В ходе обучения детей пению педагог сталкивается с рядом сложных вопросов:
-
обучение пению и певческая нагрузка приходятся на период формирования голосового
аппарата (7-15 лет);
-
трудность верной диагностики типа голоса из-за несформированости;
-
несравнимость на начальном этапе обучения продолжительности пения под контролем
педагога (0,5-1 час в неделю) и самостоятельного пения;
-
сложности применения традиционных приемов вокальной педагогики из-за отсутствия
у обучаемых основных показателей певческого голосообразования;
-
умение переходить от речи к пению и обратно.
Все эти вопросы существуют объективно и не могут быть просто устранены волевыми
методами. Нужны такой подход и такой метод, которые бы учитывали как голосовые
данные обучающегося, так и задачи их будущей деятельности, интересы охраны и развития
детского голоса (не только в эстетическом плане, но и как функции общения).
Фонопедия – область дефектологии, устраняющая недостатки голосообразования.
В своем сборнике «Характеристика и классификация нарушений голоса» Лаврова Е.В.
определяет фонопедию как комплекс педагогических воздействий, направленных на
постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани с помощью
специальных упражнений, коррекции дыхания, а также коррекции самой личности обучающегося.
В процессе фонопедических занятий устанавливаются и закрепляются такие условия
голосоведения, когда голосовой аппарат работает с наименьшей нагрузкой, при хорошем
акустическом эффекте. Любой педагог, так или иначе в своей работе решает 4 группы
задач:
1. координационные;
2. мышечно-тренировочные;
3. эстетические;
4. музыкально-исполнительские.
Вокальная педагогика и вокально-хоровая работа стараются решить эти задачи комплексно,
целостно, независимо от того, в рамках какой эстетики и каких исполнительских
жанров протекает деятельность поющего человека, ему необходим здоровый, выносливый,
высокоуправляемый голосовой аппарат, функционирование которого отвечает следующим
критериям: биологическая и эстетическая целесообразность, акустическая эффективность,
энергетическая экономичность. Целью фонопедического подхода и является приоритетное
решение координационных и тренировочных задач, то есть формирование голосовой
функции по этим критериям.
Тип данной Программы определяется следующим образом:
- авторский (по форме составления и по профессионально-личностной представленности
педагога);
- сквозной (по возрасту младший-старший);
- личностно-развивающий (по приоритетной целевой ориентации);
- семигодичный (по продолжительности реализации);
- внутришкольный и индивидульно-педагогический (по масштабу осваиваемого образовательного
пространства);
- индивидуальный (по приоритетной организационной форме обучения);
- углубленный (по уровню освоения содержания образования);
- развивающий художественную одаренность (по направленности на конечный результат).
По программе было осуществлено три выпуска со средневысокой (80%) сохранностью
контингента от 1 до 7 класса.
Идея Программы – развитие творческой индивидуальности на основе сотворчества
детей в музыкально-театральном пространстве.
Цель Программы – развитие и актуализация личности до выявления творческой индивидуальности
средствами вокальной музыки.
Для осуществления поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-
развивающие: создать условия для творческого самораскрытия, самореализации обучающихся;
-
обучающие: обучить навыкам вокального исполнительства; сформировать у обучающихся
умение самостоятельно использовать полученные знания; обучить на основе полученных
ЗУНов создавать яркие музыкальные образы;
-
здоровьесберегающие: создать атмосферу для психологического и духовного оздоровления
личности ребенка через моделирование ситуации успеха; сформировать бережное отношение
детей к своему голосу (особенно в мутационный период);
-
мотивационная: поддержать интерес к вокальному исполнительству через приобщение
обучающихся к смежным видам искусств хоровому, театральному и изобразительному.
Условия реализации Программы
Настоящая дополнительная образовательная Программа предназначена для преподавания
предмета «Сольное пение» на отделении «Театрального искусства» «Музыкально – драматический
театр» ДШИ «Весна». Она рассчитана на семь лет обучения с учетом возрастных и
психологических особенностей детей от семи до четырнадцати лет. Набор детей осуществляется
в возрасте от семи до девяти лет. Программа может быть использована педагогами
хоровых отделений ДШИ «Весна», а также педагогами музыкально-театральных отделений
для проведения занятий по предмету «Сольное пение».
Программа предусматривает работу двух возрастных уровней: 1-4 года обучения -
младший; 5-7 года обучения – старший.
Кроме этого предусмотрены занятия с наиболее перспективными обучающимися – мастер-класс
- 8-9 года обучения.
При организации учебного процесса используются все возможности индивидуальной
формы работы.
Занятия проводятся следующим образом:
- младший школьный возраст – 0,5 часа в неделю, 18 ч. в год;
- старший школьный возраст – 1 час в неделю, 36 ч. в год;
- мастер-класс - 1 час в неделю, 36 ч. в год.
Вводный, текущий и итоговый виды контроля.
Требования Программы предусматривают вводную (первичную) диагностику, проверку
изначальных, природных данных обучающихся.
Критериями отбора являются следующие параметры:
-
желание заниматься пением и участвовать в постановках музыкальных спектаклей;
-
эмоциональная отзывчивость на музыку и слово;
-
наличие музыкального слуха, чистоты интонирования;
-
уровень развития музыкальной памяти (умение запомнить и повторить небольшие мелодические
обороты в диапазоне первой октавы);
-
тембр, диапазон и сила звучания голоса (диапазон должен быть от нескольких нот
до октавы).
Кроме того, педагог учитывает уровень воспитанности и культуры общения диагностируемого.
Вводная диагностика способствует также выяснению направления развития и обучения
каждого ребенка индивидуально, в зависимости от его желания и способностей.
Данная Программа предусматривает следующий контроль.
Предполагается оценивание практической работы в классе на протяжении всего семилетнего
курса обучения.
Подразумевается участие в концертах и конкурсах, в музыкальных спектаклях в течение
каждого учебного года.
Осуществляются концерты-отчеты в конце I и II полугодия.
Выпускной экзамен предполагает исполнение сольного произведения, участие в выпускном
концерте и музыкальном спектакле.
По окончании данного курса обучающиеся должны:
-
в достаточной степени владеть вокально-испольнительскими навыками;
-
владеть исполнительскими навыками сольного музицирования;
-
уметь анализировать музыкальное произведение (вникнуть в содержание, что и как
хотел выразить композитор в своем произведении, какие музыкально-выразительные
средства использовал);
-
владеть навыками работы над созданием художественного образа исполняемого произведения
(осмысление образов героев, поиск их характеров, выявление конфликта, актерская
выразительность, определение задачи персонажа);
-
уметь анализировать произведение изобразительного искусства (картины, рисунка,
как художник раскрывает замысел, содержание, какими художественными средствами,
какое настроение вызывает картина, каково отношение самого художника к замыслу);
-
иметь широкий музыкальный кругозор, формирующий нравственную и художественную
культуру личности.
На основе требований программы формируются критерии оценок. Оценки выставляются
по пятибалльной системе с учетом следующего:
1. Развитие индивидуальных особенностей, способностей обучающихся.
2. Отношение обучающихся к учебному процессу (старательность, настойчивость).
3. Владения вокально-исполнительскими навыками.
4. Уровень и качество исполнения произведений в ансамбле и соло.
5. Присутствие в исполнении произведений актерской выразительности.
Важным стимулом в работе с обучающимися является участие в международных проектах,
городских, областных, районных мероприятиях (фестивалях, выставках, концертах,
конкурсах).