Предмет «Вокал» направлен на развитие у детей творческих навыков, эмоциональной
отзывчивосни, а также развития голосового аппарата, индивидуальных музыкальных
способностей, музыкального мышления, развитие чёткой дикции.
Обучение пению – это не только обучение вокальному виду музыкального искусства.
В процессе обучения пению развивается детский голос, а также решаются воспитательные
задачи, связанные с формированием личности обучающегося.
Среди многочисленных средств воздействия ни детское сердце важное место занимает
песня так как, исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают
свои чувства, учатся слышать окружающий мир, постигая тем самым мир музыкальных
звуков. Пение как активная исполнительская музыкальная деятельность помогает детям
выражать свои впечатления, свое отношение к миру.
Немаловажную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. Существует множество
приемов и методик для его развития. Опираясь на методику А.С. Стрельниковой, можно
отметить, помимо развития певческого аппарата, еще и улучшение самочувствия ребят,
повышение настроения, что очень важно в педагогическом процессе.
Также уделяется на уроке пения много внимания дикции. Следовательно, у ребят
начинает активно развиваться артикуляционный аппарат.
Исходя из вышеперечисленных аргументов, указывающих на важность пения в развитии
личности, можно сделать вывод, что следует уделить внимание созданию условий для
гармоничного саморазвития через приобщение к основам вокального искусства.
Задачи:
Развивать у детей творческие навыки, эмоциональную отзывчивость, а также развить
голосовой аппарат, индивидуальные музыкальные способности, музыкальное мышление,
развивать четкую дикцию, добиваясь близкой, светлой, активной подачи звука.
Знакомить детей с разнообразной по жанрам музыкой. Учить детей рассуждать о музыке,
анализировать происходящие музыкальные ситуации на уроках.
Опираемся она на вокальные методики следующих авторов: Емельянова В.В., Стуловой
Г.П., Стрельниковых А.С. и А.Н – в распевках. В работе над вокальными произведениями,
ансамблем опора на методики Юдиной Е.И., Орловой Т.М., Бекиной С.И., Жуковой Р.И.
Возраст детей – от 7 до 13 лет. Срок обучения – 4 года обучения.
Занятия проходят в индивидуальной форме 2 часа в неделю, т.е. 72 часа в год.
За 4 года обучения ученик должен научиться правильно, качественно пользоваться
вокальным голосом, петь внятно и эмоционально (т.е. точно интонировать, правильно
используя вокальное дыхание, четко и понятно выговаривать текст песен без ущерба
фразировке произведения), уметь слушать своего партнера.
Проверка итогов работы проводится в конце каждой четверти – это контрольный урок; в конце каждого учебного
года – зачет. На зачете ребята должны показать, какими техническими приемами вокала
они овладели, насколько выросли в эмоциональном музыкальном плане.
Два направления вокального искусства – классический и эстрадный вокал ведут, соответственно, специалисты по академической или эстрадной форме пения.
В том и другом случае дети имеют широкие возможности выступать на сценических
площадках города, петь не только с аккомпаниментом фортепиано, но и на современной
профессиональной аппаратуре, с микрофонами, усилителями, и с записью-аранжировкой
аккомпанимента на синтезаторе (с так называемой «минусовкой»).
Критерии оценки:
1. На отличную оценку ребенок должен чисто интонировать, хорошо знать учебный
материал, четко и быстро выполнять требования педагога, исполнять песни эмоционально,
следя за фразировкой.
2. На «хорошо» ребенок должен эмоционально исполнять песни, четко и ясно выговаривая
текст; быстро выполнять требования педагога.
3. На «удовлетворительно» ребенок должен выполнять требования педагога, знать
учебный материал наизусть.
Неудовлетворительный балл ставится при невыполнении требований педагога.
Форма занятий – урок, который проходит в следующем порядке: просматривание музыкальных произведений,
после чего следует распевка – работа над голосовым аппаратом (работа над дыханием,
т.е. упражнения на дыхание; упражнения для артикуляционного аппарата – работа
над гласными, согласными звуками; упражнения для голосового аппарата).
После распевания следует работа над разучиванием нового материала. Здесь ведется
работа над музыкальной грамотой, интонированием; сюда же входит слуховой, ансамблевый
анализ.
Далее идет следующий раздел урока – повторение материала прошлых занятий, ведется
работа над художественно-сценическим образом, также проводится и ансамблевая работа.
|