Главная задача современного обучения и воспитания детей состоит не только в формировании
необходимых знаний, умений и навыков, привития общечеловеческих ценностей, норм
поведения, но и в обеспечении адаптации ребенка, как к окружающему миру, так и
к обучающей среде. Вот некоторые проблемы развития ребенка, обусловленные неэффективно
организованным школьным обучением:
страх самовыражения;
страх ситуации проверки знаний;
общая тревожность в школьных ситуациях;
переживание социального стресса;
низкая физиологическая сопротивляемость стрессу;
страх перед нереализацией потребности в достижении успеха.
Хоровые занятия помогают в гармонизации отношений ребенка с окружающим миром
через собственное творчество.
Занятия хоровым пением способствуют формированию таких личных качеств как отношение
к труду, природе, людям, потребность и готовность к эстетической певческой деятельности,
поддерживают стремление к высоким нравственным идеалам. Хоровое пение – это коллективное
музицирование в атмосфере творчества, взаимопомощи, ответственности каждого из
обучающихся за результаты общего дела.
Именно такая атмосфера способствует формированию личности ребенка, помогает ему
поверить в свои силы, воспитывает чувство товарищества, чувство коллективизма
и патриотизма.
Хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности
детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения
хоровым исполнительским искусством.
В работе над развитием образного мышления представлены и функционирует различные
психические процессы: восприятие, память, представление, воображение. Весь познавательный
процесс требует от ребенка специальных действий, благодаря которым внимание, память,
воображение приобретают выраженный преднамеренный характер. Ребенок специально
организует себя, развивается его воля.
Увлеченность хоровым творчеством практически исключает утомление и нервную перегрузку.
Занятия дают ребенку реальную возможность доверительно общаться с педагогом, причем
так, чтобы обеспечить его (ребенка) эмоциональную «открытость». Здесь же поощряется
любое проявление самостоятельности, инициативы, творчества, любой проблеск желания
варьировать, искать, у ребенка развивается смелость, раскованность мышления.
Воспитание эстетических чувств, идеалов, личных качеств обучающихся средствами
вокально-хорового исполнительства – мощный фактор формирования мировоззрения личности.
Огромное влияние на развитие общей эмоциональности, музыкальности, на воспитание
личности обучающихся оказывает тщательная работа над художественным образом исполняемого
произведения, выявление его идейно-эмоционального смысла, что является одним из
важнейших факторов мотивации детей к учебной деятельности.
Вокально-хоровая музыка связана со словом и поэтическим текстом. Здесь происходит
процесс интеграции музыки и слова, музыкального творчества и литературы. Разучивание
и исполнение вокально-хоровых произведений расширяет кругозор в области литературы,
углубляет знание, причем без фиксированных самим ребенком усилий.
Знакомство с музыкой различных эпох, жанров позволяет ребенку погрузиться на
эмоциональном уровне в историческую ретроспективу, дает возможность ознакомить
ребенка с исторической действительностью, жизнью и бытом других эпох и культур.
Хоровая музыка создает условия для более полного погружения обучающихся в литературный
и поэтический текст, расширяет глубину восприятия художественной литературы, расширяет
воображение обучаемых, помогает избежать односторонности в изучении литературного
текста.
Однако, работая с детским хоровым коллективом, современный педагог неизбежно
сталкивается со следующей проблемой. В младшем школьном возрасте дети непосредственны
и обаятельны, выступая на сцене, они чувствуют и ведут себя естественно и интуитивно.
Но подчас, уже в конце младшего школьного возраста, подобная непосредственность,
как правило, исчезает, появляются психологические зажимы, связанные с боязнью
зрительного зала, страхом проявить себя, возникает неуклюжесть движений, неумение
выразить свои чувства.
Исходным пунктом в решении этой проблемы для данной Программы стала работа над
интонацией художественно-музыкального образа. Именно интонация как носитель смысла
побудила к оживлению образа и театрализации. Работа над интонацией художественного
образа привела к тому, что песни преобразуются в мини-спектакли. У детей возникает
интерес к созданию продолжительных музыкальных спектаклей.
К сожалению, типовая программа по хору (сост. В.С. Попов, Л.В. Тихеева, М.Р.
Иодко, П.В. Халабузарь, 1988 г.) не предусматривает развитие навыков театральной
игры. В ней не хватает синестезийных связей, необходимых для создания интонационного
образа вокально-хоровых произведений, не хватает привлечения к созданию художественного
образа разных модальностей восприятия: зрительной, тактильной и двигательной,
которые могут сделать работу над хоровым произведением более насыщенной и интенсивной.
Это, в свою очередь, способствует наиболее полному удовлетворению потребностей
и возможностей обучающихся повышению, заинтересованности в обучении, развитию
эстетических взглядов, воспитанию правильного понимания прекрасного в действительности
и потребности участвовать в процессах созидания прекрасного в искусстве и жизни.
Наше время диктует искусству и жизни новую эстетику, новые формы своего выражения
и проявления, прежде всего, такие как яркость и зрелищность (время шоу-представлений).
Соответственно, у нового поколения возникают другие требования, меняется социальный
заказ современного общества в целом. Родители сегодня стремятся дать детям творческое,
гармоничное и всестороннее развитие. Из-за этого, во всех видах деятельности,
предлагаемых изучению и освоению в данной Программе обнаруживает себя стремление
к комплексности и интеграции, взаимодействию искусств, синестезии. В Программе
реализована идея создания единого музыкально-театрального пространства - пространства,
основанного на взаимодействии хорового, театрального, а также изобразительного
видов искусств.
Практика показывает, что такая интеграция особенно учитывает потребности, интересы,
возможности и накопленный жизненный опыт детей. Обучение в музыкально-театральном
пространстве активно будит воображение ребенка, превращает учебный процесс в яркое,
радостное переживание, обеспечивает главное - деятельное состояние психики ребенка.
Музыка учит «слушать» и «слышать», живопись учит «смотреть» и «видеть». Привлечение
к работе над вокально-хоровыми произведениями репродукций картин известных художников,
иллюстраций к детским сказкам и рассказам дает возможность видеть музыкальные
образы. Рассматривая яркие образы книжных иллюстраций произведений живописи,
ребенок учится видеть, что и как изобразил художник в рисунке, учится понимать
взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными средствами (цвет,
форма, композиция, движение, мимика, поза, жест). Дети определяют, каково отношение
художника к содержанию произведения, учатся рассказывать об эмоциональных ассоциациях,
возникающих от восприятия произведений искусства. Восприятие музыки становится
эмоционально насыщенней, а это – духовный заряд для детского творчества.
Идея Программы – развитие творческой индивидуальности на основе сотворчества
детей в музыкально-театральном пространстве.
Цель Программы – развитие и актуализация личности до выявления творческой индивидуальности
средствами вокально-хоровой музыки и музыкально-театрального искусства для подготовки
к успешной самореализации в современном социуме. Для осуществления поставленной
цели необходимо решение следующих задач:
развивающие:
• создать условия для творческого самораскрытия, самореализации обучающихся;
• поставить ребенка в позицию участника активного сотворчества;
• помочь раскрыть обучающимся себя и своих возможностей через участие в ярких
и зрелищных хоровых программах и музыкальных спектаклей;
• развить навыки вокально-хорового и актерского мастерства;
• вывести ребенка на доступный ему уровень развития, соответствующий его личностно-индивидуальным
способностям;
• расширить общий культурный кругозор.
обучающие:
• обучить навыкам хорового и театрального исполнительства;
• сформировать у обучающихся умение самостоятельно использовать полученные знания;
• обучить на основе полученных знаний, умений и навыков создавать яркие музыкальные
образы;
воспитательные:
• воспитать способность адаптироваться в коллективе;
• воспитать ответственности за решение общих творческих задач в работе над музыкальным
произведением;
здоровьесберегающие:
• устранить страхи и психологические зажимы, тормозящие процесс творческой активности
обучающихся;
• создать атмосферу для психологического и духовного оздоровления личности ребенка
через моделирование ситуации успеха;
• сформировать бережное отношение детей к своему голосу (особенно в мутационный
период);
мотивационная: поддержать интерес к хоровому исполнительству через приобщение
обучающихся к смежным видам искусств - театральному и изобразительному.
Условия реализации Программы.
Настоящая дополнительная образовательная Программа предназначена для преподавания
предмета «Хор» на музыкально-драматическом отделении ДШИ «Весна». Она рассчитана
на семь лет обучения с учетом возрастных и психологических особенностей детей
от семи до четырнадцати лет. Набор детей осуществляется в возрасте от семи до
девяти лет. Программа может быть использована педагогами хоровых отделений ДШИ,
а также педагогами отделений театрального и музыкального искусства отделений для
работы с хором.
Программа предусматривает работу двух возрастных уровней: 1-4 года обучения -
младший хор; 5-7 года обучения – старший хор.
При организации учебного процесса целесообразно руководствоваться возможностями
коллективных форм занятий (сводный хор, старшая и младшая хоровые группы), координируя
их с групповыми (ансамбли) и индивидуальными, поскольку пение солистов в хоре
является обязательным условием (см. программу по предмету «Вокал»).
Занятия проводятся следующим образом:
- младший хор – 2 часа в неделю, 72 ч. в год;
- старший хор – 3 часа в неделю, 108 ч. в год.
Занятия проходят в режиме 2 раза в неделю. Одна группа включает от 10 до 15 человек.
Требования Программы предусматривают вводную (первичную) диагностику, проверку
изначальных, природных данных обучающихся.
Критериями отбора являются следующие параметры:
- желание заниматься пением и участвовать в постановках музыкальных спектаклей;
- эмоциональная отзывчивость на музыку и слово;
- наличие музыкального слуха, чистоты интонирования;
- уровень развития музыкальной памяти (умение запомнить и повторить небольшие
мелодические обороты в диапазоне первой октавы);
- тембр, диапазон и сила звучания голоса (диапазон должен быть от нескольких
нот до октавы).
Кроме того, педагог учитывает уровень воспитанности и культуры общения диагностируемого.
Вводная диагностика способствует также выяснению направления развития и обучения
каждого ребенка индивидуально, в зависимости от его желания и способностей.
Данная Программа предусматривает следующий контроль:
Предполагается оценивание практической работы в классе, и проверку выполнения
домашних заданий на протяжении всего семилетнего курса обучения.
Подразумевается участие в хоровых концертах и конкурсах, в музыкальных спектаклях
в течение каждого учебного года.
Также осуществляется индивидуальная сдача хоровых партий в середине и конце каждого
полугодия, концерты-отчеты в конце I и II полугодия.
Выпускной экзамен предполагает исполнение сольного произведения, участие в выпускном
хоровом концерте и музыкальном спектакле.
По окончании данного курса обучающиеся должны:
- в достаточной степени владеть вокально-хоровыми навыками одноголосного пения
и многоголосия;
- владеть исполнительскими навыками сольного и коллективного музицирования;
- уметь анализировать музыкальное произведение (вникнуть в содержание, что и
как хотел выразить композитор в своем произведении, какие музыкально-выразительные
средства использовал);
- владеть навыками работы над созданием художественного образа хорового произведения
(осмысление образов героев, поиск их характеров, выявление конфликта, актерская
выразительность, определение задачи персонажа);
- уметь анализировать произведение изобразительного искусства (картины, рисунка,
как художник раскрывает замысел, содержание, какими художественными средствами,
какое настроение вызывает картина, каково отношение самого художника к замыслу);
- иметь широкий музыкальный кругозор, формирующий нравственную и художественную
культуру личности.
На основе требований программы формируются критерии оценок. Оценки выставляются
по пятибалльной системе с учетом следующего:
1. Развитие индивидуальных особенностей, способностей обучающихся.
2. Отношение обучающихся к учебному процессу (старательность, настойчивость).
3. Владения вокально-хоровыми навыками.
4. Уровень и качество исполнения произведений в ансамбле и соло.
5. Присутствие в исполнении произведений актерской выразительности.
Важным стимулом в работе для обучающихся является участие коллектива в международных
проектах, городских, областных, районных мероприятиях (фестивалях, выставках,
концертах, конкурсах).