Практическая часть
Все участники на примере собственного опыта рассказывают, как они предотвратили
назревающий конфликт.
Аналитическая часть, в которой все участники высказываются, что получилось или
нет (отталкиваясь от теоретической части данной темы)
1) Тренинговое задание (способ)
Все участники делятся на внешний и внутренний круг.
Задание внутреннему кругу. Максимально сосредоточится на чем-нибудь, но только
не на конфликтующем и постараться выразить (бессловесно) свое эмоциональное отношение
к значимому объекту.
Задание внешнему кругу. На основании карточки с максимально эмоционально окрашенным
отношением «предъявить претензию» к собеседнику (из внутреннего круга).
В конце выполнения задания партнер из «внутреннего» круга со словами: «Не расстраивайся,
всё поправимо!» похлопывает по плечу.
Аналитическая часть, в которой все участники тренингового задания высказываются
по поводу своих трудностей.
2) Тренинговое задание (причина). Информация в конфликте
Из числа участников, выбираются 4 человека, которых просят побыть за дверью.
Их приглашают в зал по одному.
Из оставшихся выбирается один, который будет зачитывать отрывок из художественного
произведения первому, вошедшему в зал. Тот, кому отрывок зачитывался, должен передать
информацию (как он понял) следующему, вошедшему в зал. Информация передается от
одного участника к другому до последнего оставшегося за дверью.
Аналитическая часть, в которой высказываются только «не участвующие» в процессе
передачи информации. И определяют, на сколько информация «искажается» в процессе
её передачи.
Теоретическая часть
Конфликт – это латинское conflictus, то есть столкновение.
Конфликты могут быть как конструктивными так и деструктивными, они являются источником личностных и социальных изменений. Конфликт – это средство,
с помощью которого могут быть выявлены и разрешены проблемы. Конфликт – это социальное
взаимодействие людей, как правило, выражающееся в противоборстве сторон.
«+» Конструктивная функция
– С помощью конфликта могут быть выявлены и разрешены проблемы;
– конфликты могут выполнять конструктивные функции (смена старых традиций на
новые, внедрение инноваций);
– через конфликт, личность может выразить себя с наиболее выгодной стороны;
– конфликт «оголяет» истинные личностные стороны участников, открывает их новые
качества;
– в конфликте нередко рождается «истина»;
– конфликт как способ разрешения возникающих противоречий, неудовлетворенных
потребностей;
– конфликты могут стимулировать организационные изменения, развитие организации,
способствовать разрядки существующей напряженности;
«–» Деструктивная функция
– конфликты могут выполнять деструктивную, дестабилизирующую функции;
– конфликты нередко могут повлечь последствия для физического и психического
здоровья участников(страх, фобии);
– затягивающиеся конфликты могут служить началу разрушения организации
– последствия конфликта проявляются в нарушении системы отношений, коммуникаций,
взаимосвязей в организации.
Конфликтами нужно научиться управлять!!!!
Межличностные конфликты
Причины: Индивидуальные различия (разное воспитание, разное воспитание, ценностные
ориентации);
Дефицит информации (участники конфликта могут обладать разной информацией или
получить неправильную информацию);
Несовместимость ролей участников (личностные качества, темперамент);
Стресс обусловленной окружающей средой (конкуренция, сокращение штатов, высокие
требования к человеку).
Внутриличностный конфликт. Барбара Ларриве (Калифорния, США): «Конфликт естественное состояние, а так
как всё вокруг взаимосвязано, то наш внутренний конфликт распространяется вокруг
нас. Конфликт внутри меня – это моя проблема. Конфликт – это негативная или позитивная
энергия. Наше сознание делает конфликт положительным или отрицательным. Задача
заключается в том, чтобы избавиться от негативной энергии, войти внутрь конфликта,
но не победить, а освободить себя и с открытым сердцем войти в конфликт….».
Конфликты сопутствуют человеку всегда и везде. Межличностные конфликтные ситуации
возрастают с ростом удовлетворения потребностей человеком.
1. Конфликты возникают, когда потребности не удовлетворяются.
2. Стремление к власти вызывает конфликт, а иногда и связано с преступлением.
3. Удовлетворение потребностей (успех), сопряжено с неадекватным отношением к
личности социума (завись).
Модель развития конфликта
Стадии развития конфликта |
Этапы развития конфликта |
Первая стадия зарождения конфликта – конфликтная ситуация |
1. Возникновение конфликтной ситуации.
2. Появление сигналов конфликта, напряженности, кризис в отношениях, инциденты.
3. Осознание интересов и препятствий каждой из сторон конфликта, проявление враждебности. |
Вторая стадия развития конфликта – начало и усиление действий друг против друга |
4. начало конфликтного противоборства сторон – действия друг против друга.
5. Эскалация конфликта. Информационное и энергетическое противоборство. |
Третья стадия завершения, трансформации конфликта |
6. Завершение конфликта – всякое его окончание.
7. Постконфликтная ситуация:
а) нормализация отношений, сотрудничество;
б) перерастание конфликта в другое противоборство, непримиримые отношения. |
Где можно более подробно ознакомиться с проблемой конфликтов?