Фон: Черный Белый Голубой
Шрифт: Больше Стандартный Меньше
Изображения: Цветные Черно-белые Отключены

Полная версия

Главная для слабовидящих
Главная
Сведения об образовательной организации
  • Основные сведения
  • Документы
  • Структура и органы управления
  • Образование
  • Образовательные стандарты
  • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
  • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
  • Стипендии и иные виды материальной поддержки
  • Платные образовательные услуги
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приема (перевода)
  • Политика обработки персональных данных
  • ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
    ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
    Международное сотрудничество
    Независимая оценка качества
    ДОСТУПНАЯ СРЕДА
    ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • Отделение музыкального искусства
  • Отделение изобразительного искусства
  • ПОРТАЛ «НАВИГАТОР» - информация по пользованию для родителей
    Инновационная деятельность
  • Программа ГИП (городской инновационной площадки)
  • Отчеты
  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
    ОХРАНА ТРУДА В ШКОЛЕ
    ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
    Первичная профсоюзная организация ДШИ "Весна"
    Прогулка по школе
    Часто задаваемые вопросы
    Отделения и специализации
  • Хореографическое отделение
  • Музыкальное отделение
  • Театральное отделение
  • Отделение декоративно-прикладного искусства
  • Отделение изобразительного искусства
  • Отделение циркового искусства
  • Фольклорное отделение
  • Электронное портфолио педагога
    Страничка научного руководителя
    История Школы в наградах
  • Международный уровень
  • Всероссийский уровень
  • Межрегиональный уровень, региональный уровень
  • Областной уровень
  • Городской уровень
  • Окружной уровень
  • К истории создания Школы
    Семейные династии
  • Династия Букиных
  • Династия Карповых
  • Династия Колодиных
  • Научно-методическая служба
  • Организационно-педагогическое направление
  • Информационно-аналитическое направление
  • Повышение профессионального мастерства педагогов
  • Воспитательная работа
  • Модель выпускника
  • Педагогические проекты
    Статьи и методические разработки
    Программы педагогов
    Проекты учащихся Школы
  • К Празднику ПОБЕДЫ 2020
  • СТРАНИЧКА ПАМЯТИ
  • Электронные образовательные ресурсы
  • Мультимедийные презентации
  • Музыкальные жанры и формы. Учебный курс
  • Музыкальные инструменты. Учебный курс
  • Музыка вокруг нас. Учебный курс
  • Теория и практика ювелирного дела. Учебно-методическое пособие
  • Природа и детское творчество. Учебно-методическое пособие
  • Электронная библиотека педагога
  • Рассказы о художниках, картинах и жанрах
  • Рассказы о музыке, композиторах, музыкальных инструментах
  • Арт-Весна. Информационный бюллетень
  • Арт-Весна №18, 26 декабря 2016 г.
  • Арт-Весна № 17, декабрь
  • Психологическое здоровье
  • Альманах ЗЕРКАЛО
  • Психогигиена детско-родительских отношений
  • Лекции и сценарии занятий с детьми
  • Вопрос-ответ для родителей
  • Диагностическая работа с педагогами
  • Тренинги с педагогами
  • Родительский клуб
  • Полезные ссылки
    Фотогалерея
    Гостевая книга

    Школа искусств "ВЕСНА"

    Хор

     
     
    Хоровой класс в школе искусств занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Хоровое пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный уровень.

    Главная задача современного обучения и воспитания детей состоит не только в формировании необходимых знаний, умений и навыков, привития общечеловеческих ценностей, норм поведения, но и в обеспечении адаптации ребенка, как к окружающему миру, так и к обучающей среде. Вот некоторые проблемы развития ребенка, обусловленные неэффективно организованным школьным обучением:

     страх самовыражения;
     страх ситуации проверки знаний;
     общая тревожность в школьных ситуациях;
     переживание социального стресса;
     низкая физиологическая сопротивляемость стрессу;
     страх перед нереализацией потребности в достижении успеха.

    Хоровые занятия помогают в гармонизации отношений ребенка с окружающим миром через собственное творчество.
    Занятия хоровым пением способствуют формированию таких личных качеств как отношение к труду, природе, людям, потребность и готовность к эстетической певческой деятельности, поддерживают стремление к высоким нравственным идеалам. Хоровое пение – это коллективное музицирование в атмосфере творчества, взаимопомощи, ответственности каждого из обучающихся за результаты общего дела.
    Именно такая атмосфера способствует формированию личности ребенка, помогает ему поверить в свои силы, воспитывает чувство товарищества, чувство коллективизма и патриотизма.

    Хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения хоровым исполнительским  искусством.

    В работе над развитием образного мышления представлены и функционирует различные психические процессы: восприятие, память, представление, воображение. Весь познавательный процесс требует от ребенка специальных действий, благодаря которым внимание, память, воображение приобретают выраженный преднамеренный характер. Ребенок специально организует себя, развивается его воля.

    Увлеченность хоровым творчеством практически исключает утомление и нервную перегрузку. Занятия дают ребенку реальную возможность доверительно общаться с педагогом, причем так, чтобы обеспечить его (ребенка)  эмоциональную «открытость». Здесь же поощряется любое проявление самостоятельности, инициативы, творчества, любой проблеск желания варьировать, искать, у ребенка развивается смелость, раскованность мышления.
    Воспитание эстетических чувств, идеалов, личных качеств обучающихся средствами вокально-хорового исполнительства – мощный фактор формирования мировоззрения личности.

    Огромное влияние на развитие общей эмоциональности, музыкальности, на воспитание личности обучающихся оказывает тщательная работа над художественным образом исполняемого произведения, выявление его идейно-эмоционального смысла, что является одним из важнейших факторов мотивации детей к учебной деятельности.

    Вокально-хоровая музыка связана со словом и поэтическим текстом. Здесь происходит процесс интеграции музыки и слова, музыкального творчества и литературы. Разучивание и исполнение вокально-хоровых произведений расширяет кругозор в области литературы, углубляет знание, причем без фиксированных самим ребенком усилий.

    Знакомство с музыкой различных эпох, жанров позволяет ребенку погрузиться на эмоциональном уровне в историческую ретроспективу, дает возможность ознакомить ребенка с исторической действительностью, жизнью и бытом других эпох и культур. Хоровая музыка создает условия для более полного погружения обучающихся в литературный и поэтический текст, расширяет глубину восприятия художественной литературы, расширяет воображение обучаемых, помогает избежать односторонности в изучении литературного текста.

    Однако, работая с детским хоровым коллективом, современный педагог неизбежно сталкивается со следующей проблемой. В младшем школьном возрасте дети непосредственны и обаятельны, выступая на сцене, они чувствуют и ведут себя естественно и интуитивно. Но подчас, уже в конце младшего школьного возраста, подобная непосредственность, как правило, исчезает, появляются психологические зажимы, связанные с боязнью зрительного зала, страхом проявить себя, возникает неуклюжесть движений, неумение выразить свои чувства.

    Исходным пунктом в решении этой проблемы для данной Программы стала работа над интонацией  художественно-музыкального образа. Именно интонация как носитель смысла побудила к оживлению образа и театрализации. Работа над интонацией художественного образа привела к тому, что песни преобразуются в мини-спектакли. У детей возникает интерес к созданию продолжительных музыкальных спектаклей.

    К сожалению, типовая программа по хору (сост. В.С. Попов, Л.В. Тихеева, М.Р. Иодко, П.В. Халабузарь, 1988 г.) не предусматривает развитие навыков театральной игры. В ней не хватает синестезийных связей, необходимых для создания интонационного образа вокально-хоровых произведений, не хватает привлечения к созданию художественного образа разных модальностей восприятия: зрительной, тактильной и двигательной, которые могут сделать работу над хоровым произведением более насыщенной и интенсивной. Это, в свою очередь, способствует наиболее полному удовлетворению потребностей и возможностей обучающихся повышению, заинтересованности в обучении, развитию эстетических взглядов, воспитанию правильного понимания прекрасного в действительности и потребности участвовать в процессах созидания прекрасного в искусстве и жизни.

    Наше время диктует искусству и жизни новую эстетику, новые формы своего выражения и проявления, прежде всего, такие как яркость и зрелищность (время шоу-представлений). Соответственно, у нового поколения возникают другие требования, меняется социальный заказ современного общества в целом. Родители сегодня стремятся дать детям творческое, гармоничное и всестороннее развитие. Из-за этого, во всех видах деятельности, предлагаемых  изучению и освоению в данной Программе обнаруживает себя стремление к комплексности и интеграции, взаимодействию искусств, синестезии. В Программе реализована идея создания единого музыкально-театрального пространства - пространства, основанного на взаимодействии хорового, театрального, а также изобразительного видов искусств.

    Практика показывает, что такая интеграция особенно учитывает потребности, интересы, возможности и накопленный жизненный опыт детей. Обучение в музыкально-театральном пространстве активно будит воображение ребенка, превращает учебный процесс в яркое, радостное переживание, обеспечивает главное - деятельное состояние психики ребенка.

    Музыка учит «слушать» и «слышать», живопись учит «смотреть» и «видеть». Привлечение к работе над вокально-хоровыми произведениями репродукций картин известных художников, иллюстраций к детским сказкам и рассказам дает возможность видеть музыкальные образы. Рассматривая яркие образы книжных иллюстраций произведений живописи,  ребенок учится видеть, что и как изобразил художник в рисунке, учится понимать взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными средствами (цвет, форма, композиция, движение, мимика, поза, жест). Дети определяют, каково отношение художника к содержанию произведения, учатся рассказывать об эмоциональных ассоциациях, возникающих от восприятия произведений искусства. Восприятие музыки становится эмоционально насыщенней, а это – духовный заряд для детского творчества.

    Идея Программы – развитие творческой индивидуальности на основе сотворчества детей в музыкально-театральном пространстве.

    Цель Программы – развитие и актуализация личности до выявления творческой индивидуальности средствами вокально-хоровой музыки и музыкально-театрального искусства для подготовки к успешной самореализации в современном социуме. Для осуществления поставленной цели необходимо решение следующих задач:

     развивающие:

    • создать условия для творческого самораскрытия, самореализации обучающихся;
    • поставить ребенка в позицию участника активного сотворчества;
    • помочь раскрыть обучающимся себя и своих возможностей через участие в ярких и зрелищных хоровых программах и музыкальных спектаклей;
    • развить навыки вокально-хорового и актерского мастерства;
    • вывести ребенка на доступный ему уровень развития, соответствующий его личностно-индивидуальным способностям;
    • расширить общий культурный кругозор.

    обучающие:

    • обучить навыкам хорового и театрального исполнительства;
    • сформировать у обучающихся умение самостоятельно использовать полученные знания;
    • обучить на основе полученных знаний, умений и навыков создавать яркие музыкальные образы;

    воспитательные:

    • воспитать способность адаптироваться в коллективе;
    • воспитать ответственности за решение общих творческих задач в работе над музыкальным произведением;
    здоровьесберегающие:
    • устранить страхи и психологические зажимы, тормозящие процесс творческой активности обучающихся;
    • создать атмосферу для психологического и духовного оздоровления личности ребенка через моделирование ситуации успеха;
    • сформировать бережное отношение детей к своему голосу (особенно в мутационный период);
    мотивационная: поддержать интерес к хоровому исполнительству через приобщение обучающихся к смежным видам искусств - театральному и изобразительному.

    Условия реализации Программы.

    Настоящая дополнительная образовательная Программа предназначена для преподавания предмета «Хор» на музыкально-драматическом отделении ДШИ «Весна». Она рассчитана на семь лет обучения с учетом возрастных и психологических особенностей детей от семи до четырнадцати лет. Набор детей осуществляется в возрасте от семи до девяти лет. Программа может быть использована педагогами хоровых отделений ДШИ, а также педагогами отделений театрального и музыкального искусства отделений для работы с хором.

    Программа предусматривает работу двух возрастных уровней: 1-4 года обучения - младший хор; 5-7 года обучения – старший хор.

    При организации учебного процесса целесообразно руководствоваться возможностями коллективных форм занятий (сводный хор, старшая и младшая хоровые группы), координируя их с групповыми (ансамбли) и индивидуальными, поскольку пение солистов в хоре является обязательным условием (см. программу по предмету «Вокал»).

    Занятия проводятся следующим образом:
    - младший хор – 2 часа в неделю, 72 ч. в год;
    - старший хор – 3 часа в неделю, 108 ч. в год.
    Занятия проходят в режиме 2 раза в неделю. Одна группа включает от 10 до 15 человек.
    Вводный, текущий и итоговый виды контроля.

    Требования Программы предусматривают вводную (первичную) диагностику, проверку изначальных, природных данных обучающихся.

    Критериями отбора являются следующие параметры:
    - желание заниматься пением и участвовать в постановках музыкальных спектаклей;
    - эмоциональная отзывчивость на музыку и слово;
    - наличие музыкального слуха, чистоты интонирования;
    - уровень развития музыкальной памяти (умение запомнить и повторить небольшие мелодические обороты  в диапазоне первой октавы);
    - тембр, диапазон и сила звучания голоса (диапазон должен быть от нескольких нот до октавы).

    Кроме того, педагог учитывает уровень воспитанности и культуры общения диагностируемого. Вводная диагностика способствует также выяснению направления развития и обучения каждого ребенка индивидуально, в зависимости от его желания и способностей.

    Данная Программа предусматривает следующий контроль:
    Предполагается оценивание практической работы в классе, и проверку выполнения домашних заданий на протяжении всего семилетнего курса обучения.
    Подразумевается участие в хоровых концертах и конкурсах, в музыкальных спектаклях в течение каждого учебного года.
    Также осуществляется индивидуальная сдача хоровых партий в середине и конце каждого полугодия, концерты-отчеты в конце I и II полугодия.
    Выпускной экзамен предполагает исполнение сольного произведения, участие в выпускном хоровом концерте и музыкальном спектакле.

    По окончании данного курса обучающиеся должны:
    - в достаточной степени владеть вокально-хоровыми навыками одноголосного пения и многоголосия;
    - владеть исполнительскими навыками сольного и коллективного музицирования;
    - уметь анализировать музыкальное произведение (вникнуть в содержание, что и как хотел выразить композитор в своем произведении, какие музыкально-выразительные средства использовал);
    - владеть навыками работы над созданием художественного образа хорового произведения (осмысление образов героев, поиск их характеров, выявление конфликта, актерская выразительность, определение задачи персонажа);
    - уметь анализировать произведение изобразительного искусства (картины, рисунка, как художник раскрывает замысел, содержание, какими художественными средствами, какое настроение вызывает картина, каково отношение самого художника к замыслу);
    - иметь широкий музыкальный кругозор, формирующий нравственную и художественную культуру личности.

    На основе требований программы формируются критерии оценок. Оценки выставляются по пятибалльной системе с учетом следующего:

    1. Развитие индивидуальных особенностей, способностей обучающихся.
    2. Отношение обучающихся к учебному процессу (старательность, настойчивость).
    3. Владения вокально-хоровыми навыками.
    4. Уровень и качество исполнения произведений в ансамбле и соло.
    5. Присутствие в исполнении произведений актерской выразительности.

    Важным стимулом в работе для обучающихся является участие коллектива в международных проектах, городских, областных, районных мероприятиях (фестивалях, выставках, концертах, конкурсах).
    Детская школа искусств "Весна"
    г. Новосибирск