Модель* выпускника разработана с учетом особенностей содержания заложенного, в программный материал
образовательного процесса школы на основе концепции развития учреждения.
(* Модель (научная) – (франц.) modele от лат. «modulus» - мера, образец, норма
в методологии – аналог (схема, структура, знаковая система) определенного природного,
социального или культурного явления фрагмента реальности. В нашем случае отражает
социальный заказ и является ориентиром для всех участников учебно-воспитательного
процесса).
Модель предполагает реализацию ряда компонентов, ее слагающих, из которых следует назвать:
• художественный кругозор читателя, зрителя, слушателя;
• устойчивая мотивация к эстетической активности (деятельности);
• познавательная деятельность.
Учитывая предметную направленность деятельности школы, компоненты «Художественный
кругозор читателя, зрителя, слушателя» и «Устойчивая мотивация к эстетической
активности (деятельности)» являются ведущими, остальные функциональны по отношению
к ним.
ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ
Проблемы моделирования образа выпускника МБУДО ДШИ «Весна» лежат в русле общеизвестных
проблем российского образования. Имеет смысл кратко обозначить некоторые:
• построение содержания дополнительного образования детей;
• неразрешенность, противоречие между имеющимися стандартами (нормами учебных
планов) и наполнением развивающего образования;
• уровень разработки требований к знаниям, умениям, художественно-научным представлениям
обучающихся в системе дополнительного образования.
Основной предпосылкой при моделировании образа выпускника школы «Весна» являлась
социальная функция образования в целом. Это передача новому поколению уровня культуры,
достигнутого обществом. И вне культуры нет ничего, что могло бы войти в предполагаемую
модель.
В педагогике «моделирование» применяется как понятие в нескольких смыслах и значениях.
В нашем примере «моделирование» означает воспроизведение прогнозируемых качеств
и характеристик социально и нравственно ориентированной личности (объект – образ)
на выпускнике школы (объект – модель).
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ
Реализация модели выпускника предполагает соответствующие принципы деятельности
школы:
• моделирование содержания образовательного процесса;
• приоритетность развивающих целей обучения и воспитания перед познавательными
целями;
• соответствие основных компонентов содержания образовательного процесса единству
целеполагания развития и познания обучающихся;
• совместная творческая деятельность педагога и обучающегося является обязательным
условием овладения содержанием учебно-воспитательного процесса;
• приоритетность принципов, обеспечивающих художественное творческое самовыражение
обучающихся.
РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ
Модель выпускника школы реализуется посредством целостной системы обучения и
воспитания, в которой обучающийся является субъектом взаимодействия и объектом
целенаправленного управления. В силу профильной направленности и статуса учреждения
особое значение в реализации модели выпускника приобретает воспитательная составляющая
образовательного процесса школы.
Воспитательная система школы – это сложная психолого-социо-педагогическая структура,
открытая, неравновесная, саморегулируемая и управляемая.
Единство названной сложной структуры обеспечивается деятельностью:
• целенаправленного управленческого блока;
• реализацией программ образования адаптивного характера;
• педагогическими технологиями, учитывающими влияние социальной, природной, предметно-эстетической
среды.
В условиях актуализации проблемы постоянно растущего воспитательного пространства
в реализацию модели заложены благоприятные условия для самореализации ребенка,
для формирования готовности выпускника школы к выполнению широкого круга социальных
функций:
• художественно преобразующей;
• познавательной;
• трудовой;
• досуговой;
• семейной;
• общественной.
СОДЕРЖАНИЕ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА
Модель выпускника включает следующие качества и характеристики.
1. Мировоззренческие социально-философские качества личности
1.1 осознание места и роли человека в окружающем мире, предназначенности человека
в развитии и преобразовании действительности;
1.2 знание особенностей и закономерностей в художественной образности мира в
целом;
1.3 креативное отношение к различным взглядам на мир и теориям устройства мира;
1.4 стремление познать и ценностно ориентироваться в условиях современного общественного
развития;
1.5 потребность в продуктивном самовыражении и умение конструктивно отстаивать
свои взгляды и убеждения.
2. Гражданственные характеристики
2.1 знание и бережное отношение к истории Отечества и своего народа;
2.2 уважение геральдических знаков и государственной символики России;
2.3 знание и гармоничное претворение в жизнедеятельности традиционной культуры
и ее художественных ценностей;
2.4 умение адекватностью поведения заботиться о государственной и национальной
безопасности России.
3. Духовно-нравственные качества как знание и понимание духовно-нравственных
ценностей жизнедеятельности человека и общества
3.1 гармоничное сочетание примата духа с материальной заинтересованностью;
3.2 толерантность к инакомыслию и готовность к диалогу и полилогу;
3.3 осознание и стремление к самоконтролю самодисциплине и саморегуляции поведения;
3.4 умение ценить и поддерживать товарищеские проявления в себе и других;
3.5 способность и устойчивое проявление взаимопонимания и взаимоуважения в коллективе
и в семье.
4. Показатели уровня эстетической культуры
4.1 знание основных закономерностей развития отечественной и мировой ХК, искусства;
4.2 знание и способность применения основных терминов понятий (эстетических,
искусствоведческих);
4.3 знания мировых шедевров ХК, поименное знание творцов искусства, имеющих мировое
значение;
4.4 понимание законов красоты и категорий эстетики через освоение профильного
программного материала;
4.5 устойчивая мотивация художественного преобразования мира, окружающей среды,
микрогруппы, семьи, себя.
5. Учебно-творческие знания умения навыки
5.1 устойчивая познавательная активность;
5.2 знание основ художественной культуры и искусствознания;
5.3 активное участие в коллективной и индивидуальной творческой деятельности;
5.4 умение достичь цели в творческом преобразовании мира;
5.5 способность самоорганизации в учебной, творческой, трудовой и сценической
деятельности.
6. Речевая культура как составляющая культуры личности
6.1 обладание в достаточном объеме словарным запасом в избранном профиле дополнительного
образования до уровня способности практического применения;
6.2 умение грамотно аргументировано, доброжелательно вести диалоги, дискуссии,
обсуждения и применять знания умения и навыки в быту и в процессе творческой деятельности.
7. Показатели физической культуры и здоровья
7.1 мотивация сбережения и укрепления своего здоровья;
7.2 устойчивая потребность здорового образа жизни;
7.3 умение и способность выражения здоровьесберегающего отношения к окружающим
людям и живой природе.
|