Фон: Черный Белый Голубой
Шрифт: Больше Стандартный Меньше
Изображения: Цветные Черно-белые Отключены

Полная версия

Главная для слабовидящих
Главная
Сведения об образовательной организации
  • Основные сведения
  • Структура и органы управления
  • Документы
  • Образование
  • Образовательные стандарты
  • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
  • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
  • Стипендии и иные виды материальной поддержки
  • Платные образовательные услуги
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приема (перевода)
  • Политика обработки персональных данных
  • ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
    ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
    Международное сотрудничество
    Независимая оценка качества
    ДОСТУПНАЯ СРЕДА
    ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • Отделение музыкального искусства
  • Отделение изобразительного искусства
  • ПОРТАЛ «НАВИГАТОР» - информация по пользованию для родителей
    Инновационная деятельность
  • Программа ГИП (городской инновационной площадки)
  • Отчеты
  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
    ОХРАНА ТРУДА В ШКОЛЕ
    ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
    Первичная профсоюзная организация ДШИ "Весна"
    Прогулка по школе
    Часто задаваемые вопросы
    Отделения и специализации
  • Хореографическое отделение
  • Музыкальное отделение
  • Театральное отделение
  • Отделение декоративно-прикладного искусства
  • Отделение изобразительного искусства
  • Отделение циркового искусства
  • Фольклорное отделение
  • Электронное портфолио педагога
    Страничка научного руководителя
    История Школы в наградах
  • Международный уровень
  • Всероссийский уровень
  • Межрегиональный уровень, региональный уровень
  • Областной уровень
  • Городской уровень
  • Окружной уровень
  • К истории создания Школы
    Семейные династии
  • Династия Букиных
  • Династия Карповых
  • Династия Колодиных
  • Научно-методическая служба
  • Организационно-педагогическое направление
  • Информационно-аналитическое направление
  • Повышение профессионального мастерства педагогов
  • Воспитательная работа
  • Модель выпускника
  • Педагогические проекты
    Статьи и методические разработки
    Программы педагогов
    Проекты учащихся Школы
  • К Празднику ПОБЕДЫ 2020
  • СТРАНИЧКА ПАМЯТИ
  • Электронные образовательные ресурсы
  • Мультимедийные презентации
  • Музыкальные жанры и формы. Учебный курс
  • Музыкальные инструменты. Учебный курс
  • Музыка вокруг нас. Учебный курс
  • Теория и практика ювелирного дела. Учебно-методическое пособие
  • Природа и детское творчество. Учебно-методическое пособие
  • Электронная библиотека педагога
  • Рассказы о художниках, картинах и жанрах
  • Рассказы о музыке, композиторах, музыкальных инструментах
  • Арт-Весна. Информационный бюллетень
  • Арт-Весна №18, 26 декабря 2016 г.
  • Арт-Весна № 17, декабрь
  • Психологическое здоровье
  • Альманах ЗЕРКАЛО
  • Психогигиена детско-родительских отношений
  • Лекции и сценарии занятий с детьми
  • Вопрос-ответ для родителей
  • Диагностическая работа с педагогами
  • Тренинги с педагогами
  • Родительский клуб
  • Полезные ссылки
    Фотогалерея
    Гостевая книга

    Школа искусств "ВЕСНА"

    Вопрос-ответ для родителей

     
     
    Дети растут и развиваются, что бесспорно радует и «усложняет» жизнь родителей. Найти ответы на самые актуальные вопросы поможет наша рубрика «Вопрос-ответ»: (автор Б.С. Волкова, Н.В. Волкова)

    Вопрос: В какой последовательности развивается речь малыша? По каким причинам может произойти задержка речевого развития ребенка?
    Ответ: Речь младенца развивается следующим образом: «комплекс оживления» (2 – 2,5 мес.), гуление (2 –  4 мес.), лепет, подражание (5 – 6 мес.), фонемам родного языка; понимание некоторых слов и понимание речевой ситуации в целом (к 8 мес.), произнесение первых слов к 1 году.
    Причинами задержки речевого развития могут быть: недостатки развития анализаторных систем слуха и зрения, речедвигательного анализатора; боязнь ребёнка, вызванная тем, что своевременно не был создан положительный эмоциональный фон; отсутствие достаточного речевого общения взрослого с ребенком.

    В: Мише очень нравится выбрасывать игрушки из кровати или манежа. Продевая игрушки в отверстия сетки кроватки или просовывая их между стойками манежа, Миша выпускает их из рук: падают колечки, утёнок, погремушка и т.д. Мама постоянно поднимает игрушки и кладёт их в кроватку, или манеж, а сын достаёт их и  снова бросает на пол. Как маме вести себя в данной ситуации.
    О: Мама должна предоставить Мише возможность передвигаться на довольно большом пространстве, лучше на полу или ковре. В таком случае ребенок сам берёт нужные ему предметы, активно познает их свойства, что способствует развитию у него наглядно действенного мышления.

    В: Мише (1 год 3 мес.) еще трудно даются слова, и он часто прибегает к жестам. Мать, поняв, что он хочет. Тут же выполняет его желания. «Влияет ли быстрое удовлетворение потребностей ребенка на развитие его речи?»
    О: Быстрое удовлетворение потребности быть понятым без произношения слов может затормозить развитие речи ребенка.
    Взрослый должен побуждать ребенка называть свои желания словами для того, чтобы у малыша правильно формировалась собственная активная речь.
     
     
    В: Миша (2 г.2мес.) ни на минуты не сидит на месте, дашь ему карандаш и бумагу он немного порисует и бросит под стол, схватит машинку, повозит её и тоже бросает. Побегав по комнате, он тут же карабкается на стул, затем на диван и т.д. «Чем объяснить быструю смену действий Миши?».
    О: Быструю смену действий Миши можно объяснить преобладанием у него процесса возбуждения над торможением. Но это может быть связано и с тем, что мальчика еще не приучили сосредоточенно действовать с одним предметом, раскрывая его особенности.
    Маме надо приучать Мишу в совместных с нею действиях целенаправленно заниматься одним делом довольно длительное время, объясняя при этом свойства отдельных предметов.
     
    В: Павлик (2 г. 4 мес.) пытается сам одеваться. Кряхтя, он натягивает колготки. Ничего не получается. Вмешивается его мама со своей помощью.
    – Я сам! – протестует ребенок.
    – Сиди спокойно, ничего у тебя не получается.
    – Я хочу сам! – опять заявляет малыш.
    «Можно ли считать поведение Павлика упрямством или это проявление развивающей личности?»
    О: Считать Павлика упрямым нельзя. В его поведении проявляются первые элементы самосознания, заметно стремление к самостоятельности. Взрослый поощряет только разумную самостоятельность ребенка. В данном варианте поведение ребенка – проявление его развивающейся личности.
     
    В: Среди некоторых родителей бытует мнение, что недостатки их детей: лень, непослушание, упрямство, нежелание заниматься – предопределены наследственностью.
    О: При  таком взгляде на воспитание нетрудно прийти к выводу, что ребенок развивается независимо от наших усилий. Достаточно вырастить его здоровым – все остальное произойдет само собой.
    Живучесть среди родителей теории наследственности связана с их низким уровнем психолого-педагогической грамотности. Кроме того, многие родители, не желая заниматься воспитанием своих детей, считают, что они сами вырастут, сформируются. Если же что-то родителям в детях не нравится, то они оправдывают свою бездеятельность наследственными факторами. Можно сослаться при неуспехе в воспитании ребёнка на его неблагоприятную наследственность. Легче сказать: «Он такой уродился», «Ему медведь на ухо наступил» – и тем самым снять с себя ответственность за воспитание ребенка.
     
    В: Известно, что в развитии ребенка большую роль играет пример родителей, которым дети подражают.
    Почему иногда у трудолюбивых родителей вырастают ленивые и пассивные дети?
    О: Положительный пример играет определённую роль в воспитании. Но надо помнить, что умения навыки и даже такие качества личности как трудолюбие, настойчивость формируются только в деятельности. Родители, у которых «золотые руки» могут слишком подавлять детей, требовать высокого качества выполнения.
    А так как дети не могут выполнить задание на таком же высоком уровне, то они вообще перестают что-то делать. Иногда родители участие детей в чем-либо воспринимают только как действенную помощь в достижении практического результата. Они не осознают, что деятельность ребенка необходима для его развития.
    Важная и совместная деятельность ребенка, чтобы дошкольник видел и вместе с взрослым преодолевал встречающиеся трудности. В совместной деятельности рождается взаимопонимание родителей и детей. Чаще всего именно в совместной деятельности родители становятся примером для своего ребенка.

    В: Мама мальчика (4 г. 7 мес.) обратилась к воспитателю за советом: как быть с сыном, который становится всё упрямее? Она сказала, что отец и дед мальчика упрямые «Может быть, это наследственное» – спросила мама.
    О: Волнения мамы небезосновательны, но в суждениях она не права. На возникновение упрямства как немотивированной настойчивости влияет не наследственность, а неправильное воспитание. У детей упрямство может быть формой протеста, выражением недовольства необоснованным подавлением развивающейся самостоятельности, инициативы ребенка.
     
     
    В: Чем объяснить, что дети, несмотря на то, что у них есть строительные материалы и конструкторы разных видов и типов, мало занимаются конструктивной деятельностью?
    О: Можно назвать несколько причин. Среди них наиболее важные следующие:
    Отсутствие соответствующей мотивации деятельности;
    Отсутствие или неправильное  обучение со стороны взрослого (детей не знакомили со свойствами деталей конструкторов, с особенностями их использования; не организовали их конструктивную деятельность).
     
    В: Почему родители не должны обрушивать на ребенка реплики типа: «Ты не сможешь этого сделать»; «ты не знаешь этого»; «У тебя ничего не получиться»; «Не мешай мне пустыми вопросами» и т.д.
    О: При подобном общении с родителями у ребенка может выработаться комплекс неполноценности – один из труднейших моральных недостатков человека, затрудняющих его общение с другими людьми и создающих тяжелое внутреннее самочувствие. 
    Пример: Мишу (5 лет) с раннего детства окружали бабушка, дедушка и еще одна бабушка – сестра дедушки. Они предупреждали малейшее его желание, каждый шаг, каждый помысел.
    Наблюдая со стороны, трудно было определить: какой характер у этого мальчика,  что он любит? Что его раздражает? Что  вызывает интерес? Кто он?
    Миша был идеально послушен. Скажу «иди» – идет, скажу «садись» – садиться. А не скажут ничего, так и будет стоять столбом. Бабушек и дедушку это не тревожило. Наоборот, именно от кукольности мальчика они  были в восторге. Их беспокоило только одно: Миша заикался. Иногда слегка, а иногда очень заметно.
    Мамы в Мишиной жизни не было. Со своим сыном она общалась по воскресеньям. Бабушки решили освободить молодую женщину от излишних хлопот. Хорошо бы давать Мише больше самостоятельности – предложили соседи. Например, он уже может гулять один во дворе под окном, конечно.
    – Что вы! – ужаснулась троица нянек.
    – Но ему скоро в школу.
    – Ну и что? Его маму и в школу, и в институт водили за ручку.
    Комментарии: В данной ситуации не задействованы такие важные факторы психического развития ребенка, как активность и социальная среда (детское сообщество). Такая гиперопека порождает и умножает детские страхи. Ограждая ребенка от опасности, взрослые сеют в нем страхи. Окружающий мир превращается для ребенка в ужасный: собака кусает, машина давит… Подобный кошмарный мир для психики ребенка, просто непосилен.
    У гиперопеки есть и более отдаленные, негативные последствия: ранний брак – лишь бы поскорее уйти из-под родительского крыла; «остаётся до старости ребенком», обречённым на рабскую зависимость, сперва от родителей, потом от жены или мужа.
    Пример: Мама Оли (4 года) старается во всём помогать своей дочери, заранее выбирает для нее игрушки, одежду, еду и др. Ей кажется, что она лучше знает, что в каждом конкретном случае необходимо её дочери. Например: «Вот тебе, – говорит мама, – новая игрушка, она хорошая и тебе понравится».
    Мама Нины (4 г. 5 мес.) старается создать ситуации, где бы дочь её могла сама себе выбирать игрушки, еду, одежду. Например она говорит дочери: «Сегодня можно надеть яркое, красивое платье, но оно будет быстро пачкаться. А можно надеть другое не очень нарядное, но не маркое». Каждый раз они (мать и дочь) вместе, в каждом случае определяют преимущества и недостатки той или иной вещи, той или иной ситуации.

    Комментарии: В воспитании у 1-й мамы нет противоречивых ситуаций. Она всё сама решает за ребенка.
    2-я мама старается создавать такие ситуации, что бы дочери пришлось самой разрешать эти противоречия. А противоречие является источником самодвижения и развития объективного мира и познания, а умение с ними «работать» – важнейшая составляющая творческого мышления.
    Мама учит Нину выявлять противоречивые свойства предметов и явлений окружающего мира. А это шаг к решению конкретной проблемы. Мама Оли в своём воспитании щадит психику дочери, уводит её от противоречий. Это грубая ошибка.
     
     
    В: Родители часто жалуются: «Говорю, говорю ребенку – и всё без толку…» «Почему так происходит, в чем причина?».
    О: Эта закономерность связана с тем, что самые правильные слова остаются словами, проходящими мимо сознания адресата.
    Слушать и слышать понятия разные! Услышанное слово должно быть не только понятно, но и принято ребёнком. А это может произойти, когда родители собственным примером убедят его в необходимости данного действия. Не забывайте при этом поощрять ребенка.
     
    Пример: Петя (6 лет) играл с мячом в комнате и разбил вазу. Когда мама вечером стала спрашивать, кто это сделал, Петя сказал, что это сделал Саша, его младший брат.
    Мама стала укорять сына, говорить, что он лжет.

    Комментарии: ложь ребенка начинает развиваться в том случае, если не сформирована потребность в правдивом отношении к другим людям. В ситуации «двойной мотивации», чтобы быть признанным взрослым, ребенок прибегает ко лжи. Ложь наблюдается как побочное следствие развития потребности познания, как компенсация недостаточности волевого поведения: ребенок не может совершить поступок, который способствовал бы его признанию, поэтому и прибегает ко лжи.
    Мама должна доверять ребенку, выражая уверенность в том, что он впредь не будет унижать себя ложью. Важно развить волю ребенка, формировать потребность поступать честно. Для этого необходимо упражнять его в честных поступках.
     
    Ситуация успеха и её создание
                                                   «Ничего страшного…
                                                   «Бывает, что люди бояться…»
                                                         «Ты же помнишь, что…..»
                                                             «У тебя получиться…»
                                                                             «Только у тебя
                                                                              и может получиться…»
                                                                                  
                                                                                «Нам это так нужно, для….»
                                                                                               «Вот эта часть
                                                                                                 у тебя замечательна!».

    Рекомендации родителям
     

    Делайте!
    • Радуйтесь вашему сыну, дочке.
    • Разговаривайте с ребенком заботливым, одобряющим тоном.
    • Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте внимательно, не перебивая.
    • Установите четкие и определенные требования к ребенку.
    • В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними.
    • Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
    • Говорите чётко, ясно.
    • Будьте терпеливы.
    • Сначала спрашивайте «Что», а затем «Зачем и почему».
    • Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное.
    • Поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы.
    • Поощряйте любопытство, любознательность и воображение вашего ребенка.
    • Чаще хвалите ребенка.
    • Поощряйте игры с другими детьми.
    • Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
    • Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что-то делал по дому.
    • Приобретайте записи любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.
    • Старайтесь проявить интерес к тому, что ему нравиться делать (коллекционировать, рисовать и пр.).
    • Регулярно водите ребенка в библиотеку.
    • Будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
    • Не теряйте чувства юмора.
    • Играйте с ребенком в разные игры.
    • Чем-то занимайтесь вместе всей семьей.
    • Помогите ребёнку выучить его имя, фамилию, адрес.

    Не делайте!
    • Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока ребенок не закончил рассказывать, – другими словами, не дайте ему заподозрить, что вас это мало интересует, то, о чем он говорит.
    • Не задавайте слишком много вопросов.
    • Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
    • Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен.
    • Не требуйте слишком многого – пройдет немало времени, прежде чем ребенок приучиться самостоятельно убирать за собой игрушки или приводить в порядок свою комнату.
    • Не следует постоянно поправлять ребенка, то и  дело повторяя: «Не так, переделай».
    • Не надо критиковать ребенка в присутствии других людей.
    • Не надо устраивать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.
    • Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждого изменения в ребенке вперед или некоторого регресса.
    • Не сравнивайте ребенка, ни с какими другими детьми: ни с его братом (сестрой), ни с соседями, ни с его приятелями или родственниками.
    • Чаще советуйтесь со специалистами, другими родителями, читайте книги по вопросам воспитания.
    Детская школа искусств "Весна"
    г. Новосибирск