Школа искусств
Школа искусств
Школа искусств

Версия для слабовидящих

Психологическое здоровье педагога. Помоги себе сам

 
Психологическое здоровье педагога. Помоги себе сам
 


Воспитание и развитие ребенка процесс не из лёгких, и порой педагогу необходимо затрачивать огромное количество не только профессиональных знаний и умений, но и физических и психических сил, что неизбежно может привести к «эмоциональному выгоранию» (СЭВ) педагога.
 
Основной задачей психолога учреждения является: выявление симптомов эмоционального выгорания, которые говорят нам об эмоциональной истощённости, осознание неуспеха в профессиональной деятельности, собственной некомпетентности, повышенной тревожности и т.д.
 
Диагностические методы, используемые в нашей работе, позволяют выявить СЭВ (фазы формирования стресса) и в соответствии с этим простроить коррекционные мероприятия (творческие встречи, тренинги, консультации), таким образом, чтобы общение с психологом послужило «отправной точкой» для решения собственных проблем уже самостоятельно, обладая набором определённых методов, приёмов, рекомендаций.
 
Для выявления уровня эмоционального выгорания в коллективе педагогов «ДШИ «Весна» (24 мая 2008 г.) мы использовали методику автора В.В. Бойко. Результаты обследования педагогов говорят о том, что к концу учебного года симптомы СЭВ наблюдаются у 16% из 18 человек, и лишь у некоторых (6%) наблюдается выраженность нескольких симптомов, что в свою очередь говорит о необходимости оказания профессиональной помощи специалистов (психолог, врач и т.д.).
 

Кому не грозит выгорание?
Меньший риск выгорания у тех, кто получает хорошую поддержку в семье, имеет творческую обстановку на работе, располагает кругом надёжных друзей, использует креативные способы решения проблем. Риск выгорания снижается при высокой профессиональной компетентности, корпоративном духе в коллективе, у тех, кто имеет над собой волевой и эмоциональный контроль.

Автор И.В. Никишина, выделяет 10 факторов, влияющих на поддержание психологического здоровья педагога.

1) Умение радоваться 
2) Разнообразие впечатлений
3) Обращение к музыке.
4) Игры с детьми.
5) Общение с природой.
6) Культура общения
7) Самоодобрение
8) Самоорганизация труда
9) Самоконтроль и саморегуляция
10) Самоценность личной жизни.

«Трудовая жизнь – это 90 тысяч дней и от того, как эти дни будут прожиты, зависит не только физическое и душевное благополучие педагогов, но и детей, с которыми они ежедневно общаются».

План

1) Знакомство («Ассоциации»)
Каждый из участников определяет для себя слово (предмет, вещь, животное и т.д.), которое он ассоциирует лично с собой. Презентуя выбранную ассоциацию, он наделяет её собственными качествами личности. Данный перенос способствует более полному раскрытию внутреннего состояния человека.

Беседа:  Позволяет выявить, с какими затруднениями столкнулись участники тренинга.
Материал: 1. Бейджики
                  2.  Бумага
                  3.  Ручки

2) Игра «Кто любит…»
Ведущий с мячом (Стоя) называет «Кто любит…»то, что он любит, и все кто думают также, должны поменяться местами и занять свободное место на стуле.
Материал:
1. Мяч
2. Стулья
3) Мини-лекция «Психическое здоровье педагога» (Что входит в понятие П.З.П.)
4) Релаксирующее упражнение «Доверь себя группе»
«Центровой» участник становится в круг, а другие участники вокруг него.
Задача «Центрового» - максимально расслабится и доверится стоящим во внешнем круге (с закрытыми глазами).
Под музыку участники внешнего круга начинают легко отталкивать «Центрового» от друг друга (пока звучит музыка 6 мин.).
В конце упражнения – обсуждение ощущений «Центрового».
 
Материал:
1. Музыка «Интервью с богом»
2. Ноутбук.
5)  Мини- лекция «Способы позволяющие снять напряжение в период стрессовых состояний»
6)  Упражнение «Рисуем по очереди».
 
Цель: Упражнение направленно на развитие системы общих смысловых образований в группе.
Каждому из участников раздаётся чистый лист, на котором ему предлагается начать рисовать какой-нибудь сюжет из школьной жизни. Через 30 секунд группа меняется листами. Каждый участник, получив незаконченный рисунок, пытается продолжить его, развивая тему автора или добавляя что-то своё по этой теме. Через 30 секунд опять происходит смена рисунков по кругу и т.д. Рисование заканчивается, когда рисунок автора, пройдя весь круг, возвращается к нему.

Далее происходит анализ полученных рисунков. Каждый из авторов объясняет, что он хотел нарисовать на своём рисунке и насколько его тема, была осмыслена, принята и развита другими участниками тренинга.

Беседа: В конце задания ведущий раскрывает секрет, для чего это было задумано, и какое, значение имеет отдых от основной работы, профессии и от общения.

Материалы:
1. Листы белой бумаги по количеству участников в группе
2. Цветные карандаши или фломастеры.

7) Упражнение «Сделай себе подарок»
Цель:  Научить себя доставлять себе Радость.
Каждый из участников делает себе подарок

Игры:
1) Ведущий с мячом (Стоя) называет «Кто любит…»то, что он любит, и все кто думают также, должны поменяться местами и занять свободное место на стуле.

Где можно более подробно ознакомиться с «техникой отказа собеседнику»?
Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 224 с. С. 68
Детская школа искусств "Весна"
г. Новосибирск



Яндекс.Метрика