Школа искусств
Школа искусств
Школа искусств

Версия для слабовидящих

Модель выпускника


Модель*  выпускника разработана с учетом особенностей содержания заложенного, в программный материал образовательного процесса школы на основе концепции развития учреждения.

(* Модель (научная) – (франц.) modele от лат. «modulus» - мера, образец, норма в методологии – аналог (схема, структура, знаковая система) определенного природного, социального или культурного явления  фрагмента реальности. В нашем случае отражает социальный заказ и является ориентиром для всех участников учебно-воспитательного процесса).
 
Модель предполагает реализацию ряда компонентов,  ее слагающих, из которых следует назвать:

• художественный кругозор читателя, зрителя, слушателя;
• устойчивая мотивация к эстетической активности (деятельности);
• познавательная деятельность.

Учитывая предметную направленность деятельности школы, компоненты  «Художественный кругозор читателя, зрителя, слушателя» и «Устойчивая мотивация к эстетической активности (деятельности)» являются ведущими, остальные функциональны по отношению к ним.
 
 
ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ
 
Проблемы моделирования образа выпускника МБУДО ДШИ «Весна» лежат в русле общеизвестных проблем российского образования. Имеет смысл кратко обозначить некоторые:
• построение содержания дополнительного образования детей;
• неразрешенность, противоречие между имеющимися стандартами (нормами учебных планов) и наполнением развивающего образования;
• уровень разработки требований к знаниям, умениям, художественно-научным представлениям обучающихся в системе дополнительного образования.

Основной предпосылкой при моделировании образа выпускника школы «Весна» являлась социальная функция образования в целом. Это передача новому поколению уровня культуры,  достигнутого обществом. И вне культуры нет ничего, что могло бы войти в предполагаемую модель.

В педагогике «моделирование» применяется как понятие в нескольких смыслах и значениях. В нашем примере «моделирование» означает воспроизведение прогнозируемых качеств и характеристик социально и нравственно ориентированной личности (объект – образ) на выпускнике школы (объект – модель).

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ
Реализация модели выпускника предполагает соответствующие принципы деятельности школы:

• моделирование содержания образовательного процесса;
• приоритетность развивающих целей обучения и воспитания перед познавательными целями;
• соответствие основных компонентов содержания образовательного процесса единству целеполагания развития и познания обучающихся;
• совместная творческая деятельность педагога и обучающегося является обязательным условием овладения содержанием учебно-воспитательного процесса;
• приоритетность принципов, обеспечивающих художественное творческое самовыражение обучающихся.

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ
 
Модель выпускника школы реализуется посредством целостной системы обучения и воспитания, в которой обучающийся является субъектом взаимодействия и объектом целенаправленного управления.  В силу профильной направленности и статуса учреждения особое значение в реализации модели выпускника приобретает воспитательная составляющая образовательного процесса школы.
Воспитательная система школы – это сложная психолого-социо-педагогическая структура, открытая, неравновесная, саморегулируемая и управляемая.

Единство названной сложной структуры обеспечивается деятельностью:

• целенаправленного управленческого блока;
• реализацией программ образования адаптивного характера;
• педагогическими технологиями, учитывающими влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды.

В условиях актуализации проблемы постоянно растущего воспитательного пространства  в реализацию модели заложены благоприятные условия для самореализации ребенка, для формирования готовности выпускника школы к выполнению широкого круга социальных функций:

• художественно преобразующей;
• познавательной;
• трудовой;
• досуговой;
• семейной;
• общественной.
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА
 
Модель выпускника включает следующие качества и характеристики.

1. Мировоззренческие социально-философские качества личности
1.1 осознание места и роли человека в окружающем мире, предназначенности человека в развитии и преобразовании действительности;
1.2 знание особенностей и закономерностей в художественной образности мира в целом;
1.3 креативное отношение к различным взглядам на мир и теориям устройства мира;
1.4 стремление познать  и ценностно ориентироваться в условиях современного общественного развития;
1.5 потребность в продуктивном самовыражении и умение конструктивно отстаивать свои взгляды и убеждения.

2. Гражданственные характеристики
2.1 знание и бережное отношение к истории Отечества и своего народа;
2.2 уважение геральдических знаков и государственной символики России;
2.3 знание и гармоничное претворение в жизнедеятельности традиционной культуры и ее художественных ценностей;
2.4 умение адекватностью поведения заботиться о государственной и национальной безопасности России.

3. Духовно-нравственные качества как знание и понимание духовно-нравственных ценностей жизнедеятельности человека и общества
3.1 гармоничное сочетание примата духа с материальной заинтересованностью;
3.2 толерантность к инакомыслию и готовность к диалогу и полилогу;
3.3 осознание и стремление к самоконтролю самодисциплине и саморегуляции поведения;
3.4 умение ценить и поддерживать товарищеские проявления в себе и других;
3.5 способность и  устойчивое проявление взаимопонимания и взаимоуважения в коллективе и в семье.

4. Показатели уровня эстетической культуры
4.1 знание основных закономерностей развития отечественной и мировой ХК, искусства;
4.2  знание и способность применения основных терминов понятий (эстетических, искусствоведческих);
4.3 знания мировых шедевров ХК, поименное знание творцов искусства, имеющих мировое значение;
4.4 понимание законов красоты и категорий эстетики через освоение профильного программного материала;
4.5 устойчивая мотивация художественного преобразования мира, окружающей среды, микрогруппы, семьи, себя.

5. Учебно-творческие знания умения навыки
5.1 устойчивая познавательная активность;
5.2 знание основ художественной культуры и искусствознания;
5.3 активное участие в коллективной и индивидуальной творческой деятельности;
5.4 умение достичь цели в творческом преобразовании мира;
5.5 способность  самоорганизации в учебной, творческой, трудовой и сценической деятельности.
 
6. Речевая культура как составляющая культуры личности
6.1 обладание в достаточном объеме словарным запасом в избранном профиле дополнительного образования до уровня способности практического применения;
6.2 умение грамотно аргументировано, доброжелательно вести диалоги, дискуссии, обсуждения и применять знания умения и навыки в быту и в процессе творческой деятельности.

7. Показатели физической культуры и здоровья
7.1 мотивация сбережения и укрепления своего здоровья;
7.2 устойчивая потребность здорового образа жизни;
7.3 умение и способность выражения здоровьесберегающего отношения к окружающим людям и живой природе.

 
Детская школа искусств "Весна"
г. Новосибирск



Яндекс.Метрика