Ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию и других специфических
способностей обучающегося - музыканта: музыкального слуха, чувства ритма, памяти,
двигательно-моторных (технических) навыков. Развитие этих способностей может иметь
место при различных видах музыкальной деятельности – прослушивании музыки, изучении
музыкально-теоретических дисциплин, но особо эффективно, когда обучающийся собственноручно
оперирует с материалом.
Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность,
ответственность, дисциплинированность, целеустремлённость, коллективизм.
Игра на фортепиано в четыре руки – это вид совместного музицирования, которым
занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения
инструментом, занимаются и поныне. Полученные на занятиях знания и умения должны
помочь обучающимся в занятиях по предметам «Сольфеджио», «Специальное фортепиано»,
«Музыкальная литратура».
Когда ребенок впервые получат удовлетворение от совместной работы, почувствуют
радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки – можно считать,
что занятия в классе дали принципиально важный результат.
Новизной данной образовательной Программы является стремление уйти от единообразия
и усредненности в построении образовательного процесса. При этом необходимо отметить,
что для обучающихся средних способностей, игра в ансамбле становится, нередко,
единственной возможностью участвовать в концертном выступлении, что, несомненно,
способствует воспитанию устойчивого интереса к обучению. В ансамбле у детей быстрее
развивается мышление и воображение, понятие звукового баланса, формируется находчивость
и сообразительность. Необходимость считаться с партнером тренирует быстроту реакции.
Более слабый обучающийся «подтягивается», более сильный – облагораживает игру
в ансамбле, порой в ущерб своим музыкальным амбициям, учится подчиняться единому
замыслу и игра обоих обучающихся становятся единым целым.
Срок реализации программы – 6 лет. Возраст обучающихся – от 7(8) лет до 16 (17)
лет. Объем курса одного года обучения – 18 часов (из расчета 0,5 академических
часа в неделю).
Цели и задачи
Обучение в классе фортепианного ансамбля преследует те же цели, что и обучение
в классе специального фортепиано – развитие интереса и любви к своему инструменту,
к музыке и музицированию через популяризацию лучших образцов классической и современной
музыки.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Образовательные:
• научить детей навыкам игры в ансамбле;
• обучить чувству единой метрической пульсации при коллективном исполнении;
• научить единому динамическому слышанию;
• обучить грамотному прочтению музыкального текста;
• обучить умению слушать партнера, уметь координировать свои исполнительские
действия с ним;
Развивающие:
• расширить музыкальный кругозор обучающихся;
• развить интерес к музицированию;
• развить музыкальную память, чувство ритма, двигательно-моторные («технические»)
навыки;
• сформировать звуковысотные представления, развитый гармонический слух и полифоническое
мышление;
• сформировать отношение к темброво-динамическому исполнению музыки;
• сформировать способность к дальнейшему самостоятельному и грамотному освоению
музыкальных произведений.
Воспитательные:
• воспитать доброжелательность, внимательность к окружающим, поддержку, коммуникабельность;
• воспитать исполнительскую выразительность и навыки коллективного музицирования;
• привить интерес к творчеству;
• расширить кругозор обучающихся через всестороннее и широкое знакомство с музыкальными
произведениями различных художественных стилей и эпох;
• сформировать художественный вкус.
Здоровьесберегающие:
• создать условия психологического комфорта для устранения страха и волнения
перед эстрадным выступлением;
• развить позитивное отношение к занятиям, уверенность в своих силах;
• развить творческий потенциал, как основу дальнейшего становления личности.
Мотивационные:
• привить обучающимся желание участвовать в концертных выступлениях;
• сформировать устойчивый интерес к музыкальному искусству.