«Театральная игра» как предмет на отделении «Музыкально – драматический театр»
занимает важное место среди таких предметов как хор, сольфеджио, вокал. Прежде
всего, она значительно расширяет рамки восприятия обучающимися процесса творчества.
Задача педагога – пройти вместе с обучающимися путь от первых упражнений по воспитанию
элементов творческого самочувствия, до заключительного спектакля. И сделать этот
путь интересным, увлекательным, ярким. Помочь ребенку познать себя, свою творческую
природу, вести маленьких артистов по пути «создания человеческого духа в роли»
(К. С. Станиславский).
Актуальность данной образовательной программы связана с активным функционированием
отделения музыкально – драматического театра.
Новизна данной образовательной программы «Театральная игра» является ее музыкальное
составляющее, что, безусловно, сказывается на содержании программы, требованиях,
предъявляемых к отбираемому музыкально – драматическому материалу для спектакля
(обращение к музыкальным жанрам, работа с клавиром, использование профессиональной
авторской музыки).
Как отмечалось ранее, принадлежность к музыкально – драматическому отделению
является основополагающей для содержания программы. Отличительные особенности
программы – в ее подходе к содержанию, в принципах ее построения.
Принципы построения программы соответствуют концепции развивающего обучения:
1. Обращение к музыкально-академическим жанрам – оперетте, водевилю, мюзиклу,
музыкально-драматическому спектаклю. Для которого специально написана музыка,
использование сценариев анимационных фильмов.
2. Обращение к профессиональной, авторской музыке (музыка профессиональных композиторов),
написанной, специально к конкретному произведению;
3. Работа с нотным материалом (оркестровое переложение для фортепиано, либретто,
транскрипции).
4. Использование фортепиано, как основного аккомпанирующего инструмента для исполнения
вокальных номеров обучающихся.
5. Совместная работа трех педагогов: педагога по театральной игре, педагога по
вокалу/хору, концертмейстера.
6. Обязательный тренинг на начальной стадии обучения, как основа элементов освоения
актерской техники.
Освоению предлагаемого курса помогает реализация следующей цели: гармоничная
социальная реализация обучающихся через приобщение к основам театрального искусства.
Цель программы реализуется в виде следующих задач:
Здоровьесберегающие:
• скорректировать нарушения связанные с чрезмерной двигательной активностью,
выраженной импульсивностью, агрессивностью, упрямством, нарушениями в эмоционально-волевой
сфере, социальной неадоптированностью;
• создать условия для развития внутренней раскрепощённости, уверенности в себе,
снятия мышечного зажима, умение управлять собственным телом.
Развивающие:
• развить у детей внимание, память (зрительную, слуховую, двигательную),
• развить воображение, фантазию, чувство партнёрства, пространственное мышление,
чувство коллективности, другими словами, развить отдельные психофизические проявления,
такие, как зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения и чувства, которые
являются дробными элементами сценического действия и сознательно ими пользоваться.
Обучающие:
• сформировать навыки и умения, необходимые для создания спектакля;
• изучить основы театрального искусства, основные закономерности актерской игры;
• понимать процесс создания роли;
• понимать специфику музыкального театра, как синтетического, объединяющего разные
направления (драма, вокал, танец);
• познакомить обучающихся с театральным творчеством, с закономерностями актёрской
игры, с процессом создания роли.
Воспитательные:
• воспитать квалифицированных ценителей театра;
• осознать себя как личность;
• активизировать работу ребёнка над самим собой, что в последствие, помогает
адаптации в коллективе и даёт навыки общения с другими людьми.
Мотивационные:
• развитие и поддержка интереса к театральному искусству, к музыкальному театру,
к различным его жанрам.
Программа рассчитана на детей от 7 до 15 лет с разными природными данными,
Курс обучения составляет семь лет, обучаться могут все желающие, без предварительного
отбора.
Курс «Театральная игра» на отделении «Музыкальный театр» предполагает занятия
по одному часу в неделю и тридцать шесть часов в год. Особенность данной программы
– это разделение курса обучения на два этапа. Первый год обучения предполагает
знакомство с элементами актерского техники (внимание, воображение, фантазия, память,
чувства партнерства и т. д.), то и содержание этого года обучения строится на
освоении развивающих игр, а последующие года обучения включают в себя как развивающие
игры, так и работу над созданием спектакля.
По окончании первого года обучения обучающийся должен уметь:
1. сыграть в этюде, тема которого: «животное», «игрушка», «предмет».
2. сосредотачиваться в предлагаемых пределах;
3. быть внимательным, собранным, активным на протяжении урока;
4. по окончании курса обучающийся должен уметь:
5. перестроиться от драматической игры к вокальному исполнению;
6. владеть голосом, как вокальным, так и речевым;
7. доносить пением внутреннее состояние героя;
8. держать в памяти несколько объектов внимания (слушать аккомпанемент, следить
за мизансценой, держать состояние героя, вовремя вступить, помнить слова, следить
за дыханием);
9. уметь верить в предлагаемые обстоятельства, «видеть» и «слышать» на сцене,
держать внутреннюю задачу роли, уметь работать на партнера (а не на зрителя, и
не на себя).
10. владеть собственным телом (пластично двигаться, танцевать, передавать физические
особенности героя).