Школа искусств
Школа искусств
Школа искусств

Версия для слабовидящих

Сольное пение

 
Певческий голос – драгоценный дар природы, который следует охранять и использовать разумно. К сожалению, в последнее время увеличилось количество расстройств голосового аппарата у детей школьного возраста. Педагогам постоянно приходится сталкиваться с этим фактом при прослушивании детей, желающих заниматься вокалом. Причину следует искать, вероятно, в неправильном не только певческом, но и речевом режиме обучающихся. apartments
hotels
Дети очень эмоциональны; общаясь друг с другом в коллективе, участвуя в подвижных играх, спортивных состязаниях, они часто кричат, перенапрягая голос. Процесс фонации тесно связан с развитием слуха. Правильное функционирование голосового аппарата возможно лишь при развитии голоса и слуха в благоприятной обстановке. Общеизвестно, что систематическое обучение детей пению способствует сохранению здорового голосового аппарата.
 
Сольное пение, как и хоровой класс, служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения вокальным исполнительством.

В ходе обучения детей пению педагог сталкивается с рядом сложных вопросов:
  • обучение пению и певческая нагрузка приходятся на период формирования голосового аппарата (7-15 лет);
  • трудность верной диагностики типа голоса из-за несформированости;
  • несравнимость на начальном этапе обучения продолжительности пения под контролем педагога (0,5-1 час в неделю) и самостоятельного пения;
  • сложности применения традиционных приемов вокальной педагогики из-за отсутствия у обучаемых основных показателей певческого голосообразования;
  • умение переходить от речи к пению и обратно.
Все эти вопросы существуют объективно и не могут быть просто устранены волевыми методами. Нужны такой подход и такой метод, которые бы учитывали как голосовые данные обучающегося, так и задачи их будущей деятельности, интересы охраны и развития детского голоса (не только в эстетическом плане, но и как функции общения).

Фонопедия – область дефектологии, устраняющая недостатки голосообразования. В своем сборнике «Характеристика и классификация нарушений голоса» Лаврова Е.В. определяет фонопедию как комплекс педагогических воздействий, направленных на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани с помощью специальных упражнений, коррекции дыхания, а также коррекции самой личности обучающегося.
 
В процессе фонопедических занятий устанавливаются и закрепляются такие условия голосоведения, когда голосовой аппарат работает с наименьшей нагрузкой, при хорошем акустическом эффекте. Любой педагог, так или иначе в своей работе решает 4 группы задач:

1. координационные;
2. мышечно-тренировочные;
3. эстетические;
4. музыкально-исполнительские.

Вокальная педагогика и вокально-хоровая работа стараются решить эти задачи комплексно, целостно, независимо от того, в рамках какой эстетики и каких исполнительских жанров протекает деятельность поющего человека, ему необходим здоровый, выносливый, высокоуправляемый голосовой аппарат, функционирование которого отвечает следующим критериям: биологическая и эстетическая целесообразность, акустическая эффективность, энергетическая экономичность. Целью фонопедического подхода и является приоритетное решение координационных и тренировочных задач, то есть формирование голосовой функции по этим критериям.

Тип данной Программы определяется следующим образом:
- авторский (по форме составления и по профессионально-личностной представленности педагога);
- сквозной (по возрасту  младший-старший);
- личностно-развивающий (по приоритетной целевой ориентации);
- семигодичный (по продолжительности реализации);
- внутришкольный и индивидульно-педагогический (по масштабу осваиваемого образовательного пространства);
- индивидуальный (по приоритетной организационной форме обучения);
- углубленный (по уровню освоения содержания образования);
- развивающий художественную одаренность (по направленности на конечный результат).

По программе было осуществлено три выпуска со средневысокой (80%) сохранностью контингента от 1 до 7 класса.
Идея Программы – развитие творческой индивидуальности на основе сотворчества детей в музыкально-театральном пространстве.

Цель Программы – развитие и актуализация личности до выявления творческой индивидуальности средствами вокальной музыки.
 
Для осуществления поставленной цели необходимо решение следующих задач:
  • развивающие: создать условия для творческого самораскрытия, самореализации обучающихся;
  • обучающие: обучить навыкам вокального исполнительства; сформировать у обучающихся умение самостоятельно использовать полученные знания; обучить на основе полученных ЗУНов создавать яркие музыкальные образы;
  • здоровьесберегающие: создать атмосферу для психологического и духовного оздоровления личности ребенка через моделирование ситуации успеха; сформировать бережное отношение детей к своему голосу (особенно в мутационный период);
  • мотивационная: поддержать интерес к вокальному исполнительству через приобщение обучающихся к смежным видам искусств  хоровому, театральному и изобразительному.
 
Условия реализации Программы

Настоящая дополнительная образовательная Программа предназначена для преподавания предмета «Сольное пение» на отделении «Театрального искусства» «Музыкально – драматический театр» ДШИ «Весна». Она рассчитана на семь лет обучения с учетом возрастных и психологических особенностей детей от семи до четырнадцати лет. Набор детей осуществляется в возрасте от семи до девяти лет. Программа может быть использована педагогами хоровых отделений ДШИ «Весна», а также педагогами музыкально-театральных отделений для проведения занятий по предмету «Сольное пение».

Программа предусматривает работу двух возрастных уровней: 1-4 года обучения - младший; 5-7 года обучения – старший.
Кроме этого предусмотрены занятия с наиболее перспективными обучающимися – мастер-класс - 8-9 года обучения.

При организации учебного процесса используются все возможности индивидуальной формы работы.

Занятия проводятся следующим образом:
- младший школьный возраст – 0,5 часа в неделю, 18 ч. в год;
- старший школьный возраст – 1 час в неделю, 36 ч. в год;
- мастер-класс - 1 час в неделю, 36 ч. в год.

Вводный, текущий и итоговый виды контроля.

Требования Программы предусматривают вводную (первичную) диагностику, проверку изначальных, природных данных обучающихся.

Критериями отбора являются следующие параметры:
  • желание заниматься пением и участвовать в постановках музыкальных спектаклей;
  • эмоциональная отзывчивость на музыку и слово;
  • наличие музыкального слуха, чистоты интонирования;
  • уровень развития музыкальной памяти (умение запомнить и повторить небольшие мелодические обороты в диапазоне первой октавы);
  • тембр, диапазон и сила звучания голоса (диапазон должен быть от нескольких нот до октавы).
Кроме того, педагог учитывает уровень воспитанности и культуры общения диагностируемого. Вводная диагностика способствует также выяснению направления развития и обучения каждого ребенка индивидуально, в зависимости от его желания и способностей.

Данная Программа предусматривает следующий контроль.
Предполагается оценивание практической работы в классе на протяжении всего семилетнего курса обучения.
Подразумевается участие в концертах и конкурсах, в музыкальных спектаклях в течение каждого учебного года.
Осуществляются концерты-отчеты в конце I и II полугодия.
Выпускной экзамен предполагает исполнение сольного произведения, участие в выпускном концерте и музыкальном спектакле.

По окончании данного курса обучающиеся должны:
  • в достаточной степени владеть вокально-испольнительскими навыками;
  • владеть исполнительскими навыками сольного музицирования;
  • уметь анализировать музыкальное произведение (вникнуть в содержание, что и как хотел выразить композитор в своем произведении, какие музыкально-выразительные средства использовал);
  • владеть навыками работы над созданием художественного образа исполняемого произведения (осмысление образов героев, поиск их характеров, выявление конфликта, актерская выразительность, определение задачи персонажа);
  • уметь анализировать произведение изобразительного искусства (картины, рисунка, как художник раскрывает замысел, содержание, какими художественными средствами, какое настроение вызывает картина, каково отношение самого художника к замыслу);
  • иметь широкий музыкальный кругозор, формирующий нравственную и художественную культуру личности.
На основе требований программы формируются критерии оценок. Оценки выставляются по пятибалльной системе с учетом следующего:

1. Развитие индивидуальных особенностей, способностей обучающихся.
2. Отношение обучающихся к учебному процессу (старательность, настойчивость).
3. Владения вокально-исполнительскими навыками.
4. Уровень и качество исполнения произведений в ансамбле и соло.
5. Присутствие в исполнении произведений актерской выразительности.

Важным стимулом в работе с обучающимися является участие в международных проектах, городских, областных, районных мероприятиях (фестивалях, выставках, концертах, конкурсах).
 
 
Детская школа искусств "Весна"
г. Новосибирск



Яндекс.Метрика