатной почвой для раскрытия и развития творческой индивидуальности каждого ребенка.

Успешная деятельность детского фольклорного ансамбля невозможна без правильного построения межличностных отношений внутри коллектива. Огромную помощь в решении этой задачи может оказать традиционная народная игра – еще одна важная особенность народной педагогики. Известно, что игра наиболее объективно выявляет ресурсы интеллекта, двигательный потенциал, творческие задатки и характер, качество межличностных отношений детей друг с другом (симпатии и антипатии). Исследователи народных игр пришли к следующим выводам относительно значения народных игр в развитии ребенка:
  1. Игра как развлечение – одно из самых полезных занятий, поскольку обеспечивает здоровье, долголетие; помогает устанавливать хорошие взаимоотношения между людьми; снимает психические перегрузки; учит отдыхать и веселиться; обеспечивает радостное самочувствие и т. д.
  2. Воспроизводство игровых традиций – своеобразное возвращение к некоторым играм на более поздних этапах жизненного пути, связанное с воспитанием собственных детей и внуков, передача игровых традиций «по наследству».

В игре существуют два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли. Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей, как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. В игровой деятельности возникают определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение. Ведь для современных детей очень важно чувствовать себя частью коллектива, верить в свою нужность, знать, что без него не могут обойтись. Поэтому с самых первых занятий традиционные народные игры – неотъемлемая часть моей педагогической деятельности. И самое первое знакомство детей с народным творчеством происходит через народные игры. Во-первых, дети получают прекрасную эмоциональную разрядку после занятий в школе, особенно учащиеся начальной школы, во-вторых, знакомятся друг с другом гораздо быстрее и ближе. А для меня, как для педагога, огромная возможность лучше узнать каждого ребенка, участвуя вместе со всеми в игре и передавая накопленный опыт и знания в обстановке свободного и раскрепощенного поведения.

Итак, исходя из выше изложенного, я могу сделать следующий вывод: культуру развивают традиции; бережное сохранение национальных традиций, самобытности национального облика каждого народа является одним из назначений деятельности детского фольклорного ансамбля.

Особенности народной педагогики:
  • воспитание трудолюбия,
  • воспитание взаимопомощи,
  • развитие творческой индивидуальности,
  • использование традиционной народной игры.
Все это способствует наиболее успешной деятельности детского фольклорного ансамбля. 
 
Гнучева Алевтина Александровна
педагог дополнительного образования
 
 
 

Яндекс.Метрика