Интерес к вопросам образования обусловлен возможностью освоения ребенком новых
направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование
и предоставление ему определенных гарантий достижения успеха в избранных сферах
творческой деятельности.
Огромную значимость в связи с этим приобретает непрерывное образование личности,
при котором возможно разрешение таких вопросов как освоение ребенком социального
опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личных качеств,
необходимых для жизни в современном обществе и целенаправленная, сознательная
подготовка детей к самостоятельной взрослой жизни.
Поэтому большое значение приобретает проблема: как в век информационных технологий
и коммуникационных связей создать гибкую систему обучения, которая способствовала
бы реализации индивидуальных и творческих интересов ребенка и его самоопределению
в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности.
Необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется несогласованием
между необходимостью освоения программного материала и недостаточной его актуальностью.
Между теми знаниями, которые даются, и теми, что нужны обучающимся в их реальной
жизни, увы, пока имеется большой разрыв.
В настоящее время в образовательных учреждениях используются типовые учебные
программы по предметам, которые утверждаются Министерством образования Российской
Федерации и носят рекомендательный характер. Они являются базой для составления
педагогами учебных рабочих программ, учитывающих национально-региональный и школьный
компонент, методический потенциал педагога, уровень подготовленности обучающихся.
Образовательные программы последних лет, несмотря на ряд улучшений, не могут
претендовать на статус программ, дающих гарантированный результат, особенно обучающимся
с минимальными возможностями.
Отличительными чертами данной программы является ее содержание, структура и
система обучения, которые предполагают реальное использование ее в работе с детьми,
которые могут быть ориентированы как на дальнейшее профессиональное обучение,
так и на общее музыкальное образование и развитие.
Курс в качестве методологической основы опирается на современные научные знания
в области музыкальной педагогики, психологии, физиологии и теории музыкального
исполнительского искусства. В нем обоснованы и раскрыты принципы современного
исполнительства и преподавания игры на аккордеоне, использован опыт деятельности
лучших российских и зарубежных педагогов-аккордеонистов.
При этом целенаправленный процесс обучения предполагает значительную свободу
при составлении индивидуального плана работы с обучающимися. Репертуарные списки
по каждому пункту включают пьесы различного уровня сложности. Главное - не нарушать
дидактический принцип последовательности освоения репертуара.
Программа учитывает возрастные особенности обучающихся и направлена на:
• формирование индивидуальной системы подготовки обучающегося, способствующей
его музыкально-эстетическому развитию;
• создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно – нравственного развития обучающихся;
• воспитания у детей культуры сольного и ансамблевого исполнительства;
• создание базы для ориентации обучающихся в наиболее распространенных жанрах
классической, эстрадной музыки, а также фольклора.
• формирование личностных качеств ребенка через умение анализировать свои действия,
умения концентрировать свое внимание, осознание целей и задач своей работы, развития
самостоятельности мышления.
• создание условий для воспитания воли, трудолюбия через мотивацию занятиями
музыкой.
• формирование у обучающихся навыков исполнения сольных программ;
• достижение обучающимися уровня предпрофессиональной подготовки, для участия
в конкурсах (по установленным возрастным категориям) и подготовка отдельных обучающихся
к поступлению в средние специальные учреждения музыкальной направленности.
Целью прохождения данной программы является создание условий для развития личности
ребенка, максимальной реализации его творческих способностей и формирование устойчивых
навыков игры на музыкальном инструменте.
В ходе ее достижения решаются следующие задачи:
-
развивающие: создать условия для творческого самораскрытия, самореализации обучающихся;
-
обучающие: обучить навыкам инструментального исполнительства; сформировать у обучающихся
умение самостоятельно использовать полученные знания; обучить на основе полученных
ЗУНов создавать яркие музыкальные образы;
-
здоровьесберегающие: создать атмосферу для психологического и духовного оздоровления личности ребенка
через моделирование ситуации успеха;
-
мотивационная: поддержать интерес к инструментальному исполнительству через приобщение обучающихся
к распространенным жанрам классической, эстрадной, фольклорной музыки;
-
социально-педагогическая: повышение занятости детей в свободное от школы время; организация полноценного
досуга.
Условия реализации программы:
Настоящая дополнительная образовательная программа предназначена для преподавания
предмета «Аккордеон» на отделении музыкального искусства ДШИ «Весна». Она рассчитана
на семь лет обучения с учетом возрастных и психологических особенностей детей
от семи до пятнадцати лет. Программа может быть использована педагогами музыкальных
отделений детских школ искусств, а также педагогами фольклорных отделений для
проведения занятий по предмету «Аккордеон».
Начальное обучение рекомендуется с 7-ти летнего возраста. Занятия проводятся
индивидуально, в соответствии с учебно-тематическим и календарным планами учреждения.
Занятия рассчитаны на 2 часа в неделю и 72 часов в год. Для обучающихся 2-7 года
обучения предусмотрено 0,5 часа ансамбля в неделю в объеме 18 часов в год.
Программа включает в себя 3 уровня освоения программного материала.
1 уровень. «Начальный». 1-2 год обучения. Формирование познавательных интересов
и освоение элементарных базовых понятий и навыков игры на инструменте для домашнего
музицирования и общего музыкального развития.
2 уровень. «Общая базовая музыкальная подготовка». 3-5- год обучения. Этот этап
обучения ориентирован на базовое освоение программного материала и может продолжаться
на 6-7 год обучения, если у ребенка нет потребности на более глубокую предпрофессиональную
подготовку.
3уровень. «Предпрофессиональная подготовка». Для обучающихся, желающих получить
музыкальное образование с дальнейшим поступлением в средние музыкальные учреждения
(музыкальные колледжи, колледжи культуры).
Основной организационной формой учебно-воспитательного процесса является индивидуальное
учебное занятие с самостоятельной подготовкой обучающегося (выполнение домашнего
задания), но специфика преподаваемого предмета также предполагает использование
групповой формы обучения (ансамблевая игра, слушание музыки, концертные, конкурсные
мероприятия). Изучение данной программы тесно связано с такими дисциплинами, как
сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки, ансамблевое исполнительство.
Обязательно посещение программных концертов. Для накопления и совершенствования
исполнительских навыков организуются публичные выступления обучающихся.
Вводный, текущий и итоговый виды контроля:
Требования программы предусматривают вводную (первичную) диагностику, проверку
изначальных, природных данных обучающихся.
Критериями отбора являются следующие параметры:
- желание обучаться игре на аккордеоне и участвовать в концертах;
- эмоциональная отзывчивость на музыку;
- наличие музыкального слуха, чувства ритма;
- уровень развития музыкальной памяти (умение запомнить и повторить небольшие
мелодические обороты в диапазоне первой октавы).
Кроме того, педагог учитывает уровень воспитанности и культуры общения диагностируемого.
Вводная диагностика способствует также выяснению направления развития и обучения
каждого ребенка индивидуально, в зависимости от его желания и способностей.
Данная программа предусматривает следующий контроль.
Предполагается оценивание практической работы в классе на протяжении всего курса
обучения.
Подразумевается участие в концертах, конкурсах, и музыкальных фестивалях в течение
каждого учебного года.
Осуществляются академический концерт в конце I полугодия и переводной экзамен
в конце II полугодия.
Выпускной экзамен предполагает исполнение сольной и ансамблевой программы, участие
в выпускном концерте.
В результате изучения данной программы обучающийся должен:
• в достаточной степени владеть исполнительскими навыками;
• владеть исполнительскими навыками ансамблевого музицирования;
• уметь анализировать музыкальное произведение (вникнуть в содержание, в замысел
композитора, уметь определять музыкально-выразительные средства, форму, этапы
развития);
• владеть навыками работы над созданием художественного образа исполняемого
произведения;
• понимать вопросы аппликатурной и метроритмической организации игры;
• обладать психологической выносливостью до и во время концертных выступлений;
• уметь использовать навыки чтения с листа, игры по нотам, транспонирования
в тональностях, подбор по слуху, игры в ансамбле;
• применять способы и приемы: туше, меховедения, звукоизвлечения;
• решать задачи, связанные с аппликатурной грамотностью, техническими сложностями;
• пользоваться нотной литературой, владеть навыками самоподготовки домашнего
материала;
• владеть культурой звукоизвлечения, меховедения, туше, слушания музыкальных
произведений.
• иметь широкий музыкальный кругозор, формирующий нравственную и художественную
культуру личности.
На основе требований программы формируются критерии оценок. Оценки выставляются
по пятибалльной системе с учетом следующего:
1.Развитие индивидуальных особенностей, способностей обучающихся.
2.Отношение обучающихся к учебному процессу (старательность, настойчивость).
3. Владения исполнительскими навыками.
4. Уровень и качество исполнения произведений в ансамбле и соло.
5. Присутствие в исполнении произведений сценической свободы.
Важным стимулом в работе с обучающимися является участие в, городских, областных,
районных мероприятиях (фестивалях, выставках, концертах, конкурсах).