В педагогике творчества важная роль отводится музыкальному искусству: исследования
многих ученых показывают, что музыка вызывает эмоциональный отклик у детей раньше
других искусств.
Музыка — совершенно особый, ничем другим не заменимый путь познания разнообразных
оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, настроений,
являясь одновременно и инструментом познания, осмысления и освоения прекрасного
в самой действительности, красоты и глубины человеческих чувств, отношений.
Процесс модернизации музыкального образования направлен на внедрение в практику
новых форм работы, которые не только расширяют границы предмета, но и являются
эффективным средством в формировании духовно-нравственного потенциала личности
учащегося.
Появление авторских программ и методик, стремление педагогов учреждений дополнительного
образования детей работать в режиме инновационных идей, проектирование новых форм
эстетического воспитания, создание разветвленной системы дополнительного музыкально-эстетического
образования — все это свидетельствует об осознании огромной роли искусства в формировании
человека.
Учебный курс «Слушаем музыку. Музыкальные жанры и формы» является последним, третьим звеном в трёхступенчатой серии разработок «СЛУШАЕМ
МУЗЫКУ» для 1, 2 и 3 классов детских музыкальных и общеобразовательных школ.
В предлагаемом учебнике для 3-го класса происходит знакомство с музыкальными
жанрами и формами.
В первом полугодии (уроки №№ 1 — 15) происходит освоение основных музыкальных
жанров - мессы, реквиема, кантаты, оратории, оперы, балета, квартета, концерта,
сюиты, симфонии. Как и предыдущих разработках, предлагаемый музыкальный материал
данного учебника широк по стилистике (от Дюфаи и Палестрины до Шнитке и Артёмова),
он предложен в форме занимательных рассказов о Дирижерском и его оркестре, что
продолжает сюжетную линию, начатую в учебнике для 2-го класса. Однако стилистика
рассказов несколько меняется в сторону большей информативности и серьёзности,
что продиктовано взрослением потенциальных слушателей курса.
На уроках 3-й четверти происходит знакомство с основными музыкальными формами
- миниатюрой, 3-х частной формой, рондо, вариациями, сонатной формой. Авторы особо
отмечают, что они осознанно не затрагивают в данных уроках вопросов о тональных
планах в предлагаемом музыкальном материале (что особо касается сонатной формы),
а также не предусматривают работу с нотами, что обусловлено большим объёмом нового
теоретического материала. Несмотря на то, что тональные соотношения являются важным
фактором конструкции музыкальной формы, авторами основной акцент делается на различных
способах сочетания контрастного музыкального материала, как на основополагающий
принцип конструкции форм. Однако, подача дополнительной информации по тональным
планам (как общепринятым, так и конкретным в каждом отдельном произведении), а
также привлечение к работе нотного материала вполне возможна по усмотрению педагога.
На заключительных занятиях (уроки №№ 24 - 30) происходит закрепление основного
материала по жанрам, формам (а также стилям) через разучивание учащимися партий
ударно-шумовых инструментов в «Детской симфонии» Артема Клементьева, специально
написанной для данной программы. Фонограммы симфонии, как с ударно-шумовой группой
(демонстрационная фонограмма), так и без неё (фонограмма для заключительного исполнения),
представлены в аудиоприложении.
В учебнике также впервые разработаны и включены в общий план итогово- проверочные
занятия, основой которых является «Викторина с подсказками» - прослушивание самых
ярких фрагментов с параллельным коллективным их обсуждением и повторением пройденного
материала.
Все рассказы, помещенные в учебник, принадлежат авторам и на них получены авторские
свидетельства.
Предлагаемый курс прошел апробацию в музыкальных и общеобразовательных школах
и студиях Бийска, Новосибирска, Томска.
Все уроки курса составлены в виде занимательных рассказов и историй, в которых
в увлекательной и ненавязчивой форме даны сведения о композиторах, фактах их биографий,
произведениях и многом другом.
Важнейшей методической составляющей предлагаемого курса является сюжетная цепляемость
занятий, обусловленная переходом из урока в урок одних и тех же персонажей - оркестра
Дирижерского и его музыкантов (эта линия продолжена и в заключительном учебном
курсе цикла «Слушаем музыку» для третьего класса, в котором изучаются музыкальные
жанры и формы). Это способствует не только повышению интереса к занятиям, но и
обусловливает более естественное, легкое восприятие сложного фактологического
и музыкального материала детьми.
Электронный учебный курс «Слушаем музыку. Музыкальные жанры и формы» (авторы: Виталий Владимирович и Елена Юрьевна Колодины, ДШИ «Весна», г. Новосибирск;
консультант - Робустова Л.П., кандидат искусствоведения, доцент; рецензент - Шиндин
Б.А., доктор искусствоведения, профессор (Новосибирская государственная консерватория
им. М. Глинки); электронная версия - О.А. Алейникова, ДШИ «Весна», г. Новосибирск)
содержит:
-
сценарии 30 учебных занятий,
-
задания к каждому уроку (задания для написания эссе, заготовки для рисования,
ребусы, кроссворды и другие);
-
210 аудиозаписей музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов;
-
музыкальные видеофильмы;
-
энциклопедию музыкальных форм и жанров, содержащую краткие информационные статьи;
-
биографические очерки о жизни и творчестве известных композиторов и исполнителей;
-
инструкции для работы с электронным изданием.
1. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. О диске
Первая четверть. «ОРКЕСТР ЖОРЖА В МИРОВОМ ТУРНЕ» (жанры)
УРОК №1. МЕССА В ПОДНЕБЕСЬЕ (месса, реквием).
УРОК №2. ИСТОРИЯ, КОТОРОЙ ДВЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ (пассионы).
УРОК №3. НЕПОНЯТНАЯ И ГРАНДИОЗНАЯ (оратория и кантата).
УРОК №4. ПРОВЕРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО УРОКАМ №№ 1,2,3.
УРОК №5. ЧТО У ОПЕРЫ ВНУТРИ? (оперная структура).
УРОК №6. АЛЛИЛУЙЯ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ ПАРЕ (опера).
УРОК №7. «ЖАР ПТИЦА» СТРАВИНСКОГО (балет).
УРОК №8. ПРОВЕРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО УРОКАМ № 5,6,7.
Вторая четверть.
УРОК №9. КВАРТЕТ - ЭТО СКУЧНО? (квартет).
УРОК №10. НА СТАДИОН ИЛИ В КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ? (инструм. концерт).
УРОК №11. УЧИМСЯ ТАНЦЕВАТЬ (сюита).
УРОК №12. ПРОВЕРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО УРОКАМ №№ 9,10,11.
УРОК №13. ЧТО ТАКОЕ «СИМФОНИЯ»? (строение симфонии).
УРОК №14. СИМФОНИЯ О СОГЛАСИИ (симфония).
УРОК №15. ПРОВЕРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО УРОКАМ №№ 13,14.
Третья четверть. «МУЗЫКОВЕД БОРИС БОРИСЫЧ» (формы)
УРОК №16. МИНИАТЮРА И ТРЕХЧАСТНАЯ ФОРМА.
УРОК №17. ФОРМА РОНДО.
УРОК №18. ВАРИАЦИОННАЯ ФОРМА.
УРОК №19. ПРОВЕРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО УРОКАМ №№ 16,17,18.
УРОК №20. СОНАТНАЯ ФОРМА (первое занятие).
УРОК №21. СОНАТНАЯ ФОРМА (второе занятие).
УРОК №22. ПРОВЕРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО УРОКАМ №№ 20,21.
УРОК №23. Итогово - проверочное занятие по материалу 1,2 и 3 четверти.
Четвёртая четверть. ИГРАЕМ СИМФОНИЮ.
УРОКИ № № 24 - 30. Разучивание учащимися партий ударно-шумовых инструментов
в «Детской симфонии» Артёма Клементьева и исполнение произведения, записанного
на фонограмму «-1».
2. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ И ФОРМ
Балет
Вариационная музыкальная форма
Инструментальный концерт
Кантата
Квартет
Марш
Месса
Миниатюра
Опера
Оратория
Пассионы (страсти)
Реквием
Рефрен
Речитатив
Рондо
Симфоническая музыка. Симфония
Соната. Сонатная форма
Сюита
Трио
Экспозиция
3. КОМПОЗИТОРЫ. БИОГРАФИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ
Аренский Антон Степанович
Артемов Вячеслав Петрович
Глазунов Александр Константинович
Дюфаи Гийом
Лало Эдуард Виктуар Антуан
Левитин Юрий Абрамович
Муров Аскольд Фёдорович
Новиков Анатолий Григорьевич
Палестрина Джованни Пьерлуиджи да
Пендерецкий Кшиштоф
Родриго Хоакин Видре
Россини Джоакино Антонио
Рыбников Алексей Львович
Стравинский Игорь Фёдорович
4. ЗАДАНИЯ К УРОКАМ
задания для написания эссе, заготовки для рисования и раскраски, загадки, ребусы,
кроссворды
5. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВИДЕОФРАГМЕНТЫ