В основу обучения искусству сценической речи положены методические разработки
К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, а также теоретические и практические
работы советских физиологов, лингвистов, психологов, преподавателей сценической
речи, театроведов.
На занятиях по сценической речи воспитываются навыки правильного владения дыханием,
голосом, дикцией, современное литературное произношение, творческое отношение
к слову, выразительным средствам устной речи.
В программу «Сценическая речь» входят следующие разделы:
1. Дыхание и голос (освобождение от мышечных зажимов, развитие и укрепление дыхательной
мускулатуры, координационной связи между речевым дыханием и звуком с учетом возрастных
особенностей обучающихся).
2. Дикция (выявление и исправление индивидуальных дикционных недостатков; устранение
вредных речевых привычек, приобретенных детьми еще в дошкольном возрасте; тренировка
и развитие артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти, небной занавески).
3. Орфоэпия (воспитание навыков правильной литературной речи; освоение основных
норм русского литературного произношения).
4. Работа над текстом (изучение логических правил, грамотное прочтение с листа
разнообразных прозаических и стихотворных текстов; освоение элементов словесного
действия).
Кроме указанных выше требований, педагог «Сценической речи» должен развивать
у обучающихся навыки самостоятельного образного мышления, творческую инициативу,
помогать освобождаться от психофизических зажимов, вырабатывать свободное словесное
общение в быту и перед аудиторией (ответы на уроках, сообщения, доклады и т.д.).
Это поможет обучающемуся избрать в дальнейшем профессию, где требуется не только
высокий уровень культуры, но и совершенное владение техникой звучащего слова (педагог,
лектор, диктор, актер и т.д.).
Курс «Сценическая речь» рассчитан на 5 лет обучения с 3 – по 7 годы обучения
по 1 часу в неделю (36 часов в год).
Первый год обучения (примерное содержание курса)
Дыхание и голос
Беседа о содержании и задачах предмета «Сценическая речь». Элементарные ведения
об анатомическом строении, физиологии и гигиене дыхательного и голосового аппарата.
Выявление типа дыхания у обучающихся. Упражнения, снимающие мышечные напряжения.
Воспитание правильной осанки. Воспитание навыков смешанно-диафрагмального типа
дыхания. Освоение дифференцированного вдоха и выдоха. Активация тонуса мягкого
неба у обучающихся.
Краткие сведения о механизме голосообразования и некоторых особенностях звука:
направлении (фокусе), резонировании, высоте (диапазоне), силе.
Нахождение центрального звучания голоса обучающегося. Развитие и укрепление среднего
регистра голоса.
Упражнения на координацию речевого дыхания и звука в среднем регистре. Выработка
ровности, плавности и длительности выдоха со звуком.
Упражнения, развивающие слух обучающихся.
Упражнения, тренирующие длительность выдоха и навык взятия дополнительного дыхания.
Тренировка речевого дыхания начинается без звука. По мере усвоения упражнений
по развитию дыхания вводится звук: сначала фрикативные согласные, потом гласные,
слоги, слова, фразы.
Упражнения первого года обучения вначале выполняются в игровых ситуациях, постепенно
заменяясь специальными дыхательными и голосовыми на повышение и понижение голоса
по строчкам, по словам в распевной и речевой интонациях.
Строчка текста должна постепенно увеличиваться от трех до пяти слов.
Дыхание берется перед каждой строкой.
Тексты для упражнений подбираются педагогом строго индивидуально.
Следует помнить о необходимости бережного отношения к детскому голосу и не злоупотреблять
силой и высотой звучания.
В конце учебного года проводится контрольный урок по комплексу пройденных упражнений.
Дикция.
Понятие о предмете. Общие сведения об устройстве и функционировании речевого
аппарата.
Гласные звуки и их классификация по месту и способу образования. Тренировка гласных
звуков в различных словах, учебных текстах.
Согласные звуки. Классификация согласных звуков в сочетании с гласными в словах,
фразах, текстах.
Тренировку артикуляционного аппарата полезно начинать с комплекса упражнений,
освобождающих от мышечных зажимов верхнюю часть корпуса, руки, шею, челюсть, лицо,
губы, язык.
Тренировка ведется в двух темпах (медленном и среднем), на материале пословиц,
загадок и специально подобранных текстов.
При работе над дикцией необходимо постоянно следить за правильным использованием
дыхания, свободным звучанием голоса, естественной артикуляцией.
Орфоэпия
Понятие орфоэпии. Речь письменная и устная. Буква и звук. Краткие сведения о
языке, его функциях. Ударение в слове.
Произнесение гласных звуков «о», «а» в ударном слоге.
Произнесение гласных звуков «о», «а», в предударном слоге; в начале слова; в
слогах после ударного гласного; в слогах, удаленных от ударного гласного на 2-3
слога.
Произнесение безударных гласных «я» и «е».
Звук «и» после твердой согласной, предлога или при слитном произношении данного
и предыдущего слов.
Произнесение гласного «е» в сочетаниях «яе» и «ае».
Произнесение согласных звуков «ч, щ».
Произнесение согласных звуков «ж, ш,ц».
Произнесение звонких согласных в конце слова.
Произнесение сочетания согласных «сч» и «зч».
Произнесение звонких согласных перед глухими.
Произнесение глухих согласных перед звонкими.
Все правила орфоэпии усваиваются сначала на примерах специально подобранных слов,
затем слова для тренировки выписываются из текстов для развития дикции, голоса,
логики, а также из ролей, подготавливающихся на занятиях по предмету «Театральная
игра». Чем больше будет запас верно произносимых слов у обучающегося, тем быстрее
исправится его речь.
Работа над правильностью произношения должна проходить под наблюдением педагога.
Помимо работы над литературным материалом, необходимо постоянно исправлять имеющиеся
в бытовой речи ошибки в произношении.
Работа над текстом
Беседа о выразительных возможностях звучащей речи. Правила логического чтения
текста: речевой такт, логические паузы, знаки препинания (точка, точка с запятой,
запятая, двоеточие, тире, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие,
скобки, кавычки). Логические ударения в речевом такте, логическое ударение в смысловом
отрезке, главное и второстепенное ударения.
Выделение логическим ударением противоположных понятий.
Выделение логическими ударениями однородных членов предложения.
Логические ударения во фразах со сравнительными оборотами.
Закон выделения нового понятия. Логическое ударение в предложениях, содержащих
вопрос.
Чтение простейших нераспространенных предложений.
Наработка умения грамотно читать с листа.
Проведение чтений и разборов текстов, подготовленных самостоятельно.
Логические правила осваиваются вначале с помощью упражнений и специально подобранных
предложений, затем на литературном материале для тренировки дыхания, голоса, дикции,
орфоэпии.
Тренируется умение последовательно и логично рассказывать эпизоды из прочитанных
книг или из своей жизни. Рассказанное обсуждается, отмечаются его достоинства
и недостатки.
Продолжается работа над текстами (наизусть), воспитывающими речевую и голосовую
выразительность.
|