В исполнительской практике и процессе восприятия музыкальных произведений, каждый
ребенок открывает в себе общечеловеческую способность эстетического отношения
к миру. Безусловно, развитие «эстетического отношения» само по себе не решит все
конкретные задачи воспитания человека, это произойдет лишь опосредованным образом
под воздействием многих факторов. Но раннее пробуждение эстетических чувств создает
общую духовно-нравственную основу для формирования личности.
Забота о становлении и раскрытии личностных качеств ребенка гармонирует с любым
учебным предметом, но в значительной мере касается художественно-эстетического
цикла: литературы, музыки, живописи. Именно эти дисциплины в силу специфики их
содержания способны формировать внутренний мир растущего человека. Понятно также,
что без комплексного использования всех средств эстетического воспитания (искусство,
окружающая среда, творческая деятельность) и интеграции содержания общих гуманитарных
предметов – сложная и социально важная задача формирования личности вряд ли достижима.
Основная цель музыкального воспитания состоит в том, чтобы научить ребенка эмоционально,
«адекватно» художественному содержанию воспринимать музыкальные сочинения, а,
следовательно, «научить мыслить на языке искусства музыки». Во всех звеньях музыкального
образования это «сверхзадача» решается комплексно, но в первую очередь, целенаправленно
на занятиях по музыкальной литературе.
В рамках данного курса, у обучающихся формируется навык осознанного эмоционального
восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, а также умение
грамотно излагать свои впечатления о них. Таким образом, Музыкальная литература
представляется тем самым предметом, который в большей степени способствует расширению
слушательской аудитории, воспитывает ее эстетический вкус и потребности.
Основными целями программы являются:
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактика асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения,
творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и
отечественной культуры;
- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития
личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья ребенка.
В программе определены следующие задачи:
Обучающие:
• формирование интереса к различным знаниям о музыке (сведения об эпохе, условиях
возникновения и исполнения, факты из биографии композитора, смысл сюжета, трактовка
драматургии);
• формирование навыков определения на слух принадлежности произведения к определенной
эпохе и стилю, жанровой принадлежности;
• освоение практических навыков анализа музыкальных произведений;
• усвоение стилистических признаков, связанных с проявлением в произведении влияния
того или иного направления музыкального искусства;
• приобретение знаний о народности музыкального искусства;
• приобретение знаний о традициях и новаторстве в творчестве композиторов;
• приобретение знаний о роли и месте музыки в жизни человеческого общества;
Воспитательные:
• воспитание личных качеств, необходимых как при обучении музыке, так и в жизни
- трудолюбия, усидчивости и добросовестного отношения к занятиям;
• подготовка активных слушателей и пропагандистов музыки;
• формирование духовно-нравственной культуры обучающихся посредством приобщения
к шедеврам классической музыки;
• формирование эмоциональной отзывчивости;
• формирование музыкальной культуры обучающихся;
• формирование представления о музыкальном искусстве как неотъемлемой части духовной
жизни людей;
Развивающие:
• формирование музыкального кругозора, эстетического вкуса;
• интеллектуальное развитие через образное мышление посредством ознакомления
с большим объемом музыкальных произведений;
• развитие умения соотносить разные виды искусств;
• формирования опыта творческой и познавательной деятельности;
Срок реализации программы –4 года. Возраст обучающихся – от 10(11) лет до 16
(17) лет. Объем курса одного года обучения – 36 часов (из расчета 1 академический
час в неделю).
|