Потребность в движении – естественная потребность человека, необходимая основа его жизни и здоровья. Каждый человек хочет быть здоровым; здоровый человек счастлив. Здоровье выражается в гармоническом развитии всех функций организма. Достижению этой цели прекрасно служат занятия гимнастикой. Конечная цель занятий гимнастикой состоит в том, чтобы постепенно привести организм обучающегося к таким изменениям, которые делают его способным к значительным физическим напряжениям. Предмет «Гимнастика» рассчитан на 2-х летний срок обучения. Занятия проводятся в группах по 10 -15 человек; возраст детей – 7- 8 лет, рассчитаны на 1 час в неделю и 36 часов в год.
Основные задачи гимнастики: укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие силы мышц, укрепление суставов и повышение их подвижности; развитие выносливости и постановка дыхания; выработка навыков высокой культуры движений.
Учащемуся хореографического отделения школы искусств необходим самый высокий уровень прочности опорно-двигательного аппарата, его костно-суставной и мышечной систем. Эти системы обеспечивают связь отдельных частей тела между собой. Если двигательный аппарат окажется недостаточно подготовлен, тело будет стеснённым в движении, негибким, маловыразительным.
Человек в обычной жизни выполняет много ограниченных движений, при которых возможности двигательного аппарата используется лишь частично; в результате появляются и становятся привычными такие недостатки, как слабая сгибаемость спины, малая подвижность шеи, плечевых, локтевых, запястных суставов и суставов пальцев, неполная разгибаемость коленных суставов, «ахилла» и стопы.
Движения, в которых участвуют лишь немногие суставы, при чём в нескольких ограниченных направлениях, не могут служить развитию гибкости и никогда не приведут к гармоничному развитию тела. Поэтому задача на уроках гимнастики состоит в том, чтобы оснащать учеников запасом движений во всех направлениях и с максимальной амплитудой; это должно вызвать реальное изменение двигательных органов, улучшить их функционирование.
Форма контроля: открытые уроки к концу учебного года, экзамены не предусмотрены.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-2 год обучения
Построения, перестроения, фигурная маршировка. Упражнения для развития стопы, её выворотности и укрепления голеностопного сустава. Упражнения для укрепления мышц живота. Упражнения для развития выворотности и подвижности тазобедренного суставов. Упражнения для максимального развития шага. Упражнения для укрепления мышц спины и развития гибкости Упражнения, способствующие улучшению кровообращения, отдыху ног и всего тела
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
I. ПОСТРОЕНИЯ, ПЕРЕСТРОЕНИЯ, ФИГУРНАЯ МАРШИРОВКА Урок в гимнастике начинается с различных построений в линии, шеренги, столбцы, размыкания, смыкания, применяется фигурная маршировка. Совершаемые при этом различные действия выполняются на месте и в различных передвижениях. Главная задача этого раздела – чёткая организация обучающихся, приобретение ими навыков коллективного действия; эти упражнения воспитывают дисциплину, вырабатывают правильную осанку, повышают внимание, учат сознательному передвижению в пространстве зала и сцены. Общеразвивающие упражнения преобладают в уроке.
II. КОМПЛЕКС ПАРТЕРНОЙ ГИМНАСТИКИ Начиная со II темы по VII все упражнения объединяются в комплекс партерной гимнастики. Исходя из анатомо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста, подобраны такие упражнения, которые целенаправленны по воздействию и призваны развить организм, укрепить его, усовершенствовать, оздоровить. Эти упражнения объединены в комплекс партерной гимнастики, который выполняется на гимнастических ковриках. Упражнения на полу, или партерный экзерсис, позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трёх целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Мышцы и суставы подготавливаются к традиционным классическому и народно-сценическому экзерсисам у станка, требующим высокого физического напряжения. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, эластичность стоп, развивать гибкость.
Весь комплекс партерной гимнастики выполняется под музыку. Ничем не заменимая часть содержания урока - развитие музыкальной памяти. Музыкальное воспитание в занятиях партерной гимнастики приносит много пользы: оно повышает музыкальную культуру обучающихся и постепенно, накапливаясь и развиваясь, во всех видах исполнительского искусства музыкальность должна проявиться в единстве с двигательным мастерством. И дело вовсе не в количестве ритмов и мелодий, а в том, какая это музыка. Музыка, не соответствующая характеру упражнений запоминается плохо, не вызывает интереса к занятиям, побуждает формальному исполнению. Хорошая музыка, соответствующая заданию вызывает высокий эмоциональный настрой, творческую активность и прочно запоминается с необычайной лёгкостью. Слияние музыки с движением воздействуют на психику обучающихся, на их эмоциональное состояние: эмоциональный подъём помогает выдерживать интенсивные мышечные напряжения, справляться с темпом и ритмом движения, использовать их амплитуду в целях выразительности. Музыка в уроках гимнастики имеет значение методического приёма, дополняющего словесное объяснение и показ. Без неё трудно понять, а тем более создать в движении художественный образ.
На 2-ом году обучения комплекс партерной гимнастики усложняется и видоизменяется. Партерный экзерсис – есть классический экзерсис лёжа на полу: те же «plie», «b. тendu», «passe», «devellopee», «grand battement» и т. д. Стопы работают только в выворотном положении, руки находятся во второй или, третьей позиции, а не лежат вдоль корпуса, как при исполнении упражнений 1-го года обучения.
Активно используется шведская лестница.
Хочется отметить, что всё чаще к нам стали приходить дети с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата: сколиоз, лордоз, кифоз, плоскостопие. Плоскостопие становится серьёзной болезнью из-за несерьёзного к нему отношения. Что началось раньше – уплощение сводов стопы, или изменение в межпозвонковых дисках? Чаще всего и то и другое. Слишком распространённой стала слабость всего связочного аппарата. И если двигательная активность неадекватна, т.е. после периода длительной пассивности ребёнок начинает много двигаться, могут обрушиться своды стопы, «покоситься» позвоночный столб. С одной стороны, плоскостопие вызывает ускоренный износ опорно-двигательного аппарата из-за неамортизированных ударов при ходьбе, с другой стороны, и то и другое заболевание становится результатом общей слабости соединительной ткани, из которой построены хрящи и связки. Поэтому на протяжении всех двух лет занятий гимнастикой в урок включаются упражнения для профилактики плоскостопия: ходьба на полупальцах, на пятках, на скошенной стопе, катание стопой маленьких мячей, ходьба и переступания на гальке (в ящиках), поднимания ногами мелких предметов, кусочков ткани и т. д.
Условия для реализации программы 1. Музыкальная хрестоматия по урокам классического и русского танцам. 1. Хореографический зал, оборудованный балетными станками и зеркалами (13 м. x 6 м.) 2. Стенка гимнастическая 3. Фортепиано (для уроков ритмики и классического танца) 4. Баян (для уроков народно-сценического танца) 5. Шумовые инструменты (ложки, трещотки, бубны, маракасы) По необходимости 6. Магнитофон для музыкального сопровождения номеров (аудио кассеты) 7. Нотный материал (Музыкальные хрестоматии для уроков классического и народно-сценического танцев) 8. Гимнастические коврики (180 см x 80 см) 9. Мячи 10. Игрушки 11. Скакалки 12. Зонты 13. Платки 14. Балетная обувь (тапочки, кожаные туфли, пальцевые туфли - пуанты) По необходимости
|