Соприкосновение с многовековым опытом мирового музыкального искусства при соответствующем
педагогическом руководстве, способствует расширению культурного кругозора ребенка,
его самоактивизации, а также успешной социализации личности обучающегося.
Занятия детей на уроках специального фортепиано благоприятствует формированию
их культурного самосознания и, одновременно, толерантности, уважения к музыкально-историческому
наследию.
Актуальность данной Программы заключается в том, что ребенок в процессе изучения
основ исполнительского искусства имеет возможность сам создавать и доносить до
слушателя образ при помощи средств музыкальной выразительности и в тесном сотрудничестве
с педагогом развивать свои креативные способности.
На сегодняшний день существующие образовательные программы по предмету «Специальное
фортепиано», предложенные в качестве типовых образцов для ДМШ, к сожалению,
не всегда удовлетворяют условиям и социальному заказу современной школы искусств.
В частности, ставят перед собой узкопрофессиональные задачи – воспитание пианиста.
Кроме того, материал в предлагаемой типовой примерной программе дается несколько
сложно. Зачастую в школу приходят дети без музыкальной подготовки и даже без музыкального
инструмента.
Все вышеперечисленные причины и обстоятельства привели к необходимости создания
и педагогической целесообразности данной образовательной Программы. Программа
базируется на современных психолого-педагогических требованиях, которые легли
в основу художественного развития детей на занятиях по классу фортепиано.
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что она ставит и
решает сразу несколько задач. Последовательно воплощает педагогический принцип
от «простого - к сложному», позволяет успешно осуществлять как воспитательные,
обучающие и развивающие задачи, так и способствовать обучающемуся, успешно достигать
своих индивидуальных целей, согласно личностно – ориентированному подходу в системе
дополнительного образования.
В настоящее время наблюдается загруженность детей в общеобразовательной школе.
Тем самым уменьшается время на домашнюю подготовку к уроку. Поэтому приходится
постоянно искать новые методы, новые цели и новое содержание. Чтобы повысить
эффективность занятий по предмету «Специальное фортепиано», необходимо приблизить
обучение к запросам детей и их родителей: построить учебный процесс так, чтобы
овладение инструментом нашло практическое применение в жизни учащегося, как во
время обучения, так и после окончания школы. Научить ребенка свободно читать
с листа, подбирать по слуху мелодию с аккомпанементом, иметь репертуар и постоянно
его самостоятельно расширять, уметь отделять музыку с художественным качеством
от «ширпотреба», иметь знания по музыкальной литературе, ориентироваться в музыкальном
искусстве, знать историю музыки и композиторов.
Детская школа искусств «Весна» является учреждением дополнительного образования
детей, цели и задачи деятельности которого ориентированы на воспитание личности
ребенка и его адаптацию в современных условиях, на свободный выбор самим ребенком
видов и форм деятельности, развитие его познавательных способностей и дарований,
независимо от исходных данных. Эта ориентировка обуславливает не только образовательную
стратегию школы, но и методологические предпосылки преподавания предмета «Специальное
фортепиано».
Программа разработана на основе типовых программ по предмету «Специальное фортепиано»
в соответствии с законом РФ «Об образовании». Она предназначена для преподавания
предмета «Специальное фортепиано» на отделении музыкальных инструментов в Детской
школе искусств «Весна». Модернизация типовой программы связана с включенностью
ДШИ «Весна» в систему дополнительного образования и обусловлена следующими причинами:
1.Возможность параллельного обучения детей на 2-х отделениях школы, приводящего
к увеличению индивидуальной учебной нагрузки.
2.Отсутствием конкурсного отбора и жестких возрастных ограничений при наборе
детей на музыкальное отделение, что способствует формированию контингента учащихся
разного возраста и с разными, зачастую слабыми, исходными музыкальными данными.
3.Отсутствием у некоторых учащихся музыкального инструмента дома, что затрудняет
выполнение домашнего задания.
4.Отсутствием у большинства учащихся мотивации к продолжению профессионального
музыкального образования.
Программа учитывает региональный компонент, подразумевающий обязательное знакомство
с произведениями сибирских композиторов.
Идея программы - развитие творческой индивидуальности через практическое освоение
искусства игры на фортепиано.
Цель программы – создание условий для успешной самореализации обучающегося через
практическое освоение искусства игры на фортепиано и приобщение к исполнительскому
творчеству.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Социально – педагогические:
- повышение занятости детей в свободное время, организация полноценного досуга;
Обучающие:
- овладение навыками игры на фортепиано, организация пианистического аппарата,
координация движений;
- освоение музыкальной грамоты;
- формирование пианистических умений и навыков;
- обучение технике чтения с листа;
Развивающие:
- развитие творческих способностей и навыков, импровизация, подбор по слуху мелодии
и аккомпанемента;
- развитие музыкального слуха, чувства ритма, памяти, логического мышления,
эмоционального восприятия и воспроизведения музыки;
- развитие двигательно-моторных («технических») навыков (беглости пальцев при
свободе игрового аппарата);
Воспитательные:
- выявление и развитие артистических задатков, приобщение к концертной деятельности;
- воспитание музыкального вкуса, умения ориентироваться и воспроизводить
музыкальные произведения различных художественных стилей и эпох;
- развитие интереса учащихся к познанию, самостоятельной работе и творчеству;
Здоровьесберегающие:
- развитие позитивного отношения к занятиям, уверенности в своих силах;
- развитие творческого потенциала, как основы дальнейшего становления личности;
Профессионально – ориентационные:
- формирование специальных знаний и умений, необходимых для поступления в средние
и высшие музыкальные учебные заведения;
- поддержка и развитие талантливых детей.
Программа предполагает тесную взаимосвязь процесса обучения игре на фортепиано
с различными музыкально – теоретическими дисциплинами: сольфеджио, музыкальная
литература, хор. Форма занятий на музыкальном отделении по классу «Специальное
фортепиано» - индивидуальная.
Допускаются коллективные формы занятий:
- концерты, экзамены, зачеты, где присутствуют обучающиеся и педагоги отделения;
- коллективные посещения концертов филармонии и консерватории.
Срок реализации программы – 7 лет. Возраст обучающихся – от 5 до 16 (17) лет.
Объем курса одного года обучения – 72 часа (из расчета 2 академических часа в
неделю).