Предмет «Живопись» является одним из важнейших среди предметов образовательного
цикла предметов по изобразительному искусству, таких как «Композиция», «Рисунок»,
«Декоративно-прикладное искусство» и «История изобразительного искусства». В классах
с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла живопись,
являясь любимым занятием обучающихся, отвечая их творческим и эстетическим потребностям,
художественным интересам, представляет собой эффективное средство воспитания и
развития, формирование духовной культуры ребенка.
Настоящая дополнительная образовательная программа по предмету «Живопись» является
модификацией типовой программы. (Программы для общеобразовательных школ, гимназий
лицеев. М.: Дрофа, 2001). В отличие от типовой данная программа предусматривает,
прежде всего, углубленное изучение цветовых отношений во всем многообразии окружающего
мира. Кроме того, отличие состоит и в принципах подачи учебного материала.
Цель настоящей программы состоит в создании условий для творческого развития
обучающихся, их саморегуляции и социальной адаптации средствами живописи.
Цель программы реализует себя через следующие задачи:
-
воспитательные: воспитать настойчивость, устремленность и терпение; эстетически воспитывать
детей, формировать их духовную культуру и потребности постоянно общаться с изобразительным
искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художников.
-
развивающие: развить эмоциональное восприятие натуры; развить чувство цвета; развить гармоничные
цветовые отношения; развить эмоциональное восприятие колорита в работе и в жизни;
развить эстетическую культуру восприятия прекрасного в жизни и в искусстве, сформировать
художественный вкус обучающихся.
-
обучающие: обучить навыкам грамотного ведения работы, грамотного использования художественных
материалов (правильное положение обучающегося во время работы, последовательность
ведения работы); научить работать с цветом по форме; обучить постоянному уточнению
цвето-световых отношений во время работы; научить связывать тональные отношения
с цветом, осознанному отношению к тону в живописных работах; познакомить с некоторыми
законами цветоведения, цветовой гармонии (понятия о спектре, основных и дополнительных
цветах, теплых и холодных, контрастных сближенных, взаимодействие цветов, рефлексов);
развить навык передачи фактуры предметов; навык передачи световоздушной среды
с помощью цвета; изучить явление «лепки» формы изображаемого предмета тоном и
цветом (понятие «локальный цвет» и влияние на него света, роль тона в передаче
формы и материальности предмета).
Программа по предмету «Живопись» рассчитана на четыре года обучения.
Занятия проводятся один раз по два часа в неделю, итого – 72 часа в год. Возраст
детей составляет 11-14 лет. Форма занятий - групповая, в одной группе предполагается
по 10–12 человек.
В связи с возрастными особенностями детей программа разделена на два раздела:
1-2 года обучения включают в себя задачи, которые можно решать, опираясь на наблюдения
и конкретно-чувственное восприятие ребенка;
3-4 года обучения сосредотачивают в себе задачи, требующие развитого аналитического
мышления.
|