Один из важных предметов театрального отделения, наряду с «Гримом», «Художественным
словом», «Сценическим действием».
Предмет ориентирован на детей, поступающих в возрасте от 12 до 17 лет и рассчитан
на 4 года обучения.
Задачи предмета «Сценическое движение»:
1. Формирование начальных навыков координации движений, реакции, решительности,
динамичности, прыгучести, физической силы.
2. Развитие гибкости и пластичности обучающихся.
Занятие сценическим движением начинается с разминки. Для разогрева тела, который
в том числе поможет избежать травм, нужно не менее 20 минут. И только после этого
можно переходить к конкретным упражнениям. Курс сценического движения направлен
на гармоническое развитие ребенка. Хотя в его рамках акцент делается в основном
на физическом развитии тела, но это развитие тесно связано с формированием личности
в целом. Упражнения можно разделить на несколько технических групп: техника кувырков,
техника различных перекатов, прыжковая техника и т.д. Предлагаются несколько тренировочных
упражнений для разминки тела.
«СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ» преподаётся в тесном контакте с такими практическими дисциплинами,
как «Сценическое действие», «Художественное слово», «Грим».
Основные формы работы на уроке – это ритмические упражнения, приучающие обучающихся к активному восприятию
музыки. Занятия по сценическому движению проводятся в энергичном темпе, не прерывая
их длительными объяснениями и поправками. Во всех упражнениях нужно добиваться
мышечной свободы и пластики.
Занятия сценического движения подразумевают в себе ещё и формирование некоторых
элементов хореографического искусства, подготовку танцевальных номеров для спектаклей.
«Сценическое движение» имеет большое значение для физического и эстетического
развития учащегося, а также укрепляет мышцы всего тела, развивает мягкость и эластичность
движений.
Основной задачей сценического движения является достижение абсолютной мышечной
свободы, лёгкости и уверенности в работе с собственным телом, смелое освоение
физических навыков, снятие зажимов и избавлении от неуверенности и страха.
Педагогически важно развивать в детях умение решать проблемные ситуации.
В центр внимания учебно-воспитательного процесса мы ставим личность ребёнка,
его интересы, творческие способности, потребность в творческой деятельности, способность
к импровизации.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ «СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ»
1 год обучения
Введение в предмет.
Тренаж физического аппарата.
Тренировка наблюдательности.
Простые упражнения на развитие координации движений.
Различные виды падения.
Тренировка музыкальности и ритмичности.
Исправление дефектов, осанки, походки.
Контрольный срез.
2 год обучения
Повторение пройденного материала за 1 год обучения
Сложные упражнения на развитие координации движения.
Точная и последовательная организация речи и движения.
Обучение равномерному непрерывному движению, воспитание пластичности и музыкальности.
Воспитание «взрывности», быстроты, чувства пластической формы.
Различные виды падений, сочинённые самими обучающимися.
Контрольный срез.
3 год обучения
Повторение пройденного материала за 2 год обучения.
Организация движения во времени и пространстве.
Развитие фантазии, чувства композиции и пластической формы.
Воспитание способности двигаться в музыке и с музыкой.
Сочинение обучающимися этюдов по разделам курса.
Зачёт.
4 год обучения
Повторение пройденного материала за 3 год обучения
Обучение сценического боя на различных видах оружия.
Сценическое фехтование.
Зачёт.
Методику театральной работы с детьми можно сравнить с незаметной постепенностью
роста зерна. Игровой, энергетически затратной, весёлой постепенностью роста. Мы
не имеем права передавать детям свои предрассудки, нести на занятие свои штампы
восприятия искусства, эстетические пристрастия и свои внутренние проблемы, которые,
так или иначе, отражаются на стиле нашего общения с детьми. Необходимое условие
творчества - свобода.
Пластика – сложнейшая синтетическая дисциплина. Она имеет дело не только с тренировкой
человеческого тела, но и обращается к интеллекту, эмоциональной сфере человека.
Занятия пластикой направлены, прежде всего, на гармонизацию взаимодействия тела,
разума и эмоций каждого отдельного человека и гармонизацию его взаимодействий
с миром. О значении пластического образа писали виднейшие деятели театра: К. С.
Станиславский, Е. Б. Вахтангов, В. Э. Мейерхольд, М. Чехов и др.
Исходя из этих требований, подбираются педагогические методы, которые приемлемы
для всех дисциплин театрального воспитания, а именно:
- Метод полных нагрузок
- Метод ступенчатого повышения нагрузок
- Метод игрового существования.
Ребенок может понимать доброту и человечность произведений. Но кроме понимания
и сочувствия доброте в нем должна быть выработана привычка, быть добрым и человечным,
заботливым, внимательным.
Естественно, что гармоническое развитие только тогда полноценное, когда ребёнок
ориентируется на подлинные духовно- эстетические ценности, созданные человечеством.
Надо помнить, что ребёнок, воспитанный искусством, формирует в себе всесторонне
развитую личность. Формирование такой личности - есть цель и важнейшая задача
учреждения системы дополнительного образования.
КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Обучающиеся должны иметь полное представление о сценическом движении, его применении
в театральной сфере.
|