Одним из наиболее важных образовательных предметов, изучающих русскую традиционную
культуру в контексте учебных курсов системы дополнительного образования является
предмет «Декоративно-прикладное искусство». Важной особенностью русского декоративно-прикладного
искусства является его доступность и наглядная образность, вследствие чего, оно
более других открыто пониманию ребенка, для восприятия которого характерны такие
свойства как непроизвольность, непосредственность, наивность, простота, живость
и богатство воображения, чувство радости и выраженная условность.
Соприкосновение с многовековым опытом народных мастеров, при соответствующем
педагогическом руководстве, способствует расширению культурного кругозора ребенка,
его самоактуализации и самоактивизации, а также успешной социализации личности
обучающегося.
Занятия детей в области ДПИ благоприятствует формированию их национального самосознания
и, одновременно, толерантности, уважения к культурно-историческому наследию народов
России и всего мира.
Актуальность данной Программы заключается также в том, что ребенок в процессе
изучения основ декоративно-прикладного искусства имеет возможность сам создавать
Красоту и в тесном сотрудничестве со взрослым развивать свои креативные способности.
На сегодняшний день существует множество образовательных программ по предметам
декоративно-прикладного искусства предложенные в качестве типовых образцов для
художественных и декоративно-прикладных отделений ДШИ. К сожалению, подобные программы
не всегда удовлетворяют требования социального заказа и материальным условиям
современной Детской школы искусств. В частности, все народные промыслы в них не
объединены в систему, а даны как бы дискретно. Каждая такая программа рассматривает
только одну узкую специализацию. Кроме того, материал в предлагаемых типовых примерных
программах дается несколько упрощенно и схематично.
Все вышеперечисленные обстоятельства обусловили необходимость и педагогическую
целесообразность создания данной дополнительной образовательной программы.
Программа базируется на современных психолого-педагогических требованиях и научной
концепции НИИ ХВ Российской АПН, которая в основу художественного развития детей
на занятиях изобразительными искусствами ставит проблему обучения ребенка созданию
художественного образа.
Новизна данной авторской образовательной программы заключается в том, что она
предполагает системное освоение нескольких направлений ДПИ: дымковская игрушка,
гжельская керамика, работа с соленным тестом, работа с бисером, вышивка крестом
и гладью. Такая система, последовательно воплощающая педагогический принцип от
простого к сложному, позволяет успешно осуществлять как воспитательные, обучающие
и развивающие педагогические задачи, а также способствует успешному достижению
индивидуальных целей каждого ребенка.
Отличительной особенностью данной авторской образовательной программы является
разработка авторской технологии по работе с глиной, соленым тестом и бисером.