Школа искусств
Школа искусств
Школа искусств

Версия для слабовидящих

Специальное фортепиано


 
 

В настоящее время задачи приобщения детей к музыкальному искусству привлекают к себе внимание все большего числа педагогов-музыкантов, педагогов-психологов. Музыкальное исполнительство, безусловно, оказывает благотворное влияние на ребенка в процессе его воспитания и развития в системе дополнительного образования. Изучение музыкального искусства служит познанию мира, всестороннему гармоническому развитию и духовному обогащению ребенка, помогая творить и создавать.

Соприкосновение с многовековым опытом мирового музыкального искусства при соответствующем педагогическом руководстве, способствует расширению культурного кругозора ребенка, его самоактивизации, а также успешной социализации личности обучающегося.   

 Занятия детей на уроках специального фортепиано благоприятствует формированию их культурного самосознания и, одновременно, толерантности, уважения к музыкально-историческому наследию.

Актуальность данной Программы заключается в том, что ребенок в процессе изучения основ исполнительского искусства имеет возможность сам создавать и доносить до слушателя образ при помощи средств музыкальной выразительности и в тесном сотрудничестве с педагогом развивать свои креативные  способности.

 На сегодняшний день существующие  образовательные программы по предмету «Специальное фортепиано»,  предложенные  в качестве типовых образцов для ДМШ, к сожалению, не всегда удовлетворяют условиям и социальному заказу современной школы искусств. В частности, ставят перед собой узкопрофессиональные задачи – воспитание пианиста. Кроме того, материал в предлагаемой типовой примерной программе дается несколько сложно. Зачастую в школу приходят дети без музыкальной подготовки и даже без музыкального инструмента.

Все вышеперечисленные причины и обстоятельства привели к  необходимости создания  и педагогической целесообразности данной образовательной Программы. Программа базируется на современных психолого-педагогических требованиях, которые легли в основу художественного развития детей на занятиях по классу фортепиано. 

Новизна данной образовательной программы заключается в том, что она ставит и решает сразу несколько задач. Последовательно воплощает педагогический принцип  от «простого -  к сложному»,   позволяет успешно осуществлять как воспитательные, обучающие и развивающие задачи, так и способствовать обучающемуся, успешно достигать своих индивидуальных целей, согласно личностно – ориентированному подходу в системе дополнительного образования.

В настоящее время наблюдается загруженность детей в общеобразовательной школе. Тем самым уменьшается время на домашнюю подготовку к уроку. Поэтому приходится постоянно  искать новые методы, новые цели и новое содержание.     Чтобы повысить эффективность занятий по предмету «Специальное фортепиано»,    необходимо приблизить обучение к запросам детей и их родителей: построить учебный процесс так, чтобы овладение инструментом нашло практическое применение в жизни учащегося,  как во время обучения,  так и после окончания школы.  Научить ребенка свободно читать с листа, подбирать по слуху мелодию с аккомпанементом, иметь репертуар и постоянно его самостоятельно расширять, уметь отделять музыку с художественным качеством от «ширпотреба», иметь знания по музыкальной литературе, ориентироваться в музыкальном искусстве, знать историю музыки и композиторов.

  Детская школа искусств «Весна» является учреждением дополнительного образования детей, цели и задачи деятельности которого  ориентированы на воспитание личности ребенка и его адаптацию в современных условиях,  на свободный выбор самим ребенком видов и форм деятельности, развитие его познавательных способностей и дарований, независимо от исходных данных. Эта ориентировка обуславливает не только образовательную стратегию школы, но и методологические предпосылки преподавания предмета «Специальное фортепиано».

Программа разработана на основе типовых  программ по предмету «Специальное фортепиано» в соответствии с законом РФ «Об образовании». Она предназначена для преподавания  предмета «Специальное фортепиано» на отделении музыкальных инструментов в Детской школе искусств «Весна». Модернизация типовой программы связана с включенностью ДШИ «Весна» в систему дополнительного образования и обусловлена следующими причинами:

1.Возможность параллельного обучения детей на 2-х отделениях школы, приводящего к увеличению индивидуальной учебной нагрузки.
2.Отсутствием конкурсного отбора и жестких возрастных ограничений при наборе детей на музыкальное отделение, что способствует формированию контингента учащихся разного возраста  и с разными, зачастую слабыми, исходными музыкальными данными.
3.Отсутствием у некоторых учащихся музыкального инструмента дома, что затрудняет выполнение домашнего задания.
4.Отсутствием у большинства учащихся мотивации к продолжению профессионального музыкального образования. 
 

Программа учитывает региональный компонент, подразумевающий обязательное знакомство с произведениями сибирских композиторов.

Идея программы - развитие творческой индивидуальности через практическое освоение искусства игры на фортепиано.
Цель программы – создание условий для успешной самореализации обучающегося через практическое освоение искусства игры на фортепиано и приобщение к исполнительскому творчеству.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Социально – педагогические:
- повышение занятости детей в свободное время, организация полноценного досуга;

Обучающие:
- овладение навыками игры на фортепиано, организация пианистического аппарата, координация движений;
-  освоение музыкальной грамоты;
-  формирование пианистических умений и навыков;
-  обучение технике чтения с листа;

Развивающие:
- развитие творческих способностей и навыков, импровизация, подбор по слуху мелодии и аккомпанемента;
- развитие музыкального слуха, чувства ритма, памяти,  логического мышления, эмоционального восприятия  и воспроизведения музыки;
- развитие двигательно-моторных («технических»)  навыков (беглости пальцев при свободе игрового аппарата);

Воспитательные:
- выявление и развитие артистических задатков, приобщение к концертной деятельности;
- воспитание музыкального вкуса, умения ориентироваться и воспроизводить            музыкальные произведения  различных художественных стилей и эпох;
- развитие интереса учащихся к познанию, самостоятельной работе и творчеству;

Здоровьесберегающие:
- развитие  позитивного  отношения к занятиям, уверенности в своих силах;
- развитие творческого потенциала,  как основы  дальнейшего становления личности;

Профессионально – ориентационные:
- формирование специальных знаний и умений, необходимых для поступления в средние и высшие музыкальные учебные заведения;
- поддержка и развитие талантливых детей.
 

Программа предполагает тесную взаимосвязь процесса обучения игре на фортепиано с различными музыкально – теоретическими дисциплинами: сольфеджио, музыкальная литература, хор.  Форма занятий на музыкальном отделении по классу «Специальное фортепиано» -  индивидуальная. 
 
Допускаются коллективные формы занятий:
-  концерты, экзамены, зачеты, где присутствуют обучающиеся и педагоги отделения;
-  коллективные посещения концертов филармонии и консерватории. 

Срок реализации программы – 7 лет. Возраст обучающихся – от 5 до 16 (17) лет.
Объем курса одного года обучения – 72 часа (из расчета 2 академических часа в неделю).

 


Детская школа искусств "Весна"
г. Новосибирск



Яндекс.Метрика