Школа искусств
Школа искусств
Школа искусств

Версия для слабовидящих

Сценическое действие

 
 
Данная дополнительная Программа является модифицированным вариантом типовой программы Министерства культуры  (А. П. Ершова, М. П. Бутаков  1987 г.), предназначена для преподавания предмета «Театральная игра» в рамках отделения «Музыкально – драматический театр» ДШИ  «Весна». Программа рассчитана на семилетний курс обучения. 

«Театральная игра» как предмет на отделении «Музыкально – драматический театр» занимает важное место среди таких предметов как хор, сольфеджио, вокал. Прежде всего, она значительно расширяет рамки восприятия обучающимися процесса творчества. Задача педагога – пройти вместе с обучающимися путь от первых упражнений по воспитанию элементов творческого самочувствия, до заключительного спектакля. И сделать этот путь интересным, увлекательным, ярким. Помочь ребенку познать себя, свою творческую природу, вести маленьких артистов по пути «создания человеческого духа в роли»  (К. С. Станиславский).

Актуальность данной образовательной программы связана с активным функционированием отделения музыкально – драматического театра.

Новизна данной образовательной программы «Театральная игра» является ее музыкальное составляющее, что, безусловно, сказывается на содержании программы, требованиях, предъявляемых к отбираемому музыкально – драматическому материалу для спектакля (обращение к музыкальным жанрам, работа с клавиром, использование профессиональной авторской музыки).

Как отмечалось ранее, принадлежность к музыкально – драматическому отделению является основополагающей для содержания программы. Отличительные особенности программы – в ее подходе к содержанию, в принципах ее построения.

Принципы построения программы соответствуют концепции развивающего обучения:

1. Обращение к  музыкально-академическим жанрам – оперетте, водевилю, мюзиклу, музыкально-драматическому спектаклю. Для которого специально написана музыка, использование сценариев анимационных фильмов.
2. Обращение к профессиональной, авторской музыке (музыка профессиональных композиторов), написанной,  специально к конкретному произведению;
3. Работа с нотным материалом (оркестровое переложение для фортепиано, либретто, транскрипции).
4. Использование фортепиано, как основного аккомпанирующего инструмента для исполнения вокальных номеров обучающихся.
5. Совместная работа трех педагогов: педагога по театральной игре, педагога по вокалу/хору, концертмейстера. 
6. Обязательный тренинг на начальной стадии обучения, как основа элементов освоения актерской техники.

Освоению предлагаемого курса помогает реализация следующей цели: гармоничная социальная реализация обучающихся через приобщение к основам театрального искусства.  
 
Цель программы реализуется в виде следующих задач: 

Здоровьесберегающие:

• скорректировать нарушения связанные с чрезмерной двигательной активностью, выраженной импульсивностью, агрессивностью, упрямством, нарушениями в эмоционально-волевой сфере, социальной неадоптированностью;
• создать условия для  развития внутренней раскрепощённости, уверенности в себе, снятия мышечного зажима, умение управлять собственным телом.

Развивающие:
 

• развить у детей внимание, память (зрительную, слуховую, двигательную),
• развить воображение, фантазию, чувство партнёрства, пространственное мышление, чувство коллективности, другими словами, развить отдельные  психофизические проявления, такие, как зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения и чувства, которые являются дробными элементами сценического действия и сознательно ими пользоваться.    
 
Обучающие:
 

• сформировать навыки и умения, необходимые для создания спектакля;
• изучить основы театрального искусства, основные закономерности актерской игры;
• понимать процесс создания роли;
• понимать специфику музыкального театра, как синтетического, объединяющего разные направления (драма, вокал, танец);
• познакомить обучающихся с театральным творчеством, с закономерностями актёрской игры, с процессом создания роли.

Воспитательные:

• воспитать квалифицированных ценителей театра;
• осознать себя как личность;
• активизировать работу ребёнка над самим собой, что в последствие, помогает адаптации в коллективе и даёт навыки общения с другими людьми.

Мотивационные:

• развитие и поддержка интереса к театральному искусству, к музыкальному театру, к различным его жанрам.     
      
 Программа рассчитана на детей  от 7 до 15 лет  с разными природными  данными,  Курс обучения составляет семь лет, обучаться могут все желающие,  без предварительного отбора.

Курс «Театральная игра» на отделении «Музыкальный театр»  предполагает занятия по одному часу в неделю и тридцать шесть часов в год. Особенность данной программы – это разделение курса обучения на два этапа. Первый год обучения предполагает знакомство с элементами актерского техники (внимание, воображение, фантазия, память, чувства партнерства и т. д.),  то и содержание этого года обучения  строится на освоении развивающих игр, а последующие года обучения включают в себя как развивающие игры, так и работу над созданием спектакля.

По окончании первого года обучения обучающийся должен уметь:
1. сыграть в этюде, тема которого: «животное», «игрушка», «предмет».
2. сосредотачиваться в предлагаемых пределах;
3. быть внимательным, собранным, активным на протяжении урока;
4. по окончании курса обучающийся должен уметь:
5. перестроиться от драматической игры к вокальному исполнению;
6. владеть голосом, как вокальным, так и речевым;
7. доносить пением внутреннее состояние героя;
8. держать в памяти несколько объектов внимания (слушать аккомпанемент, следить за мизансценой, держать состояние героя, вовремя вступить, помнить слова, следить за дыханием);
9. уметь верить в предлагаемые обстоятельства, «видеть» и «слышать» на сцене, держать внутреннюю задачу роли, уметь работать на партнера (а не на зрителя, и не на себя).
10. владеть собственным телом (пластично двигаться, танцевать, передавать физические особенности героя).
Требования программы предусматривают вводную диагностику, направленную на знакомство обучающимися, которая помогает педагогу лучше понять особенности ребенка и скорректировать его развитие.

Вводная диагностика обращает внимание,  как на уровень общей культуры, так и на индивидуальные особенности личности обучающихся. К ним относятся: умение ребенка сосредоточится, включаемость в игру, утомляемость, взаимодействие с партнером. В конце учебного года проводится итоговая диагностика, что дает возможность педагогу проследить динамику развития ребенка.

 Для первых трех лет обучения текущий контроль осуществляется путем контрольных уроков,  в конце каждой четверти; итоговый контроль – экзамен в конце третьего года обучения. Предусмотренный программой экзамен проходит в виде спектакля. Для обучающихся четвертых – седьмых классов текущий контроль – это оценка в конце четверти по результатам знаний, а итоговый контроль – экзамен в виде выпускного спектакля в конце седьмого года обучения. Текущими формами контроля могут быть также концерты, контрольные уроки, спектакли, открытый урок, конкурсы и фестивали.

На основе требований программы формируются критерии оценок. Оценки выставляются по пятибалльной шкале с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
 
 
 
Детская школа искусств "Весна"
г. Новосибирск



Яндекс.Метрика