Народно-сценический танец является одним из главных предметов специального цикла хореографических дисциплин, расширяя и обогащая исполнительские возможности обучающегося. Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа.
Проходя курс народно-сценического танца, обучающиеся овладевают разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, развивают готовность в любую минуту и с одинаковым успехом исполнить всякий танец, будь то испанский, чечётка, украинский гопак или занимательная итальянская тарантелла.
Важнейшей задачей всего курса обучения является воспитание эмоциональной выразительности исполнения, точная передача национального стиля и манеры народного танца.
Предмет рассчитан на 5 лет обучения. 1-й год обучения – 36 часов в год, 1 раз в неделю по 1 часу. 2-ой,3-й, 4-й, 5-й год обучения – 72 часа в год, 1 раз в неделю по 2 часа. Возраст детей – 9-14 лет.
Формы контроля: открытые уроки к концу учебного года. Экзамены предусмотрены после 3-его и 5-ого года обучения. По окончании изучения курса народно-сценического танца обучающийся должен знать национальные особенности тех танцев, которые изучаются, уметь рассказать о народных обрядах, традициях, жизни и истории своего народа. Поскольку велика роль народно-сценического танца в эстетическом развитии учащихся, в приобщении их к богатству танцевального и музыкального народного творчества, считаю, что те часы, отведённые на эту дисциплину недостаточны. Надо учитывать, что народно-сценический танец играет очень большую роль в создании репертуара детского хореографического ансамбля, народные танцы составляют его основу.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
1 год обучения Задачи первого года обучения многообразны: - знакомство с основными позициями и положениями рук и ног, положением головы и корпуса во время исполнения простейших элементов народного танца, освоение этих элементов на «середине» - развитие координации движений - освоение плана зала - движение в различных ракурсах и рисунках - навыки ансамблевого исполнения - культура общения с партнером.
Программа первого года обучения народно-сценическому танцу не предусматривает прохождение танцевальных элементов у станка.
Позиции ног, положение рук, корпуса, головы в народном танце.
Элементы русского народного танца: • поклоны, ходы шаги и проходки • «верёвочки» • дробные выстукивания • вращения на месте и с продвижением • учебная комбинация
Элементы белорусского танца «Крыжачок» 4/4 • положения рук в парном танце • подскоки, притопы, • вращения в паре • учебная комбинация Подготовка репертуара
2 год обучения
Особенностью второго года обучения является изучение элементов народного танца у станка. Урок народного танца у станка выстраивается не сразу. Постепенно из отдельных элементов, движений складываются учебные комбинации. Сначала движение разучивается лицом к станку, затем только исполняется, держась одной рукой за палку. Урок включает в себя 7-9 упражнений, построенных по принципу чередования: упражнения плавные, мягкие чередуются с упражнениями быстрыми, резкими ; упражнение на вытянутых ногах – с упражнениями на присогнутых ногах.
Основу урока составляют приседания, упражнения на развитие подвижности стопы, маленькие броски, круговые движения ногой, низкие и высокие развороты ноги, дробные выстукивания, подготовка к верёвочке, раскрывания ноги на 90 , большие броски. На втором году обучения продолжают изучаться элементы русского, белорусского танцев, вводятся элементы итальянского танца или того танца, которой разучивается как концертный.
Упражнения у станка: • приседания • упражнения на развитие подвижности стопы • маленькие броски • подготовка к «верёвочке» • раскрывания ноги на 90 • большие броски
Элементы русского танца: • шаги, проходки, маталочки • вращение на месте и с продвижением • учебная комбинация
Элементы танцев прибалтийских республик: • положения рук, шаги, подскоки, перескоки • прыжки по позициям на месте и с продвижением • учебная комбинация
Элементы итальянского танца «Тарантелла»: 6/8 • движения рук с тамбурином • бег (pas emboites) на месте и с продвижением • перескоки с ноги на ногу, вращения учебная комбинация Подготовка репертуара
3 год обучения
Третий год обучения предлагает дальнейшее изучение элементов у станка: вводятся упражнения с работой опорной ноги. В связи с этим включается в работу группы других мышц, чем в классике, и у суставов коленного и голеностопного увеличивается объём физической нагрузки. Активней работают руки, добавляются перегибания корпуса. Начинается изучение элементов украинского танца.
Упражнения у станка • batt. tendu с работой опорной ноги • флики • подготовка к верёвочке • каблучные движения
Элементы русского танца: верёвочка ключ двойной «моталочка» вращения
Элементы украинского танца: • положения рук • верёвочка • «бигунец», «голубец» • учебная комбинация Подготовка репертуара
4 год обучения
На четвёртом году обучения предлагается дальнейшее изучение элементов у станка более сложных, требующих соответствующей координации. Активней работают руки, добавляются перегибания корпуса, различные повороты. Начинается изучение молдавского, венгерского танцев, немецкие фольклорные танцы.
Упражнения у станка
Элементы русского танца: верёвочка двойная фликовые комбинации сложные дроби
Элементы молдавского танца: положение рук в танце основные ходы танца «Жок»
Элементы венгерского танца: положение рук в танце основные ходы танца «Чардаш»
Немецкие фольклорные танцы
5 год обучения
Пятый год обучения предполагает изучение новых элементов у станка и на середине, упражнения выполняются в разных стилях: в русском, испанском, венгерском, восточном. Продолжается изучение элементов русского танца. Начинается изучение элементов танцев славянских народов: болгар, поляков и т. д. Изучается испанский танец.
Упражнения у станка и на середине Элементы русского танца положения рук в танце основные ходы казачьих танцев Сибири
Элементы польского танца положения рук в танце основные ходы танцев «Мазурка»
Элементы болгарского танца положения рук в танце основные ходы танцев Шопской области
Элементы испанского танца положения рук в танце дробные выстукивания (сапатеадо) работа с кастаньетами Подготовка репертуара
|