Школа искусств
Школа искусств
Школа искусств

Версия для слабовидящих

Сольфеджио

 
На музыкально-театральном отделении ДШИ «Весна» одной из дисциплин, способствующих  музыкально-эстетическому воспитанию обучающихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, является сольфеджио. Уроки сольфеджио  воспитывают у детей любовь к народной музыке, творчеству русских композиторов-классиков, развивают их музыкальные данные, знакомят  с теоретическими основаниями музыкального искусства, помогают выявлению и развитию творческих способностей обучаемых.

 Сольфеджио – дисциплина, призванная научить детей грамотному, осмысленному восприятию музыки, познакомить их с элементарной теорией музыки и на этой основе решить проблему беглого пения по нотам – одну из важнейших практических  задач музыкального образования. Занятия сольфеджио развивают у детей музыкальную память, вырабатывают точную интонацию, укрепляют чувство ритма и формы, помогают овладевать знаниями и навыками, необходимыми на занятиях по хору, фортепиано, вокалу.

В основу данной  Программы положена программа по сольфеджио для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования (сост. Калужская  М., 1984), рекомендованная Министерством культуры.

 Данная Программа курса сольфеджио включает следующие разделы:

 - вокально-интонационные навыки;
 - сольфеджирование и пение с листа;
 - воспитание чувства метроритма;
 - воспитание музыкального восприятия (анализ на слух);
 - музыкальный диктант;
 - воспитание творческих навыков;
 - теоретические сведения.

 Гармоничное развитие музыкального слуха, музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления обучаемых в классе сольфеджио может быть осуществлено лишь в том случае если все виды деятельности, предусмотренные программой, будут находиться между собой в тесной взаимосвязи.

 Теоретические знания, получаемые обучающимися в процессе занятий, должны быть связаны с практическими навыками. Главной целью музыкального образования является исполнительство, но в отличие от специализированных музыкальных заведений на музыкально-театральном отделении ДШИ «Весна»  не ставится цель подготовки профессиональных музыкантов. Не все дети на отделении обучаются игре на фортепиано, но все занимаются хоровым исполнительством и овладевают музыкальной грамотой. Это во многом  определяет особенности построения предмета сольфеджио.

 Тип данной программы определяется следующим образом:

• модифицированный (по форме);
• сквозной (по возрасту – младший – старший);
• образовательно-обучающий (по приоритетной целевой ориентации);
• семигодичный (по продолжительности реализации);
• внутришкольный и индивидуально-педагогический (по масштабу осваиваемого образовательного пространства);
• коллективно-групповой (по приоритетной организационной форме обучения);
• углубленный (по уровню освоения содержания образования);
• развивающий художественную одаренность (по направленности на конечный результат).
 
Цель данной программы – воспитать музыкально грамотного   певца хора, владеющего навыками вокального интонирования, сольфеджирования, имеющего развитый слух, музыкальную память. Сформировать у обучающихся общую музыкальную культуру и живой интерес к музыкальному искусству.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1. Обучающие:
 
• обучить вокальному интонированию, сольфеджированию;
• освоить теоретические знания по музыкальной грамоте;
• научить анализировать  строение музыкального произведения  (фразировку, темброво-динамическое  развитие).
 
2. Развивающие:
• развить ладоинтонационный, гармонический,   метроритмический слух;
• развить музыкальную память, внимание, чувство ритма;
• развить эмоциональную восприимчивость.

3. Воспитательные:
• воспитать дисциплинированность, ответственность, целеустремленность;
• воспитать доброжелательность, внимательность к окружающим, поддержку, коммуникабельность;
• активизировать мыслительную деятельность.

4. Здоровьесберегающие:
• развить позитивное отношение к занятиям, уверенность в своих силах;
• развить творческий потенциал, как основу  дальнейшего становления личности.

5. Мотивационные:
• сформировать устойчивый интерес к музыкальному искусству.
 
 Данная программа рассчитана на семь лет обучения с учетом возрастных особенностей детей от семи до четырнадцати лет, может быть использована педагогами хоровых и музыкально-театральных отделений ДШИ «Весна».
 Настоящая образовательная программа предусматривает работу двух возрастных  уровней:  младший – 1-3 классы, старший – 4-7 классы.

Занятия проходят в группах от 6 до 15 человек. 
1-3 классы - один раз в неделю по 1 часу         (36 часов в год).
4-7 классы - один раз в неделю по 1,5 часа      (54 часа в год).

Требования программы предусматривают вводную (первичную) диагностику (музыкальная память, слух, ритм).

 Постоянная фронтальная работа со всей группы позволяет педагогу осуществить беглый текущий опрос всех обучаемых на каждом уроке. Периодически необходим более подробный индивидуальный опрос обучающихся. Для закрепления пройденного материала, проверки его освоенности в конце каждого месяца проводится контрольная работа по пройденному материалу. В конце 4 и 7 классов обучающиеся сдают экзамен.

 В опрос на контрольных уроках входят следующие направления
 
1. Устная часть:
• пение в ладу;
• пение интервалов, аккордов;
• пение мелодий из пройденного материала;
• чтение с листа;
• теория
2. Письменная часть:
• слуховой анализ;
• построение аккордов, интервалов;
• диктант.

 Каждый вид работы оценивается по пятибалльной системе с учетом особенностей, способностей обучаемых.
 Оценка    «5»   -    задание выполнено самостоятельно без ошибок.
 Оценка «4» - задание выполнено с одной, двумя ошибками, исправленными самостоятельно.
 Оценка  «3» и ниже – задание выполнено с тремя и более ошибками, ребенок не может исправить ошибки самостоятельно.

 По окончании данного семилетнего курса обучающиеся должны приобрести и целый ряд практических навыков:
•   уметь правильно и интонационно точно петь выученную или незнакомую мелодию;
•   подбирать по слуху несложную мелодию и аккомпанемент к ней;
•    анализировать на слух, а также по нотному тексту несложные музыкальные произведения или отрывки.
 
 
 
 
Детская школа искусств "Весна"
г. Новосибирск



Яндекс.Метрика